ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИОглавление От автора Раздел 1. Общие вопросы тифлопсихологии ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ §1. Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия ее нарушений §2. Предмет тифлопсихологии §3. Задачи тифлопсихологии, ее значение и связь с другими науками §4. Методы тифлопсихологического исследования §5. Развитие психики при глубоких нарушениях зрения §6. Нервно-психические нарушения при слепоте и слабовидении §7. Характеристика психического отражения при дефектах зрения Вопросы и задания Литература ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ §1. Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки §2. Основные направления тифлопсихологии копия XIX - качала XX вв. §3. Тифлопсихология в дореволюционной России §4. Становление отечественной тифлопсихологии §5. Отечественная тифлопсихология на современном этапе Вопросы и задания Литература ГЛАВА 3. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ §1. Понятие о дефекте и компенсации §2. Принципы и физиологические основы компенсации §3. Физиологические механизмы компенсации §4. Биосоциальная природа компенсаторного приспособления §5. Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации. Вопросы и задания Литература Раздел II. Личность и деятельность при дефектах зрения ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ СЛЕПЫХ §1. Проблема личности в тифлопсихологии §2. Активность личности при слепоте §3. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения §4. Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению §5. Социальная перцепция и установки на общение Вопросы и задания Литературе ГЛАВА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ДЕФЕКТАХ ЗРЕНИЯ §1. Деятельность и компенсация §2. Социально-трудовая реабилигация инвалидок но зрению Вопросы и задания Литература ГЛАВА 6. ВНИМАНИЕ СЛЕПЫХ §1. Внимание и его роль при дефектах зрения §2. Особенности внимания слепых Вопросы и задания Литература ГЛАВА 7. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕПЫХ §I. Понятие о речи и ее функциях §2. Особенности развития речи при слепоте §3. Особенности речевого общения слепых Вопросы и задания Литература Раздел III. Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении ГЛАВА 8. ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ §1. Сенсорная организация человека при дефектах зрения §2. Критика знаковой теории ощущения §3. Проявление психофизических закономерностей ощущения при слепоте и слабовидении §4. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидяших §5. Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих §6. Использование зрения частичнозрячих и слабовидящих в процессе учебной деятельности §7. Слуховые ощущения слепых §8. Тактильные ощущении слепых §9. Кожно-оптическое чувство §10. Кинестезические ощущения слепых §11. Вибрационные ощущения незрячих §12. Хеморецепция слепых §13. Статические ощущения слепых Вопросы и задания Литература ГЛАВА 9. ВОСПРИЯТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ §I. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения §2. Сравнительная характеристика зрительною и осязательного восприятия §3. Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичиозрячих §4. Природа, формы и способы осязательного восприятия §5. Осязательное восприятие пространства §6. Роль осязания в детальности слепых §7. Приборное восприятие Вопросы и задания Литература ГЛАВА 10. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ §1. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих §2. Формирование представлений при дефектах зрения §3. Зрительные представления ослепших §4. Критика знаковых теорий представлений Вопросы и задания Литература ГЛАВА 11. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СЛЕПЫХ §1. Понятие об ориентации в пространстве § 2. Роль органов чувств в ориентировке слепых § 3. Топографические представления Вопросы и задания Литература ГЛАВА 12. ПАМЯТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ § 1. Проблема памяти в тифлопсихологии § 2. Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих Вопросы Литература ГЛАВА 13. МЫШЛЕНИЕ СЛЕПЫХ §1. Мышление и его роль в компенсации слепоты §2. Теории мышления в тифлопснхологии §3. Мыслительные операции §4. Формы и виды мышления Вопросы и задания Литература ГЛАВА 14. ВООБРАЖЕНИЕ СЛЕПЫХ Вопросы и задания Литературе ГЛАВА 15. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА СЛЕПЫХ §1. Особенности эмоций и чувств слепых §2. Эмоциональные состояния и внешнее выражение эмоции §3. Воля слепых Вопросы и задание Литература
От автора В планах подготовки тифлопедагогов дошкольных учреждений, учителей и воспитателей школ слепых и слабовидящих, раабилитологов кабинетов и школ восстановления трудоспособности взрослых инвалидов по зрению на дефектологических факультетах значится курс "Тифлопсихология" (психология слепых и слабовидящих). В целях облегчения усвоения студентами этого курса нами в 1972 г. была издана книга "Очерки психологии слепых и слабовидящих", а 1985г. - учебное пособие "Тифлопсихология". Работая над этим изданием, мы исходили из того, что за последние годы дифектология, и тифлопсихология в частности, заметно продвинулись вперед. За это время был собран новый обширный фактический материал, раскрывающий особенности развития психики аномальных детей, психологических особенностей лиц, утративших зрение в зрелом возрасте, существенно пополнились наши знания об особенностях поведения в условиях социальной и зрительной депривации (ограничения), путях методах их коррекции. Тем самым была создана предпосылка для дальнейшего углубления теории развития в условия сенсорной недостаточности. Кроме того, на смену процессуальному пришел новый, личностный подход, при котором психические процессы и состояния рассматриваются не изолированно друг от друга, не абстрактно, а как структурные компоненты личности. Накопление новых экспериментальных фактов и их теоретическое обобщение выдвинули психологию в первые ряды педагогических наук. Успехи дифектологии признаны не только в нашей стране, о чем свидетельствует, например, присуждение Государственной премии А.И. Мещярикову и И.А. Соколянскому за работы по вопросам воспитания и обучения слепоглухонемых, но и во всем мире. И задача, которая стояла перед автором при работе над данным учебным пособием, заключалась в том, чтобы отразить в нем современное состояние одной из отраслей дефектологии - психологии слепых и слабовидящих, вооружить будущих тифлопедагогов тифлопсихологическими знаниями, сведениями о состоянии науки на сегодняшний день, так как без этого немыслима подготовка высококвалифицированных специалистов-дифектологов. (стр. 3) В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает подготовка проблемы управление психическим развитием аномального ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии и тифлопедагогики во главу угла следует, очевидно, ставить задаче управление развитием личности аномального ребенка в целях предупреждения возникновения вторичных дифектов. Такое управление, как показывают многочисленные исследования, вполне возможно. Разумеется, такая постановка вопроса не снимает проблемы коррекции и компенсации нарушенных функций, однако в случае успешного решения проблемы развития аномального ребенка центр тяжести коррекционно-компенсаторных воздействий может переместиться в область первичных дефектов, значительно облегчив тем самым работу педагогов, так как спонтанное влияние соматического дефекта (нарушение зрительного анализатора) будет в значительной части блокировано. И, что еще более важно это поможет сблизить, свести пути развития аномального и нормального ребенка. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграцию в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дифектолога Г. И. Трошина, согласно которой между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одни и тем же закономерностям, разница заключается в способе развития. Хотя, как отмечалось выше, за последнее десятилетие психология слепых и слабовидящих сделала значительный шаг вперед. некоторые ее вопросы нуждаются в дальнейшей разработке, что и обусловило разную полноту освешения в разделах учебного пособия отдельных структурных компонентов психики слепых и слабовидящих. К таким разделам относятся, прежде всего, устойчивые психические свойства личности и эмоционально-волевая сфера психики инвалидов по зрению. Эти разделы тифлопсихологии, нуждаются в дальнейшей разработке. Слабовидение является пограничным состоянием между нормальным зрением и слепотой. Поэтому во многих проявления психической деятельности слабовидящие практически от нормы (стр. 4) ничем не отличаются. В связи с этим отдельные разделы и главы учебного пособия посвящены исключительно психике слепых. Особо следует отметить. что при изложении программного материала мы исходили из того. что курс специальной психологии базируется на ряде ранее изучавшихся студентами дисциплин, в связи с чем формулировки определений, описания сущности физиологических механизмов тех или иных явлений даются в крайне сжатом и обобщенном виде. Иными словами, учебное пособие расчитано на студентов, хорошо усвоивших анатомию, физиологию и потологию органов зрения, физиологию высшей нервной деятельности. основные закономерности развития и проявлений психики в норме. Усвоение общеи тифлопсихологических знаний позволит студентам - диффектологам сознательно усвоить теорию воспитания и обучения методики преподавания в специальной школе и специальных дошкольных учреждениях, овладеть необходимыми практическими навыками, стать знающими, понимающими и любящих свих воспитанников педагогами. (стр. 5) Раздел 1. Общие вопросы тифлопсихологии ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|