Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды или уровни субъектности, проявляемые человеком




Требование рассматривать психические явления разных порядков одновременно на всех уровнях значимо для психологии. Однако, как отмечал Б.Ф.Ломов (1984), ни число уровней, ни число порядков еще не известно. «Уровень – значения, которые могут принимать… величины относительно других величин» (А.М. Прохоров – гл. ред., 2001. С. 1643), а значит, и относительно целого. В основу предлагаемого подхода положена идея выделения уровней активности человека как организма, индивида, личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, 1977; А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, 1978; Л.С. Выготский, 1984; А.Н. Леонтьев, 1975; И.М. Сеченов, 1947; В.В. Столин, 1983; др.).

Итак, исходя из того, что человек живет в сложном многоконтекстном мире, включающем физические, биологические, социальные и индивидуальные значения, он, будучи субъектом и организуя себя в ситуациях неопределенности, не может выступать только в ипостаси социального субъекта. Человек самоорганизуется не только в общественно-социальном контексте как публичный субъект, он - субъект уникальной активности, значит, индивидуально-социальный субъект. Кроме этого, он также является субъектом биологической активности как витальный субъект (особь) и субъектом активности в физической среде как индивид. Указанные виды активности и самоуправления - это не только разные виды, но и разные уровни возможностей субъектности, которые в целом проявляет человек, благодаря своему фило- и онтогенезу.

Витальная субъектность проявляется как активность, обусловленная соматическим комфортом-дискомфортом (от удовлетворения до боли). Данная субъектность наследуется человеком. Поскольку развить можно только то, что есть, иначе надо порождать, таким образом, именно на основе витальной субъектности и свободы выбора в конфликтном социальном со-бытии развивается человек как субъект социальных отношений и собственной жизнедеятельности. Витальная субъектность выражается непосредственно, т.е. непосредственной активностью, доопределяющей то или иное потребностное состояние человека. Предположение о порождении субъектности человека социальной средой само по себе, на мой взгляд, носит антисубъектный и даже дискриминационный характер: кто-то у кого-то и за него самого порождает субъектность. Но важнее для анализа, что такой вывод противоречит реальному проявлению непосредственной активности у ребенка до его социального формирования, а также проявлению признаков субъектного поведения у животных.

Индивидная субъектность проявляется как активность с ориентировкой на объектные (физические) параметры действительности. Мир для человека существует, прежде всего, как объектная реальность, человек сам имеет физические характеристики. Индивидная субъектность обеспечивает построение движений, перемещение тела в пространстве, проявление динамики манипулятивных действий, соотносимых с внутренними возможностями и внешними условиями. Индивидная субъектность выражается в опосредованной активности, т.е. активности, построенной с учетом свойств среды, как внешней, так и внутренней. Таким образом, понятна связь индивидной субъектности, с одной стороны, с витальной субъектностью, с другой - с общественно-социальной. Непосредственная и опосредованная активности, характеризующие субъектность человека, имеют отношение к доличностной субъектности.

Общественно-социальная субъектность проявляется как активность с ориентировкой на общественные значения, природа которых социальна. Эта субъектность – субъектность человека как личности, как социального существа, живущего в обществе. Понятия социального и общественного соотносятся как общее и частное. Причем понятие «социальный» (social) обозначает культурную природу жизнедеятельности человека, т.е. ориентированную на значения, выработанные человеческой культурой. Понятие «общественный» (societal) обозначает конкретный культурный контекст, связанный с социальным багажом, нормами, ценностями, традициями жизнедеятельности определенных сообществ людей (страны, нации, семьи, референтной группы и пр.). В связи с этим, несмотря на традиционное использование термина «асоциальность», личность может быть а- или антиобщественной, но не а- или антисоциальной, т.к. каких бы взглядов ни придерживался человек, формирующийся и развивающийся среди людей, эти взгляды имеют социальную природу. В свою очередь, к общественно-социальному контексту относится и правовой контекст.

Чтобы витальные смыслы и физические объектные характеристики действительности получили свое социальное значение, необходимо формирование сознания. Используя язык как психологическое орудие-средство, человек имеет возможность удвоить мир и проявлять опосредствованную активность. Причем не только практическую, разворачивающуюся в реальной физической среде, но и умственную, теоретическую, образную – посредством знаков и символов. Умственная активность позволяет человеку действовать не только «здесь и теперь», но и осмысливать, планировать, программировать, экстраполировать, контролировать социальные по характеру действия, сберегая при этом свою энергию. Общественно-социальная субъектность выражается в возможности разумной, целесообразной активности, деятельности, опосредствованной социальными значениями. Проявляя такую активность, человек как личность представляет собой не только социально-типичное существо, но и себя как уникальность. Таким образом, понятна связь общественно-социальной субъектности – светской, публичной, с индивидуально-социальной субъектностью - приватной.

Индивидуально-социальная субъектность проявляется как активность с ориентировкой на личностные смыслы. Несмотря на приватность, эта субъектность также имеет социальную природу. Однако неполное совпадение значений и личностных смыслов, образа других людей и себя самого позволяет личности выделить себя, осознавать себя, понимать свою автономность и уникальность, считать себя автором своей активности и держать перед собой, обществом, миром, в котором живет, ответ за принятые решения и полученные результаты. В целом по причине субъектности человек развивается и социально формируется не только благодаря общественным условиям, но и вопреки им.

Индивидуально-социальная субъектность человека выражает возможность проявления ответственной активности. Характер ответственной активности будет связан с целостностью жизненного мира, в контексте которого человек себя полагает, осмысливает и оценивает. Это - континуум с такими системами координат, ведущих отсчет: от Я в разной степени целостности до «границ» вселенной; от витальных смыслов до высот личностных; от Я в настоящем до Я в будущем; от Я – реального до Я - идеального.

Таким образом, индивидуально-социальная субъектность и витальная субъектность связаны как приватные. Модель позволяет понять, что представление о Я-ответственности связано не только с отчетом личности перед обществом. Характер ответственности зависит от того, где в этой системе координат находится Я. В максимальной степени ответственность у личности проявляется перед будущим всего мира, а в минимальной - может охватывать лишь фрагмент своего Я, вредя себе в целом своей активностью.

Все выделенные характеристики активности человека (витальная, физическая, общественно-социальная, индивидуально-социальная) системно организованы, но могут проявляться и отдельно, в соответствии со своими фило- и онтогенетическими этапами развития. Таким образом, и субъектность может проявляться как интегральная, иерархически организованная способность личности, при которой каждый предыдущий уровень возможностей является основой и предпосылкой для становления и проявления последующего. Принцип иерархии задает закономерность: возможности высшего уровня определяют характер и содержание субъектной активности. Однако относительно автономное существование каждого уровня (вида) субъектности обеспечивает возможность каждому их них в этой организации выступать в системообразующей роли, в зависимости от уровня развития человека, значения и смысла его активности в конкретной ситуации. Вышесказанное подтверждает 2 и 3 гипотезы.

Итак, возможно возникновение недоразвитой, а также не интегрированной, а дезинтегрированной субъектности личности, которое проявится как невозможность личности быть субъектом или невозможность быть субъектом в полной мере в социальной (уголовно-правовой) ситуации. Таким образом, «качество» субъектности личности (интегрированная илидезинтегрированная), уровни или виды ее проявления (витальная, индивидная, общественно-социальная, индивидуально-социальная) становятся критериями при установлении субъектных возможностей личности в инкриминируемой ей ситуации.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных