Закономерности процессов запоминания
I. Процессы памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания) зависят от целей и особенностей деятельности субъекта.
2. В развитой форме процессы запоминания преобразу ются в особый род произвольно организуемых человеческих действий — мнемические действия.
• В человеческом обществе мнемические действия переда ются как способы организации специальных операций и действий, направленных на организацию процессов запо минания и воспроизведения различного содержания жиз ненного опыта.
• Овладение различными способами работы над материа лом для достижения познавательных и мнемических це лей обеспечивает изменения в отношениях между непро извольным и произвольным запоминанием.
3. Непроизвольное запоминание может быть как продук том текущей деятельности, так и результатом отвлечения от нее — случайным запоминанием.
• Непроизвольное запоминание, выступающее продуктом текущей деятельности, занимает в жизни животных и че ловека основное место.
• С появлением произвольной памяти непроизвольная па мять не только не утрачивает своего значения, но и про должает совершенствоваться.
4. В человеческих действиях имеются факторы, способст вующие непроизвольному запоминанию.
• Лучше запоминается материал, который придумывается самим испытуемым или служит продуктом его деятельно сти, чем материал, который предоставляется в готовом виде.
• То, что является объектом целенаправленных действий, за поминается значительно лучше по сравнению с тем, что служит объектом уже достаточно автоматизированных операций.
• Запоминается то, что выступает в качестве препятствия, затруднения в деятельности.
• группировка и перестройка материала по тем основани ям, которые определены предшествующими операция ми;
• установление межгрупповых связей и построение мне мосхемы материала.
| • Глубина понимания и связанная с ней интеллектуальная активность являются важнейшим условием продуктивно сти непроизвольного запоминания.
• Высокая активность деятельности обеспечивает продук тивное непроизвольное запоминание, превосходящее по результатам произвольное запоминание в условиях менее активной деятельности субъекта.
5. Эффективность произвольного запоминания зависит: а) от мотивов деятельности; б) от целей и направленности мнемических действий: на глубину понимания заучиваемо го, точность и полноту воспроизведения, последователь ность и т. д.
6. В человеческих действиях существует ряд факторов, обеспечивающих произвольность запоминания.
• Сочетание направленности на запоминание с активной мыслительной деятельностью над материалом обеспечи вает максимально успешное заучивание.
• Ясность и конкретность целей, в соответствии с которыми производится запоминание.
• Использование специальных мыслительных действий, на правленных на смысловую группировку материала, выде ление смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесе ние; особо важную роль может играть процесс составления плана.
• Преобразование каждого повторения в решение новой за дачи: а) повторение всегда должно заключать в себе что-то новое; б) запоминаемое должно служить средством реше ния новых мыслительных задач.
7. В состав мнемического действия входит ряд операций (В. Я. Ляудис):
• ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры;
*поиск и выделение соответствующих материалу оснований для способа группировки;
Глава 13
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|