У каждого красногвардейца за спиной – ангельские крылья»(А. Белый). Полемичность поэмы «Двенадцать» А. Блока.
Самая губительная ошибка, которая когда-
либо была сделана в мире, - это отделение
политической науки от нравственной.
П. Шелли
План
I Октябрь и Блок.
- поэт призван воплотить наиболее значительные колебания всего
мироздания, всей истории
- Блок реализовал своё видение истории как истории народных масс
II Вокруг поэмы… За и против.
2. Петроград в вихре революции 1917 года.
3. Сатирическое изображение старого мира и красногвардейцев,
символизирующих наступление новой эпохи.
- волны «лирических настроений, которые проходят сквозь душу
двенадцати красногвардейцев, делающих ночной обход»
(М. Волошин)
4. Революционные мотивы поэмы и антизаконные действия защитников революции.
- разнородность революционной массы (Ванька ушёл в стан врагов)
- убийство Катьки
- попытка догнать лихача
5. Так кто же они, эти двенадцать: ангелы или демоны?
- «Они разрушители золотых иконостасов, святотатцы и грабители,
они возведены поэтом в сан апостолов, с чьим именем вековая традиция угнетённого человечества связала свою заветную мечту о великой правде» (П. С. Коган)
6. «Впереди – Иисус Христос». Загадка этого образа поэмы.
III Поэма «Двенадцать» в наши дни – без политики.
- О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить.
А. Блок
Цитаты к сочинению.
1. «Поэма «Двенадцать» - монументальная драматическая частушка».
Осип Мандельштам
2. «Не изменяя самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно – лирически объективную вещь».
М. Волошин
3. «Фабула поэмы проста, хотя очертания её несколько затуманены, как всегда у Блока. Но сущность поэмы не в фабуле, а в волнах тех лирических настроений, которые проходят сквозь душу двенадцати красногвардейцев, делающих ночной обход».
М. Волошин
4. «Центр – в композиции, в расположении частей, благодаря которому переходы от одного частушечного строя к другому получают особую выразительность, и каждое колено поэмы является источником разряда новой драматической энергии, но сила «Двенадцати» не только в композиции, но и в самом материале, почерпнутом непосредственно из фольклора».
О. Мандельштам
Тема № 12
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|