Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ




2.1. География. Туристское районирование России

 

Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Так, и в России огромное значение стало отводиться развитию высокоэффективного туризма за счет включения его в перечень основных направлений экономики, привлечения инвестиций, предоставления налоговых и таможенных льгот, благоприятных условий для кооперации туристических, банковских, транспортных, гостиничных услуг в целях развития мощной материально-технической базы отрасли.

Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

В государственном нормативном акте «О реорганизации туризма в Российской Федерации» были выработаны перспективные направления, одним из которых стало проведение районирования.

Территорию России с ее разнообразными природно-климатическими условиями в соответствии с районированием подразделяют на четыре туристические зоны:

1. зона – юг европейской части страны;

2. зона – средняя полоса европейской части;

3. зона – средняя и южная полоса азиатской части;

4. зона – Сибирь и Дальний Восток.

В результате начавшихся социально-экономических преобразований в стране произошел разрыв устоявшихся связей и изменение геополитической ситуации на Северном Кавказе. если раньше карта юга выглядела очень внушительно, то сейчас 1 зона представлена лишь наиболее посещаемыми горнолыжными курортами, куда входят заснеженные склоны с горными центрами в Приэльбрусье, Теберде, Домбае, Архызе, на Красной поляне и российское побережье Черного моря, азовское побережье, Кавказские минеральные воды. российское Черноморское побережье отличается широким набором рекреационных ресурсов, оказывающих оздоровительный эффект на человека.

Курортный бизнес во всем мире является одним из самых привлекательных для инвестиций. На территории Краснодарского края ранее не было ни одного отеля, соответствующего мировым стандартам. Лишь в последнее время российские инвесторы – в основном газовики и нефтяники – начали вкладывать деньги в гостиницы Черноморского побережья. Похоже, что их стараниями в России удастся создать курортную индустрию, не уступающую мировым аналогам.

2 зона – средняя полоса европейской части от западных границ страны до Урала. В настоящее время в эту зону, имеющую значительный экономический и культурный потенциал, входят следующие центры международного всероссийского значения: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Тула, Волгоград, Брест, Пермская, Свердловская, Челябинская области.

3 зона средняя и южная полоса азиатской части – охватывает территорию, простирающуюся от Урала до Тихого океана. располагает богатыми природными комплексами, современными производственными объектами – Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС, Каракумский канал. В пределах зоны расположены рекреационные образования – оз. Байкал, юг Красноярского края и Тува в Сибири.

На территории российской средней и южной полосы азиатской части страны выделяются следующие туристические районы: Обскоалтайский, енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный.

4 зона север страны ( Сибирь и Дальний Восток). Север играет исключительно важную роль в экономике России: здесь добывается 91% газа, подавляющая часть золота, алмазов; производится почти пятая часть национального дохода.

Север становится специализированной зоной туризма. Туристов привлекают такие необычайные явления, как белые ночи, северное сияние, экзотика Северного Ледовитого океана. есть условия для развития лыжного и водного туризма.

На севере действует 20 турбаз, 7 из них – предприятия круглогодичного режима работы. На Кольском полуострове пролегает 7 всесоюзных маршрутов, из них – 3 лыжных. Летние автобусные маршруты проходят по городам Мурманск, Кировск, Мончегорск. Действует 2 круизных маршрута по Северному Ледовитому океану, 1 маршрут – по Белому морю, 4 – по рекам Лена и Витим. Для туристического освоения большое значение имеет ввод БАМа. Наличие уникальных возможностей для зимних видов спорта может превратить север в район массового туризма.

Получают развитие новые формы организации рекреационного отдыха, среди которых перспективным является создание самых разнообразных типов природных парков.

В Прибайкальский туристический район входят Бурятская, Иркутская, Читинская области. В Бурятии предстоит осуществить несколько перспективных проектов. Наиболее значимый из них – проект развития туризма на торговом «Чайном пути XVIII века» из Китая через Монголию в Россию, имеющий все предпосылки для превращения в крупный международный проект, в котором могут участвовать многие регионы России. Значительным экскурсионным потенциалом располагает Иркутская область и Забайкалье, где представлены памятные места, связанные с пребыванием декабристов, событиями Гражданской войны, а также уникальные природные объекты: пещеры (Ольховская – 850 м), каскады и водопады впадающих в Байкал рек (Кичерский – 60 м), бухта Песчаная, исток р. ангары, Байкальский и Баргузинский заповедники. Значительный интерес представляют также крупные сибирские ГЭС с живописными водохранилищами на Енисее и Ангаре.

Район имеет благоприятные туристские маршруты, создаются условия для развития лыжного туризма. Здесь располагаются объекты, используемые при организации познавательного туризма. В районе озера Байкал развит иностранный туризм, этот объект занимает первое место в Сибири по посещаемости иностранными туристами.

Дальневосточный туристический район охватывает Приморский и Хабаровский края, амурскую и Сахалинскую области. район имеет благоприятные климатические условия для развития туризма.

Исследования природно-климатического потенциала России и определение зон, наиболее благоприятных для развития туризма, рекомендуют отдельным регионам и территориям приоритетные типы и направления туризма. Определена туристская привлекательность территорий и установлены факторы, влияющие на уровень сложности их посещения туристами.

В число этих факторов входят:

· климатическая и экологическая ситуация в регионе;

· развитие гостиничного бизнеса и состояние инфраструктуры;

· транспортное сообщение;

· наличие объектов культурно-исторического значения и показа для туристов;

· наличие функционирующих курортно-рекреационных комплексов.

Интегрирование данных параметров позволило определить туристический потенциал региона – гипотетическую условную величину, отражающую механизм возврата (окупаемости) ресурсов в случае реализации инвестиционных проектов. Имеется в виду, что адресные инвестиции приведут к востребованности турпродукта со стороны его потенциальных потребителей.

Как видно из системы районирования, Россия обладает колоссальным туристским потенциалом для развития внутреннего и международного туризма. С точки зрения материальной базы, в частности, обеспеченности средствами размещения, все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российский Федерации.

К первому уровню относятся часть Северо-Западного региона, Москва, Московская область, Черноморское и азовское побережья, Кавминводы; второй уровень включает часть Северо-Западного региона, Балтийское побережье, маршрут Золотое кольцо России по древним русским городам, Поволжье и Северный Кавказ; третий – Север, горный Алтай, горную Шорию, оз. Байкал, Сахалин, Курилы, Камчатку.

Несмотря на огромные туристические ресурсы, Россия занимает сегодня весьма скромное место на мировом рынке. На ее долю приходится 1,5% мирового туристского потока. По самым оптимистическим данным, в 2006-2011 гг. в туристической индустрии создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест. В современной российской индустрии туризма занят лишь один работник из трехсот, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя[22].

Дефицит платежного баланса туристской отрасли России в 2014 г. составил около 8 млрд долларов, т.о., прибыль от въездного туризма в 4 млрд долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд.

В 2005-2011 гг. экономика отечественного туризма постепенно стабилизировалась. Изменилось отношение государства к туристической отрасли, были выдвинуты новые международные требования к сервису в туризме, разработана стратегия развития иностранного туризма.

Основанием для реализации данной концепции стала активная поддержка государства, подход к туризму как к одной из самых приоритетных отраслей, дающей быструю окупаемость вложенных средств и получение доходов в свободно конвертируемой валюте.

В данном случае доход от обслуживания туристов уступает только доходам от экспорта нефти и автомобилей.

Методами усиления экономических выгод развития отечественного туризма, по мнению исследователей, должны быть[23]:

- планирование туризма – разработка экскурсионных маршрутов, группирование достопримечательностей и организация работы на рынке;

- планирование трудовых ресурсов, при котором необходимо учитывать все разновидности специальностей – персонал для гостиниц, работников общественного питания, организаторов туров и поездок, в том числе гидов (экскурсоводов). Сюда входят также и смежные области, связанные с туризмом: таможенные, пограничные службы, магазины туристов. Стимулируя местную занятость в сфере туризма, можно применять различные образовательные и учебные программы с обучением на рабочих местах, разрабатывать соответствующие стандарты;

- разработка стратегии маркетинга – создание потока товаров и услуг от производителя к потребителям. Маркетинг в туризме включает также выявление желаний потребителя (спроса), создание комплексных услуг (предложений) и продвижение услуг на рынок;

- организация рекламного маркетинга с помощью средств массовой информации – радио, телевидения, газет, журналов, видеороликов; прямая почтовая рассылка плакатов, открыток с целью привлечения туристов в определенный регион;

- организация работы туристических представителей за границей и местных туристических информационных бюро, освоение интеренетпространства;

- статистика и исследовательская деятельность;

- создание необходимой законодательной базы по выделению региональных туристических зон, контролю за землепользованием и применением норм застройки в конкретных регионах развития туризма; по охране окружающей среды, противопожарной безопасности, эксплуатации объектов, по ответственности администрации за гостей и их имущество; трудового и налогового законодательства, служащего для защиты туристов от плохо функционирующих туристических предприятий. Данные вопросы должны регулироваться государством, без этого невозможно профессионально и квалифицированно управлять всеми процессами;

- финансирование, необходимое для развития инфраструктуры, подготовки кадров гостиниц и сферы туризма, развития туристических объектов и услуг, приносящих коммерческие доходы, в частности средств размещения, ресторанов, туристических агентств и бюро путешествий, магазинов;

- прямые зарубежные инвестирования. Это нечто большее, чем простое финансирование, ведь производя инвестиции в Россию, иностранный капитал привносит новые технологии, способы организации производства и предоставляет возможности прямого выхода на мировой рынок.

Однако наряду с положительными изменениями существуют барьеры, отрицательно влияющие на сферу туризма[24]:

- образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; отсутствие системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения турпродукта на внешний рынок, государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом до 2002 г.; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма.

- неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта, несоответствие цены и качества гостиничных услуг.

- неэффективная государственная система регулирования туризма; отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру; налоговый пресс; бесконтрольное увеличение тарифов на тепло- и энергоносители; криминализация туристического бизнеса.

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, острый дефицит квалифицированных специалистов.

Для преодоления трудностей необходимо создание эффективной системы государственного регулирования процессов развития туризма и активизация государственной политики с целью увеличения валового национального дохода от туристической деятельности. В 137 странах мира вопросы туризма решаются на государственном уровне, т.е. министерствами, агентствами на основе законодательства.

На пути достижения этих целей должны быть сделаны следующие шаги:

- разработка мониторинговой системы слежения за развитием спроса и выявления новых потребителей;

- создание правовых и экономических основ формирования современной индустрии туризма;

- льготное налогообложение (снижение величины НДС и местных налогов);

- регулирование вопросов защиты потребителя туристских услуг;

- разработка новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

- разработка и внедрение современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;

- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

- создание и реализация учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;

- реализация специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организация стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;

- поддержка перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

Для реализации перечисленных в концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.

Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, с другой, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, – развитие смежных отраслей экономики, повышение занятости населения[25].

 

2.2. Активный (спортивный) молодежный туризм

 

Разнообразные виды активного туризма исторически преобладали в Российской Федерации. Они занимали до 80% советского национального туризма и поддерживались центральными и территориальными органами туристского управления. Доля активного туризма резко сократилась после 1990 года, но в настоящее время ситуация сильно изменилась. Сегодня активный туризм занимает вполне определенное место в туристской отрасли, а доходы от активного туризма пополняют экономику туристских регионов России: Алтайского края, Забайкалья, Кабардино-Балкарии, Южного Урала, Северного Кавказа, Башкирии, Камчатки, Карелии и многих других[26].

Национальная академия туризма, объединяющая ведущих специалистов и ученых туристской отрасли почти из всех регионов России, проводит постоянный анализ новейших научных разработок в туристской отрасли, а также анализ проблем и перспектив развития туризма. Анализ показывает, что современная туристская политика государства проявляется в разработке и реализации правовых и организационных мер по развитию туристской индустрии и поддержке субъектов туристского рынка, а также адаптируется к изменениям, происходящим в отрасли в последние пятнадцать лет. Сегодня можно уверенно утверждать, что практически во всех субъектах федерации, обладающих значительными туристскими ресурсами, от Санкт-Петербурга и Ленинградской области до Амурской области и Приморья, утверждены и действуют программы развития туризма, являющиеся реальными механизмами осуществления туристской политики и решения конкретных задач в регионах. Большую практическую значимость для развития туризма имеет пакет законов по созданию экономических зон туристско-рекреационного типа; изменения, внесенные в интересах отрасли туризма во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации, и, безусловно, Федеральный закон № 132» «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Однако, следует отметить также и актуальность обновления нормативно-правовой базы, связанной с развитием активного туризма.

Эта необходимость связана с тем, что активный туризм всегда имел и сегодня особенно имеет большую социальную значимость.

Рассматривая активный, а это, прежде всего, спортивно-оздоровительный туризм, можно выделить три его составные части: физическая культура (развитие физических навыков человека), спорт (физическое совершенствование, приобретение спортивных навыков и квалификаций) и туризм (путешествие, познание, удовольствие). Именно такая комплексность активного туризма обусловливает его особое значение, выделяет среди других видов.

Большое значение активного туризма состоит в том, что он выполняет многообразные функции: оздоровительную, спортивную, воспитательную, образовательную и прикладную,- и при этом сравнительно простыми и доступными средствами. Через его оздоровительную функцию происходит развитие адаптационных возможностей человека, поддержание на достаточно высоком уровне физической подготовленности, использование позитивного влияния природных факторов. Через физкультурно-спортивную функцию создается база общей физической подготовленности человека и производится специальная туристская подготовка. Через образовательную функцию пополняются знания по физической культуре и спорту, здоровому образу жизни, краеведению, природоведению, истории. Через воспитательную функцию формируется чувство коллективизма, ответственности, организованности[27].

Следует отметить также и то, что развитие активного туризма является приоритетным направлением в государственной политике развития отрасли, так как именно активный туризм по-прежнему является основой внутреннего туризма.

Оздоровительное, культурно-познавательное, воспитательное значение данного вида туризма трудно переоценить, но надо приложить определенные усилия, чтобы этот вид туризма стал действительно приоритетным в нашей общей работе: необходимо планировать и организовывать его развитие в регионах, привлекать инвестиции именно в этот вид туризма. Кроме того, необходимо учитывать, что для активного, спортивно-оздоровительного вида туризма особое значение имеет качество кадров (инструкторов-проводников), традиции подготовки которых во многом утеряны. К сожалению, реальных основ для осуществления приоритетности активных видов туризма в настоящее время нет. Одна из проблем в развитии активного туризма состоит как раз в недооценке и непонимании социальной и экономической значимости развития активного, спортивно-оздоровительного туризма.

В регионах России сегодня есть все необходимые условия для развития спортивно-оздоровительного туризма, однако, материально-техническая, нормативно-правовая база, организационные условия существенно отстают от потребностей общества. Одним из сдерживающих факторов развития является недостаточная уверенность инвесторов в экономической целесообразности вложения средств в этот сектор экономики. Если прямые и косвенные затраты подсчитать достаточно просто, то прогнозировать результаты его развития с учетом мультипликативных экономических показателей без серьезной научно-исследовательской работы проблематично.

В настоящее время очевидна необходимость объединения усилий учебных и научно-исследовательских центров, всех ветвей власти, коммерческих и некоммерческих организаций физкультурно-спортивного и туристского профиля в решении проблем и задач развития активного, спортивно-оздоровительного туризма.

Несмотря на очевидную социальную значимость и подчеркнутую государством приоритетность, пока в регионах нет практики разработки и реализации отдельных программ развития активного, спортивно-оздоровительного туризма. Однако, в настоящее время само понятие «активный туризм» претерпело значительные изменения.

Сегодня нет стандартного определения термина «активный туризм». И хотя в теории под активным туризмом понимается туризм с активными способами передвижения и пребыванием в природной среде, при котором человек интенсивно расходует свою энергию, сегодня активный отдых – это еще и получение нового опыта и знаний, возможность в туристском путешествии выбрать занятие по душе из предложенной на день мультиактивной программы. Вероятно, поэтому сегодня к активным относят более 30 видов туризма: от дайвинга, водного, конного, парусного, экологического, горного, спелеотуризма до виндсерфинга, дельтапланеризма, охоты и рыбалки, путешествий на снегоходах и оленьих упряжках, экзотических туров[28].

Все многообразие форм активного туризма объединяет целый ряд общих признаков: активный туризм – это использование физической энергии человека, его активного движения, физических упражнений для активного отдыха, физическогоразвития, получения удовольствияот этого процесса, переключение с одного вида деятельности на другой, приобщение к здоровому образу жизни. Все сказанное только подтверждает, что основой активного туризма является спортивно-оздоровительный туризм, а поскольку спортивно-оздоровительный туризм по своей сути является внутренним туризмом, социальным и очень часто самодеятельным, то в соответствии с законом об основах туристской деятельности в Российской Федерации развитие его является сегодня приоритетным.

Активный туризм в Северо-Западном Федеральном округе

Можно сказать, что сегодня Северо-Западный Федеральный округ является из самых продвинутых в развитии активного туризма. Следует отметить, что практически во всех субъектах федерации имеются региональные целевые программы развития отрасли туризма. Большое внимание уделяется и развитию активных видов туризма. Так, например, в Псковской, Вологодской, Архангельской, Ленинградской областях, в Карелии практикуются популярные охота и рыбалка, водные виды активного туризма, в Калининградской области – парусные прогулки, в Ленинградской области развиты такие виды как горнолыжный, велосипедный, конный, спелеотуризм, скалолазание и треккинг – именно так называют теперь популярные и очень распространенные в прошлом столетии походы.

Эти выводы, а также анализ перспективных видов и направлений развития туризма и определение наиболее приоритетных инвестиционных проектов в туристской отрасли были сделаны при проведении Балтийской академией туризма и предпринимательства научно-исследовательской работы «Инвестиционная привлекательность сферы туризма Северо-Западного региона Российской Федерации». В выводах и рекомендациях этой научно-исследовательской работы в качестве наиболее значимых инвестиционных проектов были рекомендованы проекты по созданию материально-технической базы туристско-рекреационных центров, стоянок и баз для активных видов туризма, а также была спрогнозирована их экономическая эффективность[29].

И теория, и практика развития туризма, а также все более растущий сегмент активного туризма на рынке спроса, говорят о том, что и активный, спортивно-оздоровительный туризм, и называемые сегодня активными видами туризма еще почти тридцать видов современного туризма имеют прекрасные перспективы развития.

Однако, следует отметить, что кроме двух уже названных проблем развития активных видов туризма (недооценка социальной и экономической значимости активного туризма и потребность в современной нормативно-правовой базе) есть еще целый ряд проблем, решение которых поможет его развитию.

И активный, спортивно-оздоровительный туризм, и активные виды туризма, перечисленные выше, отличаются спецификой требований к их материальной базе, подготовке кадров, а также важностью обеспечения безопасности туристов.

Здесь можно говорить даже о специфике каждого вида. Горнолыжные туристские центры обязаны иметь сертифицированные трассы, подготовленных инструкторов, обеспечивать оказание срочной помощи. Дайвинг, водные виды – также нельзя представить без специально подготовленных инструкторов, современного оборудования и инвентаря, обеспечения мер безопасности туристов. Особого внимания к состоянию материально-технической базы, кадровому обеспечению, вопросам безопасности требуют и такие виды активного туризма, как горный, конный, экзотические туры и другие.

Сегодня вопросы создания современной материально-технической базы в туризме решают частные владельцы, частные инвесторы, и, зачастую, не от недостатка средств, а по незнанию нормативных требований, создаваемая база не удовлетворяет ни требованиям туристов, ни требованиям безопасности. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что сегодня на Северо-западе и в России достаточно много центров активного туризма с прекрасной материально-технической базой: горнолыжный центр «Игора» в Ленинградской области, новые туристские базы в Карелии, Московской области, на Алтае и другие.

Национальная академия туризма, понимая всю важность проблемы, организовала, пригласила специалистов и провела в ноябре 2009 года «Круглый стол «Вопросы безопасности в туризме». С участием представителей Российского союза туристской индустрии, представителей органов управления туризмом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, главного управления МЧС России, службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и ученых на круглом столе были обсуждены вопросы безопасности туристского путешествия, их законодательная база, задачи органов управления и субъектов туристской деятельности по обеспечению безопасности в сфере туризма. В рекомендациях, выработанных в ходе работы круглого стола, было отмечено, что основная проблема по обеспечению безопасности туристов состоит в правовой безграмотности турфирм и самих туристов, незнании и невыполнении установленных нормативно-правовыми документами требований безопасности организациями, занимающимися приемом туристов, и недостаточном контроле со стороны местных и региональных властей, а также контролирующих органов. Безопасность в туристском путешествии, особенно в активных видах туризма – это допустимый риск, и этот риск может и должен быть максимально снижен за счет принятия организационных и технических мер ответственными лицами и органами. Туристский продукт должен быть разработан с минимально возможным воздействием факторов риска на человека и обеспечен должным образом подготовленными кадрами. Туристы должны быть обеспечены полной информацией, а также исправным техническим оборудованием, необходимым на маршруте.

В рекомендациях круглого стола обращено особое внимание на требования:

– своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

– допуска к работе с группами туристов только профессионально подготовленных инструкторов-проводников;

– обязательного включения вопросов организации обеспечения безопасности в туризме при подготовке туристских кадров;

– обеспечения координации и взаимодействия соответствующих служб со стороны органов местного самоуправления и региональной власти при возникновении угрожающих безопасности туристов ситуаций.

Очевидно, что, в первую очередь, перечисленные требования должны выполняться при организации активных видов туризма. Но в то же время, несмотря на растущую популярность и масштабы активного туризма, сегодня практически невозможно найти публикации, посвященные активному туризму и имеющимся в нем проблемам. Нет обзоров, статистики, показателей массовости тех или иных его видов, анализа уровня развития активного туризма в регионах. Тогда как потребность в таком анализе велика, публикаций с рекламой туров активного туризма по всем регионам России великое множество и становится все больше, а, значит, требуется и статистика активного туризма, и обзор проблем, выработка предложений по их решению.

Проведенный в Санкт-Петербурге «Круглый стол» по вопросам безопасности в туризме стал еще одним примером аналитического подхода к проблемам развития туризма в регионе. Так, попытки решения проблем, связанных с водным туризмом, делались в ходе осуществления международных проектов SuPortNet North-West RUS 1,2 «Устойчивое территориальное развитие сети яхтенных портов в регионе Балтийского моря. Интеграция России в Балтийскую сеть». В «Программе развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2018 годы», в разделе «Меры первого уровня приоритетности» говорится о необходимости «обеспечения безопасности туристов, развития восприятия Санкт-Петербурга как безопасного города».

Развитие возможностей для активного туризма в регионе рассматривалось на нескольких научно-практических конференциях, посвященных созданию в Северо-западном регионе туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо». На наш взгляд, именно этот проект мог бы стать реальной возможностью для регионов Северо-запада, всех субъектов туризма объединить свои усилия для создания реальной базы и условий развития активных видов туризма. Стоит подумать о возобновлении работы над ним. Национальная академия туризма и Балтийская академия туризма и предпринимательства готовы взять на себя организационные заботы.

Обобщая все вышесказанное, основные проблемы сегодняшнего этапа развития активного туризма можно сформулировать так:

– недооценка социальной и экономической значимости развития данного вида туризма,

– несоответствие как материально-технической, так и нормативно-правовой и организационной базы уровню, и масштабам развития современных видов активного туризма,

– недостаточное внимание к вопросам обеспечения безопасности и специфике подготовки кадров,

– необходимость анализа уровня развития, массовости и статистических показателей развития различных видов активного туризма в регионах, в России и выработки мер поддержки[30].

Кроме того, необходимо отметить, что сегодня многие проблемы самых важных именно в социальном отношении видов активного туризма, таких как самодеятельный, детско-юношеский, молодежный, походный (треккинг), решить весьма затруднительно. Прежде всего, это проблема высокой стоимости таких туров для тех категорий населения, которыми эти виды могли бы быть востребованы и могли бы дать социальный эффект. Эти вопросы мог бы урегулировать закон «О социальном туризме», но он не был принят после обсуждения законопроекта в Госдуме, и пока таких перспектив нет. Есть ли варианты решения этой проблемы?

С учетом того, что сегодня одной из самых острых проблем страны является физическое и духовное здоровье детей и молодежи, ограждение их от наркотиков и криминальной среды города, мы должны все вместе развивать активные виды туризма как одну из технологий приобщения человека к здоровому образу жизни, требующих минимальных затрат как государства, так и путешественника. Этому могут и должны способствовать такие президентские программы как «Дети России», «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Физическое развитие нации», а также программы Правительства Российской Федерации, ориентированные на развитие физической культуры, спорта и туризма, образования и культуры. На это же должны быть нацелены и аналогичные региональные программы. А положительный результат будет получен при совмещении усилий субъектов туристской индустрии, заинтересованных в развитии туризма и увеличении прибыли, и органов власти, заинтересованных как в росте доходов от туризма, так и в получении социального эффекта.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что важность развития активных видов туризма, его социальное и экономическое значение очевидны, а это значит, что перспективой является его дальнейшее развитие, основанное на максимальной поддержке и создании нормативно-правовой базы, как со стороны органов власти, так и всех субъектов туристской отрасли. В то же время, сегодня мы можем сказать, что наш цивилизованный мир становится все больше похож на огромный офис, опутанный паутиной проводов и заполненный устройствами для интенсивной работы. Человеку, который ежедневно получает новые знания, расширяет круг интересов,-безделье на пляже во время отпуска не принесет ощущения восстановленных сил, зато придется по душе активный отдых, активный туризм.

 

2.3. Пассивный молодежный туризм

 

Пассивный туризм более спокойный, в нем почти нет физических нагрузок и рассчитан он на людей, которые привыкли к тихому и размеренному отдыху, экскурсионным поездкам, в которых физическое напряжение сводится к минимуму. К пассивному туризму относятся такие виды отдыха как отдых на морском побережье, в горах, в оздоровительно-лечебных санаториях, на водолечебном курорте, туры на лечение, оздоровительные туры. В основном это все относится к категории туристов старшего возраста и туристов, которые отдыхают семьями с детьми.

Если взять Великобританию, то там очень популярны лодочные туры по каналам. А вот взять аналогичный тур по Вуоксе, точнее по ее озерной системе, где грести на лодке, ставить палатки, перетаскивать лодки, готовить завтрак, обед и ужин приходится самому. А в Английском туре, по каналу лодку тащит рядом идущая лошадь, и ночуют туристы в комфортных отелях со всеми условиями.

Так же к пассивному отдыху относят туры, которые называются basket making и gardening, в которых вы можете обучиться плетению шляпок из соломы, плетению корзин из ивовых прутьев или вас могут научить искусству кулинарии и как правильно вести домашнее хозяйство[31].

Сегодня не произошло зарождения принципиально нового вида туризма, так как не изменилась его основная исходная цель - знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения). То, что произошло в действительности, это изменение отношения к феномену данного вида туризма, его гуманитарной функции и глобальной миссии, что является, следствием действия ряда факторов:

- -появление на мировом книжном рынке, а также в Интернет-ресурсах большого количества зарубежных публикаций, главным образом, на английском языке, откуда с легкой руки, перекочевал в русский язык в буквальном переводе «культурный туризм в новой интерпретации»;

- дань моде и универсальной тенденции использования клишированных иностранных терминов, особенно в профессиональной деятельности, (например, «дестинации» и даже «дестинации приема» вместо «турцентры», «аттракции» вместо достопримечательности, «аттрактивность» вместо «привлекательность», «резервации вместо «заповедные территории»), что может рассматриваться как проявление глобализации на уровне языка, а отчасти как стремление придать большую научность исследованиям феномена пассивного туризма в силу некоторой новизны восприятия термина;

- привлечение внимания широкой мировой общественности к проблемам сохранения культурного наследия, национальных этнокультур, культурной самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры, туризма и культурного разнообразия, туризма и межкультурного диалога, туризма и развития;

Туризм — наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа — одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм[32]. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить — важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры[33].

Культурное наследие любого народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и так далее, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и прочее[34].

Современная динамика социокультурных процессов отличается интеграцией самых различных форм инициирования культурной активности населения, среди которых важное место занимает пассивный туризм, сочетающий в себе возможность удовлетворения разнообразных досуговых запросов и инкультурации его участников через актуализацию исторической памяти, расширение культурного кругозора, формирование гуманистического мышления и мировоззрения.

В этой связи актуально изучение туризма как сложного социокультурного феномена, обеспечивающего непосредственный контакт человека с культурно-историческим наследием, создающего особое социокультурное пространство сопричастности участников туристических программ к «большому времени», мировым духовным процессам, сконцентрированным в культурных локусах, достопримечательностях, памятниках, разнообразных экскурсионных объектах.

Такой подход к организации туристской деятельности предполагает изучение возможностей ее социокультурного проектирования в качестве особой, искусственно создаваемой реальности, актуализирующей духовно-познавательные процессы участников туристской программы.

В противовес формальному и коммерческому подходу к туристам (как потребителям услуг) со стороны организаторов туристской деятельности в настоящее время современной туристской практикой востребовано создание проектов естественно-искусственной среды туристских маршрутов. Они основаны на включении туристов как носителей собственных социокультурных ценностей в систему социально-культурных значений, задающих дополнительную внутреннюю логику перемещения в реальном пространстве. Такое перемещение изначально выстроено организаторами туризма как культурный «текст», значимый для современного социума.

В соответствии с проектной установкой конкретному путешествию должна предшествовать его тщательная культурологическая проработка как виртуальной реальности, рассматриваемой в качестве опережающей образно-информационной и семантической модели будущего психологического и эстетического проживания туристами новых впечатлений, ощущений, информации. В этом случае те или иные объекты культуры, с которыми соприкасаются участники уже в процессе путешествия (туристского маршрута), осваиваются как «узнавание» туристом своего «запроса» на информацию и более глубокое постижение сведений об объектах туристской деятельности, полученных на подготовительной стадии туристской программы. Это тем более необходимо, если учесть, что в современном организованном туризме преобладает отсутствие предварительной подготовки участников путешествий и экскурсий к знакомству с предстоящими туристскими объектами, а у многих организаторов маршрутов отсутствуют продуманные культурные ориентиры по отношению к планируемым туристским программам.

Результат - низкий культурно-информационный уровень туристских программ, превалирование коммерческих интересов у организаторов туризма над социально-культурными задачами, резкое снижение географии туризма из-за узости культурного кругозора ответственных за индустрию туристской деятельности.

Стихийность развития сферы туризма, основанного на гипертрофии экономических факторов, оставляет в стороне многие значимые туристские ресурсы в России, приводит к прогрессирующей тенденции забвения прошлого через коммерциализацию туристских программ, к перегруженности сознания участников туристских маршрутов случайной, малозначимой информацией[35].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных