![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема личности и толпы (по романуМ. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Индивидуальность человеческая, по своей природе, не терпит отчуждения и одиночества, жаждет сочувствия и доверенности себе подобных. В. Г. Белинский План I Проблема личности и толпы – вечная тема художественной литературы. II Взаимоотношение толпы и свободной личности. 1. Двойственность человеческой природы: личная воля и власть обстоятельств. - сегодняшнее государство со своими законами лишает человека свободы действий - законы сковывают личность 2. Преодолев власть обстоятельств: а) свобода мыслей Иешуа Га – Ноцри; б) Мастер и его роман; - он человек, который не хочет ловчить, приспосабливаться - он говорит то, что думает - для него не существует авторитетов и общественного мнения в) «Что же нужно было этой женщине? … ей нужен был он, Мастер…» 3. Несвобода победила свободу? 4. «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте). - фантастические картины реалистически м отивированы - Воланд сам расправляется с нечистью - в Воланде – гуманистические начала самого Булгакова 5. «Судимы…сообразно с делами своими» (Библия): а) скверные метаморфозы личности; б) «он не заслужил света, он заслужил покой». 6. Человека прощает человек.
Цитаты к сочинению. 1. «Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Всё это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора». К. Паустовский 2. «… глобальная мысль о человеке и человечности, о смысле жизни и смысле творчества как содержания жизни, о добре и зле как исключительно конкретных категориях – вот что двигало Булгаковым -романистом». Олег Михайлов
Тема № 22 Слово о Булгакове Мера жизни не в её длительности, а в том, как вы использовали её. М. Монтель План I Великая, непредсказуемая сила – время. юморист и философ. Как всё это соединилось в одном человеке? 1. Первые шаги в творческой жизни М. Булгакова. 2. Воплощение духа семьи Булгаковых в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». - герои жили в семье, где свои традиции, свои человеческие законы, где чувство долга перед Родиной составляет коренную черту их нравственного кодекса - у героев сложились свои представления о человеке, о государстве, о морали, о счастье - напутствие умирающей матери: «Дружно живите» - герои вместе переживают великие и страшные события 3. Жизнь в смоленской глухомани («Записки юного врача»). 4. Начало новой жизни в Советской России и впечатления М. Булгакова («Записки на манжетах»). - о начале новой жизни 5. Три сатирические повести – «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»: какие разные судьбы… - повести – предостережения 6. Драматургическая карьера Булгакова – «Бег», «Багровый остров», «Дни Турбиных», «Адам и Ева», «Блаженство», «Кабала Святош» - пьесы, которые не стареют. - автор в пьесах – «над белыми и красными» - автор в пьесах – «над» социальными, политическими установками - противостояние истинной свободы и несвободы - Иешуа Га – Ноцри – приговорён к смерти, но он – свободен - люди Москвы – люди несвободные III «Написанное нельзя уничтожить», или, как утверждает Воланд, «рукописи не горят».
Тема № 23 Слово о Булгакове Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь. Леонардо Да Винчи План I Маскарад булгаковских типов, отразивших целую эпоху со всех сторон. 1. Бунтарь в жизни (мысли и выводы): а) семья, Киев, Алексеевский спуск, «Белая гвардия», 1891 – 1918 годы – весьма беспечное начало; б) смоленская глухомань, «Записки юного врача»: походить, на жизнь посмотреть; в) 1921 год, Москва, «Записки на манжетах», литотдел, изгнания – «… но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну!» Сарказм? г) 1923 год, первые фельетоны, «Дьяволиада» - судьба маленького человека, выпавшего винтика из огромной бюрократической машины. К чему человек не привыкнет? д) «Роковые яйца» - красный луч, плодящий гадов – не семнадцатый ли год? е) 1925 год, «Собачье сердце» - новое общество, новые идеи, а может, новый человек? Булгаков в роли провидца; ж) «Белая гвардия» - резня во имя идей: кому это нужно? Спасение интеллигенции – дело рук самой интеллигенции; з) «Мастер и Маргарита» - у человека можно забрать всё, но думать и мыслить свободно ему не запретишь. 2. Обида на жизнь? «Что вижу, то пишу» или борьба за идеи? Источник писательских сил Булгакова. 3. Писатель и его герои – одно лицо? III Мастер слова, слога, жизни и свободы.
Тема № 24 «Поэзия сверкает серебром имён и слов…» (обзор поэтических шедевров начала ХХ века) Подлинная нравственность непосредственно поэтична, а поэзия, в свою очередь, - опосредствованно нравственна. Жан Поль План I Поэзия начала века – это продолжение лучших традиций поэзии XIX века. 1. Временные рамки этого периода. - конец XIX - начало XX века 2. Поиски духовной красоты в лирике символистов: а) В. Брюсов: откровение художника – это шаг к вечности. Образ Мечты в его поэзии; - «Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь» (И. Анненский) -«математическая точность слова, гармоничность стиха, нежность чувств, исключительная пламенность и страстность…» (И. Семибратова) б) А. Блок – художник – жрец у алтаря «зари восходящей»; - «открывается просвет в некие «иные миры», видимые внутренним оком» (Б. И. Соловьёв) в) К. Бальмонт «к Стихиям людям бедным показал … светлый путь». - «главная из жизненных стихий для Бальмонта – Огонь… состояние «современной души», по Бальмонту, - это горение, пожар чувств, любовный экстаз» (К. М. Азадовский) -«… в природе ищет идеал красоты, неустанно повторяя: «Будем как Солнце!» И сам несёт в себе незатухающее горение…» (Л. А. Смирнова) 3. Акмеизм с мечтой о «шестом чувстве»: а) С. Городецкий – открытие зримой красоты; б) А. Ахматова – преображение мук «нелюбви» в полёт птицы – песни; - «чувство нашло себе новое выражение» (Б. М. Эйхенбаум) в) Н.Гумилёв – поэзия «дальних странствий», «мечта сделать скудную землю» «звездою, огнём пронзимой насквозь»; - «Страна Гумилёва- это какой-то остров, где-то за водоворотом и «клокочущими пенами» океана» (В. Брюсов) г) О. Мандельштам – притяжение к конкретным реалиям окружающего мира. -«в стихах всё подчинено мысли» (Е. Зноско-Боровский) - «герой остро переживает внутреннюю, душевную неуютность» (Л. А. Смирнова) 4. Освобождение от культуры в футуризме: а) В. Хлебников – идея соотношения временных пластов: XIX век - к грядущему; - «… поэзия и проза служили своеобразным выходом интеллектуальных озарений художника и мыслителя, одновременно являя собой и новый литературный мир, создаваемый Хлебниковым» (С. Бавин) б) В. Маяковский – проповедование эстетики «самовитого» слова. - «… он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложнённости и деформации их» (К. Д. Муратова) III Мечты о новых возможностях человека.
Цитаты к сочинению. 1. Всё пройдёт, лишь мысль поэта Блещет вечной красотой… В. Брюсов 2. Поэзия, не поступайся ширью, Храни живую точность: точность тайн. Не занимайся точками в пунктире И зёрен в мере хлеба не считай. Б. Пастернак
Тема № 25 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|