ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Я бы смог ему поверить (разговор о теории Луки и Сатина по пьесеМ. Горького «На дне») В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу. Л. Н. Толстой План I Основная тема пьесы м, Горького «На дне». II Два образа – две точки зрения. 1. Лука и Сатин в системе образов пьесы: а) их появление в ночлежке; б) взаимоотношения героев с окружающими их людьми; в) смысл их имён. 2. Сатин – без монологов о Человеке: а) его барственное равнодушие к людям; б) презрение к нравственным ценностям; в) способность подтолкнуть человека к преступлению, к пропасти; г) отсутствие желания работать. 3. Философия Луки – ложь или сострадание: - он видит, как тяжело живётся людям, и жалеет их, хочет им помочь - поэтому он утешает всех а) отсутствие лжи в утешениях героя; б) стремление разбудить в людях надежду; в) попытка найти поддержку человеку не в его внутренних силах, а вне его; г) смысл притчи Луки о «праведной земле». 4. Философия Сатина - истина. В чём смысл её: а) центр теории этого героя – «свободный человек», «свободный от всего»; б) «всё - в Человеке» «всё – для Человека» («всё» - это то, что внутри человека и вне его); в) отсутствие границы между человеком и окружающим миром, зависимость последнего от человека. 5. Так хотелось бы поверить… III Лука и Сатин – чья философия мне ближе.
Цитаты к сочинению. 1. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский». А. М. Горький 2. «Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения… Кто ещё не изжился, тот протестует против лжи… Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи». А. М. Горький 3. «Лука возбудил в «сожителях» всё хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего – чувство человеческого достоинства». И. И. Вайнберг 4. «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они…нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» А. М. Горький
Тема №28 «Существует только человек» (по пьесе А. М. Горького «На дне») Не создавай себе слишком мудрёного представления о человеке, суди о нём просто; не считай его ни слишком хорошим, ни слишком дурным. Г. Лихтенберг План I Основная идея пьесы м, Горького «На дне». - вера в Человека, в благородные качества его души - гордость за Человека и призыв к борьбе за его освобождение II Три правды в книге писателя. 1. Классификация героев пьесы: а) хозяева жизни (Костылёв, Василиса); б) обитатели ночлежки(все, кроме…); в) Сатин; г) Лука; д) люди с улицы. 2. Дороги, приведшие ночлежников к нынешнему их обитанию. 3. Ночлежка – её будни и праздники. 4. Новое, внесённое Лукой жизнь обитателей. 5. Итоги бесед странника с постояльцами ночлежки. 6. Бубнов и его мировоззрение - ещё одна правда жизни. 7. Восприятие действительности Сатиным – третья правда. 8. Какая же правда нужна конкретно ночлежникам и человечеству в целом 9. Правда Горького. Сделай свой вывод. - Горький показал бессилие босяков, их неспособность бороться за переустройство жизни III Своеобразие пьесы – противоречие: дно жизни и серьёзная философия.
Цитаты к сочинению. 1. «Главной причиной споров является образ странника – утешителя Луки. Кто он – положительный герой пьесы или отрицательный, жалеет ли он людей или равнодушен к ним, стремится исцелить или преследует какие – то другие цели?» Б. В. Бялик 2. «Её основная тема – правда и ложь. Её главный герой – странник Лука, «старец лукавый». Он является, чтобы обольстить обитателей «дна» утешительной ложью о существующем где – то царстве добра. При нём легче не только жить, но и умирать. После его таинственного исчезновения жизнь опять становится злой и страшной». Вл. Ходасевич 3.«… если, по ремарке автора, жители «Дна» населяют подвал, «похожий на пещеру», то это – пещера Платона. Они все – философы. Их у Горького целая академия. Большинство из них, бродяги, странники, беглецы, - философы – перипатетики. Они идут по миру, - во всяком смысле, и в продолжение своих странствий решают мировые вопросы, от своей личной судьбы и страданий всё время приходят к обобщениям, в монотонной беседе отвлечённо- этического характера только и говорят, что о правде, о душе, о совести». Ю. Айхенвальд 4. «Вся жизнь его проникнута острой жалостью к человеку, судьба которого казалась ему безвыходной. Единственное спасение человека он видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности – надеждой. Способность человека осуществить надежду ценил он невысоко, но самая эта способность к мечте, дар мечты – приводили его в восторг и трепет. Создание какой бы то ни было мечты, способность увлечь человечество он считал истинным признаком гениальности, а поддержание этой мечты – делом великого человеколюбия». Вл. Ходасевич
Тема № 29 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|