Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения




Психологические механизмы организации произволь­ного поведения и волевой регуляции человека, пожалуй, наиболее глубокое теоретическое объяснение получили в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов, а также в контексте физиологии активности А. Н. Бернштейна (см. выше).

Л. С. Выготский

Механизм интериоризации: формирование и развитие способностей к самостоятельной организации произвольных, преднамеренных действий

L В чем особенность человеческих, форм произвольной преднамеренной организации поведения и психических процес­сов?

Все человеческие формы произвольной организации по­ведения и психических процессов возникают как результат формирования высших психических функций (ВПФ).

• Любая новая ВПФ по мере формирования и развития при­
обретает характер произвольных преднамеренных форм
поведения или произвольной регуляции психических про­
цессов.

• При этом центральное значение имеет овладение способа­
ми использования языковых и других знаково-символиче-
ских средств.

Z Как формируются и развиваются произвольные предна­меренные формы поведения и психики у человека?

Любая новая ВПФ исходно формируется во внешних, разделенных с другими людьми действиях, позднее преобра-


в самостоятельно, произвольно организуемые, внут­ренние (умственные) способы организации субъектом свое­го поведения и психических процессов.

Первое направление формирования ВПФ — от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и самосто­ятельному (индивидуальному).

• Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси­
хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш­
ление и др.) речевым указаниям другого человека (взрос­
лого).

• Развитие умений с помощью речи направлять протекание
психических процессов и организовывать поведение удру-
гих людей.

• Межфункциональное объединение обоих умений в одну
функцию — формирование произвольной преднамерен­
ной саморегуляции (овладение способностью произволь­
но регулировать свое поведение или психическую функ­
цию).

Второе направление формирования ВПФ — от внешней ор­ганизации произвольных действий и психических функций к внутренним (умственным) формам их организации.

• Доречевая фаза стихийного развития поведения или пси­
хической функции (внимания, восприятия, памяти, мыш­
ления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой
коммуникации.

» Межфункциональное объединение естественных психи­ческих и речевых функций — формирование внешнего развернутого речевого планирования и произвольной ор­ганизации поведения и психических функций (через «эго­центрическую» речь).

• Преобразование внешней речи (через эгоцентрическую
речь) во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и
автоматизация. Возникновение произвольных форм орга­
низации и выполнения умственных действий.


В. А. Иванников

Мотивационный подход к волевой регуляции:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных