ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Киев • Харьков • МинскТ. В. Бендас ГЕНДЕРНАЯ Психология
Издательская программа Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара Новосибирск Киев • Харьков • Минск
ББК 8 8 373я7 УДК 159 922.1(075) Б46 Рецензенты: В. А. Аверин, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии; Л. Н. Ожигова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук). ■ Бендас Т. В. Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-94723-369-Х В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин. ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-94723-369-Х © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 Оглавление Предисловие..................................................................................................................... 6 Глава 1. Введение в гендерную психологию............................................................. 9 Краткая история формирования гендерной психологии.................................. 9 Стратификация полов в разных культурах.................................................... 33 Предмет, задачи и методы гендерной психологии......................................... 38 Теории и концепции............................................................................................... 42 Выводы......................................................................................................................... 55 Вопросы для самопроверки.................................................................................... 58 Учебные задания........................................................................................................ 58 Глава 2. Индивидные характеристики................................................................... 60 Рост................................................................................................................................ 60 Вес................................................................................................................................. 65 Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии..................... 66 Питание и отношение к еде..................................................................................... 69 Телосложение............................................................................................................. 71 Некоторые физиологические показатели......................................................... 80 Выводы..................... '.................................................................................................. 82 Вопросы для самопроверки................................................................................. 83 Учебные задания........................................................................................................ 84 Глава 3. Гендерная демография.................................................................................. 85 Здоровье и болезни................................................................................................... 85 Пропорция полов в обществе................................................................................. 89 Продолжительность жизни и смертность........................................................... 97 Выводы....................................................................................................................... 102 Вопросы для самопроверки.............................................................................. 102 Учебные задания................................................................................................... 103 Глава 4. Психомоторика.......................................................................................... 104 Моторика в детском возрасте.............................................................................. 104 Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного напряжения, волевое усилие.......................................................................... 107 Скорость, точность и тренировка психомоторики........................................ 114 Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях.................... 17 Лифтинг и причины половых различий в моторике...................................... 122 Выводы....................................................................................................................... 124 Вопросы для самопроверки............................................................................... 125 Учебные задания................................................................................................... 126 Глава 5. Ощущения и восприятие............................................................................. 127 Зрительная модальность....................................................................................... 127 Зрительно-пространственные способности.................................................... 139 4 Оглавление Слуховая модальность.......................................................................................... 152 Тактильная модальность...................................................................................... 156 Другие модальности............................................................................................ 159 Социальная перцепция.......................................................................................... 165 Выводы....................................................................................................................... 169 Вопросы для самопроверки.............................................................................. 172 Учебные задания................................................................................................... 173 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174 Внимание и память................................................................................................. 174 Общий интеллект, речь и математические способности............................. 182 Эмоциональные состояния................................................................................... 192 Выводы..................................................................................................................... 197 Вопросы для самопроверки.............................................................................. 198 Учебные задания.................................................................................................... 199 Глава 7. Личностные характеристики.................................................................... 200 Мотивация достижения и аффилиации.......................................................... 213 Мотивация власти и доминантность................................................................. 221 Другие характеристики личности................................................................... 229 Выводы.............................................................. ...................................................... 238 Вопросы для самопроверки....................................................,........................ 240 Учебные задания..................................................................................................... 241 Глава 8. Социальное поведение............................................................................. 243 Стиль поведения................................................................................................... 243 Успешность деятельности.................................................................................... 252 Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола........ 263 Выводы....................................................................................................................... 272 Вопросы для самопроверки................................................................................. 274 Учебные задания..................................................................................................... 274 Глава 9. Гендерные отношения................................................................................ 276 Гендерная сегрегация в детских группах...................................................... 279 Мужчины и женщины в деловом мире.............................................................. 293 Дружеские и сексуальные гендерные отношения....................................... 299 Супружеские отношения....................................................................................... 309 Взаимоотношения родителей и детей в семье.............................................. 318 Девиантные отношения......................................................................................... 325 Выводы....................................................................................................................... 333 Вопросы для самопроверки.............................................................................. 335 Учебные задания................................................................................................... 336 Глоссарий....................................................................................................................... 337 Литература...................................................................................................................... 346 Приложение к главе 1................................................................................................ 371 Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911).... 372 Оглавление 5 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|