Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Закономерности процессов запоминания




I. Процессы памяти (запоминания, сохранения, воспро­изведения, забывания) зависят от целей и особенностей дея­тельности субъекта.


2. В развитой форме процессы запоминания преобразу­
ются в особый род произвольно организуемых человеческих
действий — мнемические действия.

• В человеческом обществе мнемические действия переда­
ются как способы организации специальных операций и
действий, направленных на организацию процессов запо­
минания и воспроизведения различного содержания жиз­
ненного опыта.

• Овладение различными способами работы над материа­
лом для достижения познавательных и мнемических це­
лей обеспечивает изменения в отношениях между непро­
извольным и произвольным запоминанием.

3. Непроизвольное запоминание может быть как продук­
том текущей деятельности, так и результатом отвлечения от
нее — случайным запоминанием.

• Непроизвольное запоминание, выступающее продуктом
текущей деятельности, занимает в жизни животных и че­
ловека основное место.

• С появлением произвольной памяти непроизвольная па­
мять не только не утрачивает своего значения, но и про­
должает совершенствоваться.

4. В человеческих действиях имеются факторы, способст­
вующие непроизвольному запоминанию.

• Лучше запоминается материал, который придумывается
самим испытуемым или служит продуктом его деятельно­
сти, чем материал, который предоставляется в готовом
виде.

• То, что является объектом целенаправленных действий, за­
поминается значительно лучше по сравнению с тем, что
служит объектом уже достаточно автоматизированных
операций.

• Запоминается то, что выступает в качестве препятствия,
затруднения в деятельности.


• группировка и перестройка материала по тем основани­ ям, которые определены предшествующими операция­ ми; • установление межгрупповых связей и построение мне­ мосхемы материала.

• Глубина понимания и связанная с ней интеллектуальная
активность являются важнейшим условием продуктивно­
сти непроизвольного запоминания.

• Высокая активность деятельности обеспечивает продук­
тивное непроизвольное запоминание, превосходящее по
результатам произвольное запоминание в условиях менее
активной деятельности субъекта.

 

5. Эффективность произвольного запоминания зависит:
а) от мотивов деятельности; б) от целей и направленности
мнемических действий: на глубину понимания заучиваемо­
го, точность и полноту воспроизведения, последователь­
ность и т. д.

6. В человеческих действиях существует ряд факторов,
обеспечивающих произвольность запоминания.

 

• Сочетание направленности на запоминание с активной
мыслительной деятельностью над материалом обеспечи­
вает максимально успешное заучивание.

• Ясность и конкретность целей, в соответствии с которыми
производится запоминание.

• Использование специальных мыслительных действий, на­
правленных на смысловую группировку материала, выде­
ление смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесе­
ние; особо важную роль может играть процесс составления
плана.

• Преобразование каждого повторения в решение новой за­
дачи: а) повторение всегда должно заключать в себе что-то
новое; б) запоминаемое должно служить средством реше­
ния новых мыслительных задач.

7. В состав мнемического действия входит ряд операций
(В. Я. Ляудис):

• ориентировка в запоминаемом материале, категоризация
и установление его состава и структуры;

*поиск и выделение соответствующих материалу основа­ний для способа группировки;


Глава 13






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных