Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Судьба народа в период коллективизации




(по произведениям писателей ХХ века)

Самая губительная ошибка, которая когда-

либо была сделана в мире, - это отделение

политической науки от нравственной.

П. Шелли

План

I Тема коллективизация и народа в литературе ХХ века.
II «Так это было на земле» (А. Твардовский).

1. Причины, способствовавшие имущественному расслоению крестьянства

-1918г. – «Закон о социализации земли»;

- 1925 г. – «Закон, разрешающий аренду земли и наём рабочей силы»

2 Крестьянин – это профессия, принадлежность к определённому

сословию или особое состояние души?

3. Сложность и противоречивость процесса коллективизации:

а) кулаком мог оказаться любой (как готовили списки для раскулачивания):

В. Быков «Облава»- доносы; Б. Можаев «Мужики и бабы» - 2 группы);

б) разные взгляды на раскулачивание у тех, кто должен был вершить этот суд (Нагульнов, Размётнов, Давыдов – Мария Обухова: «Поднятая целина» и «Мужики и бабы»);

в) обман большого государственного масштаба

(Кондрат Майданников в «Поднятой целине», Хвёдор Ровба в «Облаве»)

- верили в новую власть

4. «Под корень рубят -» - картины уничтожения мужика:

а) трагедия Фёдора Селютана (Б. Можаев. «Мужики и бабы»);

- сжигает дом и все хозпостройки вместе со скотиной, а сам

подаётся в бега

б) стихийное сопротивление насилию (Тит Бородин, Тимофей

Рваный – «Поднятая целина»; Прокоп Алдонин – «Мужики и

бабы»);

- Тит Бородин подготовил обрез, если к нему придут забирать его

добро

- он – бывший красноармеец, орденоносец, воевал на стороне

советской власти

- Тимофей Рваный после выселения его семьи с хутора вернулся

тайно, откопал спрятанное ружьё и решил мстить

в) дети – не в счёт (Гаев – 11 детей – «Поднятая целина»;

П. Алдонин – «Мужики и бабы»);

- У Гаева 11 детей, а их выкидывают на улицу

- Размётнов не сумел участвовать в раскулачивании этой семьи

г) главное – не унизить себя, остаться самим собой

(Матвей Платонович Амбросимов – «Мужики и бабы»).

- настоящий хозяин земли

- не унижаться, не плакать

5. Конец трагедии? А может быть, только начало? (Судьбы Хвёдора

Ровбы, Тимофея Рваного).

6. Жестокость и гуманность – всё от новой власти (конфискация, раздача

одежды в «Поднятой целине», «Облаве»).

7. Отношение народа к так называемым кулакам.

8. Трагедия общественная и трагедия личная (отец и сын Ровба).

- сын отрекается от отца

- облава на Хвёдора Ровбу, и руководит ею его сын Микола

III «Эх, люди, люди» (Б. Можаев)

 

Тема № 37

Отражение личной трагедии в лирике поэта «серебряного века» (по лирике А. Ахматовой)

Я была тогда с моим народом…

А. Ахматова

План

I «Есть три эпохи у воспоминаний» (А. Ахматова).

- драматическая творческая судьба поэтессы в трёх

биографических кругах
II «А просто мне петь не хочется

Под звон тюремных ключей!».(А. Ахматова)

1. Жизнь в полнейшей и исключительно враждебной изоляции (с 20 – х годов):

а) сравнивание себя с затравленным волком («Вам жить, а мне не очень…»);

б) опасение оказаться вздёрнутой на окровавленный крюк («Вы меня, как убитого зверя…»).

2. Чувство отверженности в государстве – застенке («Не миррою влюблённою»):

а) высокий взлёт творчества («Последний тост»);

б) трагизм судьбы поэта («Зачем вы отравили воду…», «И вовсе я не

пророчица…»).

3. Переплетение двух великих трагедий в поэзии А. Ахматовой:

а) вторая мировая война;

б) война, развязанная со своим народом («Так не зря мы вместе

беседовали…»).

4. Изломанная судьба поэтессы, разорённый семейный очаг в «Черепках».

5. Мотив вины и покаяния перед людьми и миром:

а) чувство личной ответственности за всё происходящее;

б) большая сила обобщения и трагического величия («Черепки», «Другие уводят любимых»).

6. Библейский масштаб народной трагедии и своей личной – лейтмотив творчества в 20 – 30 – ые годы. («Распятие», «Другие уводят любимых»).

7. Линия трагической преемственности, идущая издалека и никогда не обрывающаяся, превратившаяся в петлю на шее народа.

- «Стрелецкая луна» - откуда и как пошло зло? Имело ли оно

отечественные истоки?

8. Трагическая и зловещая суть Сталинской эпохи в «Реквиеме»

- мать – казнимый сын; образы тюремной очереди, Памятника Матери, который стоит у Тюремной стены, памятник всем жертвам репрессий; Времени трагедии миллионного народа

4. Ощущение смертельно раненного человека (после 1946 года).

10. Мотив прощания со своим прошлым («На прошлом я чёрный поставила

крест», «Поэма без героя»).

III Поэзия А. А. Ахматовой – это «и мрак жизни, и глухие удары судьбы,

и отчаяние, и надежда» (А. И. Павловский)

 

Цитаты к сочинению.

1. Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе…

А. Ахматова

2. «Стихотворения Ахматовой часто запечатлевают знаменательные моменты чьей-то жизни, кульминацию душевного напряжения, связанного с чувством любви. Это позволяет исследователям говорить о повествовательном элементе в её творчестве, о воздействии на её поэзию русской прозы».

А. Л. Григорьев

3. «…главную свою позицию – быть со своим народом – она определила сразу же».

А. И. Павловский

4. «Революция выжгла из её стихов всё символически – манерное. Колоссальные личные переживания придали этим стихам горький цвет и вкус».

Н. Осинский

 

Тема № 38






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных