Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В развитии силы, быстроты, выносливости у юных спортсменов




 

Исходя из характера соревновательной деятельности спортсменов и значения в ней психологического фактора, можно определить содержание методики интеграции физической и психологической подготовки юных спортсменов. Основное содержание данной методики заключается в следующем:

1 Формирование положительной мотивации к психологической и физической подготовке.

2 Систематический анализ результативности при проявлении физических качеств на тренировках и соревнованиях.

3 Развитие у юных спортсменов личностного качества результативности в действиях.

4 Формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на этой основе целей при развитии и проявлении физических качеств.

5 Оптимизация соотношения тренировочной и соревновательной мотивации.

6 Формирование у юных спортсменов мотивации достижения.

7 Развитие у спортсменов умений психической саморегуляции.

Модель интеграции физической и психологической подготовки юных спортсменов (рис. 19) акцентирована на приоритетное направление – развитие психических процессов, а затем уже на развитие физических качеств. Педагогические подходы при создании модели учитывают комплексный, интегральный характер подбора содержания и форм обучения, определяющий развитие функций физической, психической, функциональной и социальной направленности и способствующий оптимизации и повышению эффективности учебно-тренировочного процесса юных спортсменов.

Системный подход к интеграции процесса подготовки спортсменов учитывает следующие педагогические условия:

- углубленную проработку каждого элемента системы;

- наличие связей и отношений между всеми компонентами системы;

- наличие интегральных качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых системообразующих элементов;

- взаимодействие со средой и системами другого порядка.

Особенностью модели является построение ее на основе принципов гуманистической педагогики и психологии и ориентированность на развитие личности, как целостной био-психо-социальной структуры. Основное внимание в ней направлено на:

- усиление внимания к личности на основе идей развивающего и личностно-ориентированного обучения, механизмов рефлексии;

- развитие внутренней мотивации юных спортсменов к самосовершенствованию и самореализации;

- повышение мотивации к соблюдению принципов здорового образа жизни, ценностному отношению к своему здоровью;

- формирование гармоничного развития личности (единство и целостность духовного, психического, физического, социального);

- освоение методов самоконтроля и саморегуляции;

- превращение обучающегося из объекта воздействия в субъекта активной творческой деятельности.

 

 
 

 

 


Целеобразование   Мотив достижения   Сор-ная мотивация   Развитие психических функций   Психическая саморегуляция   Полож-ная мотивация к занятиям   Дыхательная гимнастика

 

 

Рис. 19 Модель интеграции физической и психологической подготовки спортсменов

 

Интегративный подход к построению структуры учебно-тренировочного процесса, подбору содержания и средств обучения позволяет одномоментно развивать функции различной направленности, физической, эмоциональной, интеллектуальной, волевой подготовки юных спортсменов.

Обучив юных спортсменов владению аутогенной, идеомоторной и психорегулирующей тренировками, следует научить их пользоваться приобретенными умениями расслабления, мобилизации, создаваемыми мысленными образами, представлениями движений при развитии и проявлении физических качеств. При развитии силы, быстроты и выносливости у спортсменов следует руководствоваться положениями теории физического воспитания и спортивной тренировки. Наиболее значим психологический фактор при развитии и проявлении силы, быстроты, выносливости.

1 Развитие силы. Для развития этого качества используются методы повторного интервального упражнения. При проведении занятий по развитию силы в групповой форме рекомендуется игровой и соревновательный методы – определяется победитель – самый сильный. Развитие силы у юных спортсменов осуществляется по двум направлениям: 1) использование околопредельных (2–3 повторения) в упражнении и больших отягощений (4–7 повторений в упражнении); 2) использование средних и малых отягощений (13–25 повторений в упражнении). Первое направление предусматривает развитие собственно силы; второе – развитие силовой выносливости.

Перед выполнением упражнений на развитие силы осуществляется психологическая настройка на предстоящую деятельность для создания мобилизационной готовности на проявление силы; создание мысленного образа «Я – сильный». Для этого спортсмены используют психорегулирующую тренировку (индивидуальные варианты), идеомоторную тренировку. Упражнения выполняются в сопровождении волевых усилий (упорства, решительности). После выполнения упражнения используется расслабляющий вариант психорегулирующей тренировки.

2 Развитие быстроты. Предусматривается развитие быстроты двух видов: 1) быстроты реагирования (двигательная реакция на стимул); 2) быстроты движения с проявлением большой силы (скоростно-силовые способности). Используются методы переменного интервального упражнения (прогрессирующий и повторно-прогрессирующий), заключающиеся в следующем. Стандартное воспроизведение нагрузки в процессе упражнения чередуется с нарастанием ее. В качестве средств используются: бег на короткие дистанции (10 м, 30 м); поднятие отягощений (гантели); упражнения в парах, имитирующие соревновательные действия.

При групповой форме занятий используются методы игровой и соревновательный: определяется победитель в быстроте – кто быстрей.

Перед выполнением упражнений на развитие быстроты осуществляется: отвлечение внимания от постороннего и концентрация на предстоящем действии; создание мысленного образа «Я – самый быстрый»; создание мобилизационной готовности к проявлению быстроты с использованием индивидуальных вариантов ПРТ. После выполнения упражнений используется ПРТ (вариант расслабления, успокоения).

3 Развитие выносливости. При развитии общей выносливости используется бег на 1000м и более. При развитии специальной выносливости решаются три основные задачи: 1) повышение анаэробных возможностей за счет гликолитического компонента; 2) повышение аэробных возможностей за счет совершенствования деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 3) повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной мышечной работой за счет развития и проявления волевых качеств (терпеливости, упорства, настойчивости).

При развитии специальной выносливости используются методы повторного и интервального упражнений. Основные характеристики методики развития выносливости следующие: 1) интенсивность работы составляет 75–85 % от максимума. К концу выполняемой работы ЧСС доходит до 170–180 уд/мин; 2) продолжительность отдельной нагрузки составляет 1–1,5 минуты; 3) интервалы отдыха составляют 1–1,5 минуты и включают малоинтенсивную работу (ходьба, упражнения на растягивания); 4) число повторений определяются по состоянию спортсмена и составляют 5–8 в одном занятии.

Перед выполнением упражнений на развитие выносливости осуществляется: создание мысленного образа «Я – выносливый, смогу»; концентрация внимания на завершении упражнений; создание мобилизационной готовности к выполнению упражнения. Используется ПРТ (вариант мобилизации). Выполняемое упражнение сопровождается проявлением волевых усилий на преодоление утомления. После выполнения упражнений используется ПРТ (вариант расслабление).

Таким образом, интегрированная методика психологической и физической подготовки юных спортсменов направлена на одновременное развитие и проявление физических качеств и психических функций, обусловливающих их проявление в соревновательных условиях. Она призвана ускорить овладение навыками произвольного управления подсознательными процессами, оптимизировать учебно-тренировочный процесс и повысить качество тренировочной и соревновательной деятельности юных спортсменов.

 

Темы рефератов

 

1 Характеристика физических качеств спортсмена.

2 Методы развития физических качеств.

3 Психологические факторы развития и проявления физических качеств.

4 Психология проявления физических качеств.

 

Литература

1 Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М.: Фис, 1966.

2 Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. – М.: Фис, 1977.

3 Найдиффер, Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. – М.: Фис, 1979.

4 Общая и спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000.

5 Психология: учебник для институтов физической культуры / под ред. В. М. Мельникова. – М.: Фис, 1987.

6 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных