Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Я бы смог ему поверить (разговор о теории Луки и Сатина по пьесе




М. Горького «На дне»)

В судьбе нет случайностей; человек

скорее создаёт, нежели встречает свою

судьбу.

Л. Н. Толстой

План

I Основная тема пьесы м, Горького «На дне».

II Два образа – две точки зрения.

1. Лука и Сатин в системе образов пьесы:

а) их появление в ночлежке;

б) взаимоотношения героев с окружающими их людьми;

в) смысл их имён.

2. Сатин – без монологов о Человеке:

а) его барственное равнодушие к людям;

б) презрение к нравственным ценностям;

в) способность подтолкнуть человека к преступлению, к пропасти;

г) отсутствие желания работать.

3. Философия Луки – ложь или сострадание:

- он видит, как тяжело живётся людям, и жалеет их, хочет им

помочь

- поэтому он утешает всех

а) отсутствие лжи в утешениях героя;

б) стремление разбудить в людях надежду;

в) попытка найти поддержку человеку не в его внутренних силах, а вне его;

г) смысл притчи Луки о «праведной земле».

4. Философия Сатина - истина. В чём смысл её:

а) центр теории этого героя – «свободный человек», «свободный от всего»;

б) «всё - в Человеке» «всё – для Человека» («всё» - это то, что внутри человека и вне его);

в) отсутствие границы между человеком и окружающим миром, зависимость последнего от человека.

5. Так хотелось бы поверить…

III Лука и Сатин – чья философия мне ближе.

 

Цитаты к сочинению.

1. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

А. М. Горький

2. «Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения… Кто ещё не изжился, тот протестует против лжи… Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи».

А. М. Горький

3. «Лука возбудил в «сожителях» всё хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего – чувство человеческого достоинства».

И. И. Вайнберг

4. «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они…нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»

А. М. Горький

 

Тема №28

«Существует только человек» (по пьесе

А. М. Горького «На дне»)

Не создавай себе слишком мудрёного

представления о человеке, суди о нём

просто; не считай его ни слишком

хорошим, ни слишком дурным.

Г. Лихтенберг

План

I Основная идея пьесы м, Горького «На дне».

- вера в Человека, в благородные качества его души

- гордость за Человека и призыв к борьбе за его освобождение

II Три правды в книге писателя.

1. Классификация героев пьесы:

а) хозяева жизни (Костылёв, Василиса);

б) обитатели ночлежки(все, кроме…);

в) Сатин;

г) Лука;

д) люди с улицы.

2. Дороги, приведшие ночлежников к нынешнему их обитанию.

3. Ночлежка – её будни и праздники.

4. Новое, внесённое Лукой жизнь обитателей.

5. Итоги бесед странника с постояльцами ночлежки.

6. Бубнов и его мировоззрение - ещё одна правда жизни.

7. Восприятие действительности Сатиным – третья правда.

8. Какая же правда нужна конкретно ночлежникам и человечеству в целом

9. Правда Горького. Сделай свой вывод.

- Горький показал бессилие босяков, их неспособность бороться

за переустройство жизни

III Своеобразие пьесы – противоречие: дно жизни и серьёзная философия.

 

Цитаты к сочинению.

1. «Главной причиной споров является образ странника – утешителя Луки. Кто он – положительный герой пьесы или отрицательный, жалеет ли он людей или равнодушен к ним, стремится исцелить или преследует какие – то другие цели?»

Б. В. Бялик

2. «Её основная тема – правда и ложь. Её главный герой – странник Лука, «старец лукавый». Он является, чтобы обольстить обитателей «дна» утешительной ложью о существующем где – то царстве добра. При нём легче не только жить, но и умирать. После его таинственного исчезновения жизнь опять становится злой и страшной».

Вл. Ходасевич

3.«… если, по ремарке автора, жители «Дна» населяют подвал, «похожий на пещеру», то это – пещера Платона. Они все – философы. Их у Горького целая академия. Большинство из них, бродяги, странники, беглецы, - философы – перипатетики. Они идут по миру, - во всяком смысле, и в продолжение своих странствий решают мировые вопросы, от своей личной судьбы и страданий всё время приходят к обобщениям, в монотонной беседе отвлечённо- этического характера только и говорят, что о правде, о душе, о совести».

Ю. Айхенвальд

4. «Вся жизнь его проникнута острой жалостью к человеку, судьба которого

казалась ему безвыходной. Единственное спасение человека он видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности – надеждой. Способность человека осуществить надежду ценил он невысоко, но самая эта способность к мечте, дар мечты – приводили его в восторг и трепет. Создание какой бы то ни было мечты, способность увлечь человечество он считал истинным признаком гениальности, а поддержание этой мечты – делом великого человеколюбия».

Вл. Ходасевич

 

Тема № 29






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных