ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сталин и деятели культуры· Роль интеллигенции — служебная, довольно почётная, но служебная. · По всем вопросам литературы, даже самым незначительным, Сталин проявлял совершенно потрясшую меня осведомленность. К. Симонов Сталин уделял культуре необычно большое, пристальное внимание. После Петра I и Екатерины II никто из русских правителей не интересовался так русской культурой и не уделял ей столько внимания. Культура для Сталина не была просто возможностью отдохнуть и отвлечься, а являлась ещё одной сферой для работы. Приятной, интересной — но ещё одной рабочей сферой. В которой было необходимо выстроить отношения с людьми, разбирающимися в вопросе. И Сталин в сфере культуры действовал точно так же, как и в любой другой сфере. Старался помочь расти всему полезному, защищая культурные растения от сорняков. Людей учили читать. Людей научили читать. После чего вплотную встал вопрос: а что же эти люди прочитают? Что будет написано в книгах, которые возьмут в руки поголовно грамотные граждане Советского Союза? История взаимоотношений Сталина и деятелей культуры поистине достойна подробного рассказа. В библиотеке Сталина были и философские труды, и классическая литература. Он любил Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Лескова. На полках стояли Есенин, Маяковский, Пастернак. Рядом — всевозможные справочники, энциклопедии, словари. Сталин был очень начитан, в самых разных областях. Говоря современным языком, Сталин был эрудитом во многих сферах. Никогда Сталин не руководствовался простым принципом «красный — белый» в оценке культурной и воспитательной ценности отдельных произведений и авторов. Пример с Булгаковым очень наглядный. Этого автора нельзя было назвать пролетарским ни при каких условиях. Сегодняшнему жителю России Михаила Булгакова представлять не нужно. Автор романов «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» прочно вошёл в классику русской литературы. Для Советской России 20-х годов Михаил Булгаков был в первую очередь драматургом, автором интересных пьес. Но автором явно буржуазным и чуждым. Ведь вместо воспевания красных командиров, пролетариата и полководческих талантов товарища Троцкого Михаил Булгаков писал о совершенно других вещах. О совести, о долге, о России. Есть чёткие свидетельства того, что Сталин пытался помочь Михаилу Булгакову, которого тогдашние ярые «защитники идеалов» активно старались выжить с театральной сцены. Для этого он ходил более 13 раз на пьесу «Дни Турбиных». (http://lit.md/files/nstarikov/Stalin_vspominaem_vmeste.pdf) Первый всесоюзный съезд советских писателей (проходил в Москве с 17 по 31 августа 1934 года) стал той трибуной, с которой был провозглашен социалистический реализм как метод, который вскоре стал универсальным для всей советской культуры: Товарищ Сталин назвал вас инженерами человеческих душ. Какие обязанности накладывает на вас это звание. Это, во-первых, знать жизнь, что бы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не мертво, не просто как «объективную реальность», а изобразить действительность в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма (http://www.bestreferat.ru/referat-88092.html)
В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Этому в немалой степени способствовало то, что именно в детскую литературу ушли многие художники и писатели, чье творчество «не вписывалось» в жёсткие рамки социалистического реализма. Детская литература рассказывала об общечеловеческих ценностях: о доброте и благородстве, о честности и милосердии, о семейных радостях. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Каверина, Л.А. Кассиля, В.П. Катаева. Для Сталина литература и искусство являлись важной частью общественно-политической жизни страны, у него были свои, прагматические задачи — создать управляемую литературу. Но и у многих литераторов задачи были тоже вполне прагматические. «Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить и в подлости осанку благородства», — призывал когда-то Александр Пушкин. Но льстецам, как правило, это никогда не удавалось. Современный мир и литература
Владимир Путин тоже регулярно проявляет внимание к писателям. Для достойного человека интересы общества и государства важнее личных интересов. Он не может не думать о том, каким останется в памяти потомков. Почти каждый хочет оставить после себя добрый след, и чтобы этот след как можно дольше сохранился. Самое лучшее хранилище человеческой памяти — это художественное произведение. Достаточно вспомнить Данте Алигьери, который в своём величайшем произведении «Божественная комедия» дал яркие характеристики изгнавшим его недругам, поместив каждого в надлежащий круг Ада. А у нас некоторые писатели до сих пор задаются вопросом: допустимо ли писателю в России иметь точку зрения, не совпадающую с властью? Что касается того, ругать власть хлеще или, наоборот, помягче, это уже не самоцель ругать власть, — ответил Владимир Путин писателям. — Это должно быть сделано талантливо, любая критика должна быть талантливой, и самое главное, на мой взгляд, чтобы этот процесс был лишён — никого не хочу обидеть — самолюбования, чтобы это было по существу, заинтересовано, тогда наверняка будет реакция (http://knigi-ru.livejournal.com/1258119.html). В 2013 году состоялся международный научно-практический семинар «Русская литература в XXI веке: ориентиры и ориентации». Заседания проходили в Российской национальной библиотеке и в рамках Санкт-Петербургского международного книжного салона. С докладами выступали известные литературные критики и эксперты по современной русской литературе. Марина Петровна Абашева, д.ф.н., профессор ПГПУ (Пермь) считает, что курс нынешней отечественной словесности это курс на массовость, на историю («story»), на приключения, на карнавальность… Для прозы последних лет характерен «журнализм». Успех книги в сетевой среде обеспечивается сходством с компьютерной игрой. Ориентация на образцы западной литературы вполне заметная сейчас тенденция — тенденция к универсализму, космополитизму. Татьяна Михайловна Колядич д.ф.н., профессор МПГУ (Москва) полагает, что закончилась эпоха высокой моды, наступила пора литературы для повседневной носки. Нет возможностей и способов воспитания сегодняшнего читателя. Но такой читатель придёт, когда мы уйдём от коммерциализации литературы. Интерес к определённым авторам сохраняется именно потому, что в их произведениях поднимаются общечеловеческие проблемы. Мария Александровна Черняк — д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) привела любопытные данные опроса «Что такое современная литература?»: «Современная литература — это попытка автора описать нашу сумбурную действительность, сдобрить нетривиальными героями с породистыми тараканами и приправить всё это извечными проблемами». «Современная литература — это краеугольный камень непрофессионализма со скороспелостью, жаждой наживы». «Современная литература больше разобщает, чем воспитывает; чтиво на один раз». «Это большая помойка, но и на ней иногда удаётся найти гениальные цветы жизни». Да, сегодня писатель уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, — в лучшем случае «чтиво», способное развлечь во время поездки в транспорте. Писатели ныне — «производители литературы». Литературный процесс превратился в бизнес, мало чем отличающийся от прочих видов бизнеса, где главную скрипку играет потребитель, то есть читатель. Может ли настоящий писатель считать себя писателем на фоне огромного количества самопровозглашённых поэтов и писателей. Если Ксюша Собчак — писатель, и Юлия Высоцкая — писатель … то писатель от Бога в таком случае — НЕ писатель! Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|