Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мифология древних корейцев.

Мифология не только в верованиях корейцев, но также и в религиях других народов подразумевает такие условия, когда человек не отделял себя от природы, т.е. приписывал собственные качества природе. Благодаря развитию мифологии рождались различные ритуалы, связанные с мифами. Вообще мифологическому мышлению было свойственно обожествление происхождения и сущности. Объяснение мира просто сводилось к рассказу о творении. Существовали космогонические, этнологические, календарные мифы. В мифологии творение часто изображалось похищением элементов природы у владельца, а также как порождение первопредком. Большое место в мифологии разных народов занимают мифы о жизни богов, героев (Древняя Греция), рассказывающие об успешно преодолённых испытаниях. Мифы также складывались и вокруг некоторых исторических лиц (например, о доблестных полководцах-воителях, о достойных и не достойных правителях), в которых рассказывалось что-то достойное удивления, т.е. это был не обычный рассказ об обычной жизни этих реальных исторических лиц. Важно отметить, что самые удивительные события и их участники в подобных мифах точно локализованы в пространстве: живут в реальной стране (например, в средневековой Корее), и на старинных картах можно отыскать, где находится та или иная крепость.

Сами корейцы самозабвенно верили в божества и духов стихий, нередко приобретающих образ животных (дух лесов – медведь). НА эти верования со временем накладывались китайские представления о борьбе и взаимодействии 2-х противоположных начал: мужского «янь» (положительного) и женского «инь» (отрицательного). При взаимодействии «инь-янь» происходит рождение Неба и Земли а потом пяти основных элементов (так называемых начал): огня (хва), воды (су), дерева (мок), металла (кым), земли (тхо). По этим китайским представлениям своим существованием мир обязан Дао (путь) и материальному началу Цы. (Дао – закономерность, по которой всё происходит, Цы – начало всего сущего). Существует активное (янь) и пассивное (инь) Цы. В их борьбе как раз и родились 5 первоэлементов. Они, влияя на мир, сменяют друг друга, и их смена зависит от Дао (смена времён года, смена династий). Зло и несчастье – это нарушение законов Дао. Ванны (короли) являются прямыми потомками Неба, которые должны были осуществлять на земле небесные законы Дао. Небо могло по погоде выражать одобрение или неодобрение к царям.

Если говорить о собственно корейских мифах, то отечественное корееведение располагает немногими сведениями об устном творчестве корейских племён. В наиболее ранних записях до наших дней дошли только предания (мифы), которые рассказывают о чудесных происхождениях первых ванов, основателей первых корейских государств. Эти предания сохранились в древнейших памятниках корейской литературы и в китайских источниках. Но многие мифы на протяжении веков были безвозвратно утеряны. Самыми ранними из сохранившихся памятников корейской литературы являются надписи на каменных стелах, посвящённые деяниям корейских государей, а также могильные надписи. Все эти надписи составлены по биографическому принципу. Исторические предания и мифы включались и в корейские историографические сочинения, например в «Самгук Саги» (автор Ким Бусик, 12 век). Особенно старательно сохранялись мифы о чудесном рождении и необыкновенных деяниях основателей первых корейских государств. Дело в том, что тщательный подбор сведений о чудесном рождении и удивительных подвигах государей-основателей как о знаках того, что их власть дана им Небом, был в традициях конфуцианской историографии, в русле которой развивалась корейская историческая литература.

В древности на территории корейского полуострова существовало несколько отдельных государств. Каждое из них было образовано местными племенами: йе, мэк, пуё, каждое из которых имели свою мифологию, своих богов и героев. Из этих мифов до нас дошли северокорейские предания, основное место в которых занимают мифы об основателе государства Когурё Тонмён-Чумоне и об основателе государства Древний Чосон Тангуне. И основной чертой в сюжетах этих мифов является происхождение правителей от связи Неба и Земли, а также благодаря помощи животных.

Рассмотрим миф о Тонмён-Чумоне. Следует оговориться, что Тонмён-Чумон как одно лицо появился в литературе не сразу. В самых ранних источниках повествуется отдельно о Тонмёне (основателе пуё) и о Чумоне (основателе Когурё). Постепенно объединение северокорейских племён в государство Когурё привело к слиянию мифов о Тонмёне и Чумоне в одно лицо. В исторических сочинениях 12-13 вв., где Тонмён-Чумон уже является одним лицом, появились новые эпизоды, касающиеся деяний самого Тонмён-Чумона. А также появились новые герои и связанные с ними сюжетные линии, которые тогда, по-видимому, представляли собой самостоятельные предания, имевшие смутное отношение к мифу о Тонмён-Чумоне и противоречащие друг другу. Например, рассказ о Хэбуру, правителе Пуё. Он состоит из двух частей, связанных между собой только упоминанием имени Хэбуру. Первая часть – о государе Хэбуру и его наследнике «золотой лягушке», вторая часть – о сне министра Оранбуля. Из-за этого весь рассказ о Хэбуру вплетён в предание о Тонмён-Чумоне, т.к. в нём усматривается намёк на появление Тонмён-Чумона.

Следующее предание – о Тангуне – прародителе корейцев и основателе Древнего Чосона. Оно встречается только в 2-х сочинениях 13 века: в «Самгук Юса» (автор Ким Ирён) и в «Рифмованных записях об императорах и царях». В основе рассказа лежит архаическое представление о рождении первопредка. Верховный владыка Хванин посылает на Землю (в Корею) своего сына Хвануна и вручает ему 3 небесные печати – символ верховной власти. (Из истории известно, что в первых веках н.э. китайские государи, пытаясь умиротворить беспокойные корейские племена «мэк» и привлечь их на свою сторону, жаловали вождям княжеские титулы и посылали им в дар печати как символ власти. Эти реальные факты привели к появлению этой детали в мифе). Хванун привёл с собой большую свиту – 3000 слуг, он повелевал духами ветра, дождя, туч. Хванун ведал людскими судьбами, исцелял болезни, учил людей различать добро и зло, в общем наставлял людей на путь истинный в этом мире.

Легко заметить, что рассказ о Тангуне как бы распадается на 2 части: 1- история нисхождения героя в мир людей, 2 – история о медведе и тигре, мечтавшими превратиться в людей. Вторая история считается древнее первой, т.к. в архаических преданиях большинства народов Сибири звери легко меняют свой облик и превращаются в людей. Однако в этом мифе 2-я часть преображена и изменена, звери сами не могут превращаться в людей и просят помощи у сына Небесного Владыки. Ещё 1 важная деталь – Хванун спускается с небес к священному дереву (чёрная берёза), которое является символом мирового дерева, которое связывает Небо и Землю у народов Сибири. Во 2-й части рассказывается о рождении Тангуна от брака сына Небесного Владыки с женщиной-медведицей. За этой историей его чудесного рождения стоят древнейшие тотемические представления, объясняющие рождение вождей племён (государей) от связи человека (обычно женщин) с тотемным зверем у племён Сибири.Тангун правил Древним Чосоном 1500 лет, и в стремлении подчеркнуть древность корейской государственности эпоха его правления была соотнесена с эпохой правления китайских императоров. Начало своей истории корейциы считают 2333 год до н.э. – год основания Тангуном Древнего Чосона. Рассказы о Тонмён-Чумоне и Тангуне - подтверждение связи корейцев с народами севера. Но большинство других мифов об соновании корейских государств имеют сходство с мифами народов Юго-восточной Азии.

Ещё один миф об основателе гос-ва Силла Хёккосе. В нём повествуется о том, как старейшины 6-ти общин, решившие найти достойного правителя страны, поднялись на холм и обратились к югу (с юга ждали благих вестей у народов Дальнего Востока). Старейшины увидели белую лошадь, бросились к ней, но лошадь поднялась в небо, а на том месте, где она была, старейшины нашли большое яйцо. Когда яйцо раскололи, из него вышел чудесный младенец, ставший впоследствии основателем гос-ва Силла. Рождение из яиц не характерно ни для сибирской, ни для китайской мифологии, но постоянно встречается в фольклоре народов Юго-восточной Азии. В основе таких мифов лежит рождение первопредка от тотема-птицы, но сама птица упоминается лишь в ранних версиях мифов. В боле поздних версиях яйцо рождает женщина. Также мифологии для многих народов Юго-восточной Азии характерно рождение первопредка из тыквы (из яйца – для островных племён, из тыквы – для материковых племён, земледельцев, которые занимались разведением различных видов тыкв). Мифические герои также плавают в тыквах, спасаясь от мирового потопа. В повествовании о Пак Хёккосе говорится, что младенец вышел из яйца, а яйцо было похоже на тыкву. А тыква по-корейски – пак.

Помимо своих мифологических образов у корейцев есть ещё и образы, воспринятые у западных соседей. Например, образ дракона, который попал в Корею из Китая, где он был самым популярным тотемом, и где без его присутствия не могло обойтись ни 1 чудесное рождение большинства мифических государей.

Роль мифологии. Важно отметить, что, хотя Древняя история Кореи изучена довольно плохо, именно исследование мифологии позволяет говорить о северном и южном компоненте в этногенезе корейцев, тем самым проливая свет на историю происхождения корейского народа. Кроме этого корейские предания и легенды открывают перед нами удивительный мир, который вроде бы мифический и сказочный, и вместе с темреальный и исторический. В нём царствуют и живут и мифические, и реальные государи, полководцы, отстаивающие независимость своей страны. Но наряду с этим это ещё и художественный мир, воссозданный корейскими писателями-историографами, который увлекал тогдашних читателей условной правдой жизни, и который может заинтересовать и современного читателя своим необычным сочетанием реального и удивительного, помочь познать корейскую историю, древнекорейский фольклор и корейскую литературу в самых её истоках.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИМЕРОВ | Предпринимательство как особый вид деятельности


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных