![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Деятельностный подход к объяснению сознанияЧеловека 1. Переход предков человека к жизни в обществе, осно 2. Исторически (и онтогенетически) сознание развивает 3. Рефлексия становится возможной благодаря отделе • Сначала возникают общественные формы сознания как • Позднее возникают индивидуальные формы сознания как к: '
4. Формирование и развитие функций сознания обеспечива • Исходные представления о предполагаемых результатах • Такое соотнесение осуществляется актами означивания — • Формируется предметная отнесенность речи, выделяю • Формируется язык, который служит; а) средством органи • Вещественные свойства предметов и продуктов совмест • Овладение субъектом способами использования знаков 5. Индивидуальное сознание в развитом виде имеет слож «Чувственная ткань» — образы воспринимаемой и (позднее) представляемой реальности: а) различаются по модальности, устойчивости, ясности, б) порождаются в процессе деятельности; в) ориентируют субъекта в объективном предметном Объективные значения — фиксированные в языке исторически выработанные способы выполнения различных форм деятельности и действий, которые: а) существуют объективно, выражают результаты позна б) не зависят от индивидуальных, субъективных пред в) усваиваются человеком в ходе «распредмечивания» г) характеризуют предмет через его отношения к другим Личностные смыслы — пристрастные, эмоционально-ценностные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности (к значениям), определяемые индивидуальными мотивами: а) не имеют надындивидуального существования (час б) выступают для субъекта в виде непосредственных в) производны от реальных жизненных отношений г) характеризуют предмет через его отношения к инди
6. Исходная чувственно-практическая, деятельностиая 7. Сознание выполняет множество функций: • иерархически объединяет и служит планированию, вос • обеспечивает функциональную организацию внутренних • обеспечивает надситуативные, произвольные, преднаме Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым сознание рассматривается как результат включения человека с момента рождения в человеческие виды деятельностей и в человеческие формы общения, которые опосредствованы человеческими способами использования орудий и языка. Сознание рассматривается как особый уровень функциональной организации психики человека, который возникает на основе овладения субъектом разнообразными способами использования языка, а позднее и других знаково-символических средств. При этом знаково-символические средства в человеческих формах их функционального применения, с одной стороны, имеют четкую предметную отнесенность и, с другой стороны, выступают средствами произвольной актуализации (репрезентации) сходных значений в сознании у разных людей. Между тем в теоретическом подходе А. Н. Леонтьева понятие «сознание» приобретает широкую и обобщенную содержательную наполненность. Это обеспечивает возможность объяснения исторического генезиса сознания, его состава и структуры, но при этом теряется психологическая конкретность его функциональной организации в поведении и деятельности человека. Заметим, что в 70-х гг. А. Н. Леонтьев начал разрабатывать функциональную теорию чувственного познания на основе формирования образа мира, которая в настоящее время во многом структурно и содержательно дублирует ранее построенную теорию сознания. Эта теория изложена выше, в главе «Психологические теории ощущений и восприятий», как система взаимосвязанных объяснительных принципов и гипотез (Леонтьев А, Н., 1983,2000). Теория образа мира и функциональной организации перцептивных процессов человека в последующем была конкретизирована в работах С. Д. Смирнова (1985). Так как понятия «сознание* и «образ мира» используются в одних и тех же понятийных контекстах, то возникает необходимость теоретического разведения понятий «сознание» и «образ мира». Такое разведение можно обнаружить в работах В. К. Ви-люнаса. Анализируя психологические механизмы эмоциональной и мотивационной регуляции деятельности человека, он выдвигает ряд объяснительных принципов, которые позволяют достаточно определенно наметить такое разведение. 1. Главной детерминантой, определяющей содержание 2. Внешние по своей форме процессы деятельности с ^ в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации, обобщаются, вербализуются, сокращаются (интериоризируются) и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности. 3. Система присваиваемых человеком на протяжении Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных действий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в образе мира. Конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека составляет локализация отражаемых явлений в образе мира, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает. 4. Вооружение человеческой психики образом мира и спо 5. Если животное пытается учесть все возможности конк Если различные формы жизненного опыта у животных (включая и особенности поведения приматов) актуализируются (репрезентируются в психике) всякий раз воздействием конкретной предметной ситуации извне, то у человека характер репрезентаций определяется еще и знаково-символи-ческими средствами, которые порождаются либо другими людьми, либо самим субъектом. Поэтому поведение животных всегда привязано к текущей ситуации и носит ситуативный характер, а поведение человека по мере формирования и развития сознания приобретает все большую отвлеченность от текущей ситуации — надситуативность. . Опираясь на контекст генезиса научной логики построения объяснительных принципов и теоретических понятий, полезно противопоставить термины «образ мира» и «сознание». Отметим, что такое разведение имплицитно присутствует в работах А. А. Леонтьева: «Образмира — это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Леонтьев А. А., 2001. С. 115). В отличие от образа мира, сознание — это особый уровень функциональной организации психики человека^ обеспечивающий произвольность в организации поведения и умственной деятельности человека на основе овладения субъектом разнообразными способами использования зпаквво-символических средств (см. выше). При этом различные формы рефлексии являются функциями, производными от степени развития сознания. Сознательные формы психической ориентировки и организации психики возникают с того момента, когда между субъектом и объективной реальностью «помещаются» различные знаки и символы. В первом приближении можно выделить тр^ основных аспекта, связанных с применением субъектом.языка, знаков, символов. Знаково-символиче-ские средства (исходно жестовые и языковые) в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»: а) между субъектом и другими людьми; б) между субъектом и предметным миром; в) между субъектом и его собственными функциями (поведением, целями, психическими процессами, состояниями и т. д.). Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе развития самосознания.
Аналогичное деление в психологической литературе существует при характеристике основных функций языка и речи: а) коммуникация и организация совместных взаимодействий; б) организация познавательно-ориентировочной деятельности в предметном мире; в) самоорганизация на основе рефлексивного самоконтроля (Лурия, 1979' Салми-на, 1988). В заключение хотелось бы заметить, что в соответствии с указанными позициями знаково-символических средств, а также способами их использования субъектом могут наблюдаться различные формы рефлексии (сознательной, рефлексивной ориентировки субъекта в мире). Через использование знаков рефлексивными могут становиться: а) отношения субъекта с другими людьми; б) отношения субъекта с предметами и явлениями объективного мира; в) отношения субъекта с самим собой, с различными особенностями своего поведения и психики. И по своей организации это формы сознательной ориентировки субъекта, опирающиеся на разные способы функционального включения в жизнедеятельность человека знаково-символических средств. Личная библиотека Голубь Оксзчз Зйктеаовкз А. Н. Леонтьев и современная психология: Сб. ст. — М., 1983. Адам, Д. Восприятие, сознание, память / Д. Адам. — М., 1983. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. — М., 1960. Андерсон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М., 1968. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональных систем / П. К, Анохин. — М., 1978. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. — М., 1990. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М., 1974.-392 с. Арсеньев, А. С. Анализ развивающегося понятия / А. С. Арсеньев, В. С. Библер, Б. М. Кедров. — М., 1967. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г Асмолов. — М., 1990. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров/А. Г. Асмолов. — М.; Воронеж, 1996. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс научения / Р. Аткинсон. — М„ 1980. Бассин, Ф. Б, Проблема бессознательного / Ф. Б. Бассин. — М., 1986. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. — М., 1979- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М., 1992. Бернштейн, Н. А, Биомеханика и физиология движений / Н. А, Бернштейн. — М.; Воронеж, 1997. — 608 с. Бернштейн, И. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М., 1991. Берулава, Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков/ Г. А. Бе-рулава, — БиЙск, 1993. Блонский, П. П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. — М., 1964.
Блум, Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстед-тер.-М.,1988. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. — М., 1983. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М., 1968. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г М. Бреслав. — М., 1990. Брунер, Д. Психология познания: За пределами непосредственной ин-формации/Д. Брунер. — М., 1977. Брушинский, А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлин-ский. — М.31979. Васильев, И. А. Мотивация и контроль за действием / И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. - М., 1991. Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. — Л., 1974—1981. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/Л. М. Веккер. — М.: Смысл, 1998. — 685 с. Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Ве-личковский. — М., 1982. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/М. Вертгеймер. — М., 1987. Верч, Д. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию/Д- Верч. — М., 1996. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. - М., 1990. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы биологической мотивации / В. К. Вилюнас. — М., 1986. Вилюнас, В. К, Психология эмоциональных процессов / В. К. Вилюнас.-М., 1976. Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976. - С. 320. Вулдридж,Д. Механизмы мозга/Д. Вулдридж. — М., 1965. Выготский, Л. С Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский//Собр. соч.: В 6т. — М., 1982, -Т. 1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. — М., 1982. — Т. 2: Проблемы общей психологии. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С- Выготский. — М., 1983- —Т. 3: Проблемы развития психики. Выготский, Л. С. Эподы по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок/Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — М.,1993. Выготский, Л. С, Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кобыльницкий. — М-, 1974. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М., 1985. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. — М.; Воронеж, 1998- — 480 с. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гиб-сон.— М.,1988. Гиппенреитер, Ю. Б, Деятельность и внимание / Ю. Б. Гиппенрейтер // А. Н. Леонтьев и современная психология: Сб. ст. — М.: Изд-во МГУ, 1983. Гиппенрейтер, Ю- Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер.—М., 1988. Глейтман, Г. Основы психологии / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Рай-сберг. - СПб.: Речь, 2001 - 1247 с. Глотова, Г, А. Человек и знак /ГА, Глотова. — Свердловск, 1990. Гончаренко, Я. В, 1ениЙ в искусстве и науке / Н. В. Гончаренко. — М.: Искусство, 1991. — 432 с. Гордеева, Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия / Н- Д. Гордеева. — М., 1995. Грант, В. Эволюционный процесс / В. Грант. — М.: Мир, 1991. Грин, Н. Биология: В 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. — М., 1990. Грэхэм, Л- Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе /Л. Р. Грэхэм. — М.: Политиздат, 1991. — 480 с. Грязное, Б. С. Теория и ее объект/Б. С. Грязное, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. — М., L973. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. — М., 1972. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1996. Дарвин, Ч. Сочинения: В 5 т. /Ч. Дарвин— М., 1953. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. — М., 1993. Дольник, В. Р, Непослушное дитя биосферы / В. Р. Дольник. — М., 1994. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. - М., 1995. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - М,, 1995. Дружинин, В, Я. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — М., 1997. Дружинин, В. Н, Метафорические модели интеллекта / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20, № 6. 21. Заказ №4624. шшэд^да^щшнР!!^ Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления/Д. Дьюи. — М., 1997. — 208с. Естественно-научные основы психологии // Под ред. А. А. Смирнова и др.-М., 1978. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обухова, Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001. — 624 с. Журавлев, А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 1991.-160 с. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. /А. В. Запорожец. - М.; 1986. Зейгариик, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зей-гарник. — М., 1982. Зинченко, В. П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. - М.: Изд-во МГУ, 1983. Зинченко, В. П. Человек развивающийся / В, П. Зинченко, Е. Б. Моргунов—М., 1994. Зинченко, В. П. Образ и деятельность/ В. П. Зинченко. — М.; Воронеж, 1997. - 608 с. Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. — СПб.: Питер, 2002. - 320 с. Зорина, Л. Я. Дидактические аспекты естественно-научного образования/Л. Я. Зорина. — М., 1993. Зорина, 3. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / 3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 320 с. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. — М., 1991. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. - М.: УРАО, 1998. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 2000.-512с. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. Ильясов, И. И. Структура процесса учения/И. И, Ильясов. — М., 1986. Ильясов И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. — М., 1994. Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966. Клике, Ф. Пробуждающееся мышление / Ф. Клике. — М., 1983. Когнитивная психология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с. Коршунов, А. М. Теория отражения и эвристическая роль знаков / А. М. Коршунов, В. В. Мантатов. — М.: Изд-во МГУ, 1974 — 214 с. Коул, М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. — М., 1977. Крайг, Г. Психология развития / Г Крайг. — СПб.: Питер, 2000. Крушинский, Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения / Л. В. Крушинский. — М., 1991. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1977. - 300 с. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. — М., 1969. Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин. — М., 1993. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М., 1997а. - 287 с. Леонтьев, А. А- Психология общения / А. А. Леонтьев. — М., 19976. — 365с. Леонтьев, А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность) / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001. — 392 с. Леонтьев, А. И. Проблемы развития психики / А, Н. Леонтьев. — М.: Мысль, 1965. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев— М.: Педагогика, 1983. Леонтьев, А. Н. Философия психологии / А. Н. Леонтьев. — М., 1994. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 1.-С, 5-21. Леонтьев, А. Н. Лекции по обшей психологии / А. Н- Леонтьев. — М.: Смысл, 2000. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. — М., 1997. —64с. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999 — 487 с. Лима-де~Фариа, А. Эволюция без отбора. Автоэволюция формы и функции / А. Лима-де-Фариа. — М., 1991. Линдсей, Н. Переработка информации у человека / Н. Линдсей, Д. Норман. —М., 1974. Линко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е.Личко.-Л., 1983. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М,, 1984. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии / Б, Ф. Ломов. — М.; Воронеж, 1996. Лоренц, К, Человек и агрессия / К. Лоренц. — М.: Прогресс, 1994. Лоренц, К. Человек находит друга. Кольцо царя Соломона / К. Лоренц. - М.: АРМАДА, 1995. - 394 с. 323 21* $8Ш'в Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. — М.: Республика, 1998. - 393 с. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н, Лук. — М., 1982. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. Р. Лурия, Ф. Я, Юдович. — М., 1956. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М., 1973. Лурия, А, Р. Об историческом развитии познавательных процессов / A. Р. Лурия. - М., 1974. - 172 с. Лурия, А. Р. Внимание и память/А Р. Лурия. — М.: Изд-во МГУ, 1975а. — 108с. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. — М., 19756. Лурия,А. Р. Язык и сознание/А. Р. Лурия. — М., 1979. Лурия, А. Р. Романтические эссе /А. Р Лурия.— М.: Педагогика-пресс., 1996. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. — М.: Академический проект, 2000.-512 с. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: психология, этология и эволюция / Д. Мак-Фарленд. — М.: Мир, 1988. Маланов, С. В. Квопросу о составе иструктуретеоретического мышления/С. В. Маланов // Мир психологии. —2001. — Jsfe 1. Маланов, С. В. Психологические механизмы теоретического мышления: теории в науке и учебной деятельности / С. В. Маланов. — Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2001. Мантатов, В. В. Образ, знак, условность / В. В. Мантанов. — М.: Высш. школа, 1980. — 160 с. Мелхорнt Г. Тениями не рождаются. Общество и способности человека / Г Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн. — М., 1989. Мерлин, В. С. Очерктеории темперамента/В. С. Мерлин. — М., 1964. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. — М.; Воронеж, 1996. Миллер, Д. Планы и структура поведения / Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. — М., 1965. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. — СПб.: Питер, 2002. — 464 с. Морозов, С. М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности / С. М. Морозов. — М: Смысл, 2002. — 118с. Назаров, В. И. Учение о макроэволюции. На путях к новому синтезу / B. И. Назаров. — М., 1991. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания / В. Mi Най-дыш. — М.: Гардарики, 2003. — 476 с. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. — М.? 1981. Нарский, И. С. Проблема значения «значения* в теории познания / И. С. Нарский // Проблема знака и значения, — М.: Изд-во МГУ, 1969. Насиновская, Е. Е, Методы изучения мотивации личности / Е. Е. Наси-новская. — М., 1988. Науменко, Л. К. Монизм как принцип диалектической логики / Л. К. Науменко. —Алма-Ата: Наука, 1968. Небылицын, В. Д. Избранные психологические труды / В. Д. Небы-лицын. — М.: Педагогика, 1990. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е. Д. Хом-ской. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 298 с, Немое, Р. С. Психология / Р. С. Немов. — М., 1994. — Кн. 1: Общие ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ. Новоселова, С, Л. Генетически ранние формы мышления / С. Л. Новоселова. — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО«МОДЭК», 2002. — 320 с. Норман, Д. Память и научение / Д. Норман. — М., 1985. Обухова, Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против/Л. Ф.Обухова.— М., 1981.-191 с. Обухова, Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития / Л. Ф. Обухова // Вопросы психологии. — 1996. — № 5 — С. 30—38. Обуховский, К. Психология влечений человека / К. Обуховский. — М., 1971. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с. Одаренные дети. — М., 1991. Павлов, И, П. Мозг и психика: Избр. психол. тр. / И. П. Павлов. — М.; Воронеж, 19%. - 320 с. Палмер, Д. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Д. Палмер, Л. Палмер. — СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2004. — 384 с. Петровский, А, В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 2001. Петровский, В. А, Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский.-М., 1992. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды /Ж. Пиаже. — М., 1969. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М., 1994. Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация /Ж. Пиаже, Б- Инельдер. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М., 1986.
Пономарев, Я, А. Психология творения / Я. А. Пономарев. — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 480 с. Поппер, К. Логика и рост научного познания / К. Поппер. — М., 1983. Поппер, К. Открытое общество и его враги: В 2 т. / К. Поппер. — М.: Феникс: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Право/поров, Г. В. Зоопсихология для гуманитариев: Учеб, пособие / Г. В. Правоторов. — Новосибирск: ООО «Издательство КЖЭА*, 2002. — 392с. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хед-ланд и др. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с. Психология индивидуальных различий: Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пу-зырея.-М., 1982. Психология науки: Учеб. пособие /А. Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. — М.: МПСИ; Флинта, 1998. — 312 с. Пуанкаре, А. О науке /А. Пуанкаре. — М.; Наука, 1990. — 736 с. Раншбург, И. Секреты личности/И. Раншбург, П. Поппер. — М., 1983. Решетова, 3. А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах / 3. А. Решетова. — М., 1986. Ришар, Ж. Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений/Ж. Ф. Ришар. — М.: Институт психологии РАН, 1998- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — М., 1994. Разин, В. М. Типы и дискурсы научного мышления / В. М. Розин. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 248 с. Рок, И. Введение в зрительное восприятие: В 2 кн. / И. Рок. — М.: Педагогика, 1980. Рубинштейн, С. Л. Основы обшей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М., 1989. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. — М., 1957. Рубинштейн, С. Л. Проблемы обшей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М., 1973. Рубцов, В. В. Основы социально-генетической психологии / В. В. Рубцов. — М.; Воронеж, 1996. — 384 с. Рузавин, Г. И. Научная теория / Г. И. Рузавин. — М., 1978. Рузавин, Г. И. Логика и аргументация / Г И. Рузавин. — М., 1997. Салмина, Н. Г. Виды и функции материализации в обучении / Н. Г. Сал-мина. - М., 1981. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г, Салмина. — М., 1988. Северцов, А. Н. Эволюция и психика / А, Н. Северцев. ковы, 1922. Северцов, А, С. Направленность эволюции /А. С. Северцев. — М., 1990. Сеченов, И. М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. — М., 1952. — Т. 1: Физиология и психология. Сидоренко, Е. В. Мотивациокный тренинг / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2000. - 234 с. Симонов, П. В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1987-237 с. Слобин,Д. Психолингвистика/ Д. Слобин, Дж. Грин. — М., 1976. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. / А. А. Смирнов. — М., 1987. Смирнов, А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР / А, А. Смирнов. — М., 1975, Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. — М., 1985. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е. О. Смирнова. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. Соколов, А. Н. Внутренняя речьи мышление/А. Н. Соколов. — М., 1968. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии Е. Е. Соколова. — М., 1994. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е. Е. Соколова. — М.: Смысл, 2003. — 687 с. Соломонш, А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. — М., 1995. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология/ Р. Л. Солсо. — М., 1996. Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия / Под ред. Г. В. Калягиной. — СПб: Питер, 2001. Опели», В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г Горохов, М. А. Розов. — М., 1995. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу, — М., 1982. Теплое, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М., 1961. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. / Б. М- Теплов. — М., 1985. Тинберген, Н. Осы, птицы, люди / Н. Тинберген. — М., 1970. Тинберген, Н. Поведение животных / Н. Тинберген. — М.: Мир, 1985. Тинберген, Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. — М.: Мир, 1993. Тих, Я. А. Предыстория общества / Н. А. Тих. — Л.: ЛГУ, 1970. Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. — М., 1969. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. — М., 1984. Тихомиров, О. К. Понятия и принципы общей психологии / О. К. Тихомиров. — М., 1992. Традиции и перспективы деятедьностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского и др. — М.: Смысл, 1999.-429с. Фабри, К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. — М.: Изд-во МГУ, 1993. Флейвела, Д. Генетическая психология Жана Пиаже / Д. Флейвелл. — М., 1967. Фогель, Ф. Генетика человека: В 3 т. / Ф. Фогель, А. Мотульски. — М., 1989-1990. Фокс, Р. Энергия и эволюция жизни на Земле / Р. Фокс. — М., 1992. Формирование системного мышления в обучении / Под ред. проф. 3. А. Решетовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 344 с. Фоули, Р. Еще один неповторимый вид/ Р. Фоули. — М., 1990. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд, — М., 1989. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. — М., 1966, -Вып. 1,2. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. — М., 1992. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. — М., 1986. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. — М., 1993. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. — СПб., 2000.-512 с. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / X. Хекхаузен. — М., 1986. Холл, К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. — М., 1997. — 720 с. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А, Холодная. — Томск: Изд-во Томского ун-та; М.: Барс, 1997. — 392 с. Хамская, Е. Д, Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — М., 1987. Хамская, Е. Д. Мозг и эмоции / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. — М., 1992. Хофман, И. Активная память/ И. Хофман. — М., 1986. Хрестоматия по обшей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 272 с. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977. Хьедл, Л. Теории личности! Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997. — 608 с. Хъюбел, Д, 1лаз, мозг, зрение / Д. Хьюбел. — М., 1990. Чертов, Л. Ф, Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи / Л. Ф. Чертов. — СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1993. — 388 с. Шадриков, Я Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М., 1994. Шеварев, П. А Теория обобщенных ассоциаций /П. А- Шеварев. — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 608 с. Шиффман, X. Р. Ощущение и восприятие / X. Р. Щиффман. — СПб.: Шмалъгаузен, И. И. Избранные труды: пути и закономерности эволюционного процесса / И. И. Шмальгаузен. — М., 1983. Шульц, Д. Л. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э, Шульц. - СПб.: Евразия, 1998. Щедровицкий, Г, П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. — М., 1995. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровицкий.-М., 1997. Экспериментальная психология: Практикум: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 383 с. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. — М., 1994. Эльконин, Д. Б. Психология игры/Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б, Злько-нин. — М.: Педагогика, 1989. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр, /Д. Б. Эльконин. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-416 с. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления у школьников / И. С. Якиманская. — М., 1980. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1969 — 316 с. Ярошевский, М, Г. Наука о поведении: русский путь / М. Г Ярошевский. — М.; Воронеж, 1996. — 380 с.
Часть 1. Методологические основы психологии: определение предмета психологии и достижение Глава!. Методология в науке................................................. 4 1.1. Методология в составе научного знания............ 4 1.2. Общефилософский уровень методологии.......... 6 1.3. Общенаучный уровень методологии................... 9
1.3.1. Особенности ненаучного и научного познания.............. 9 1.3.2. Структура современного научного знания....... 15 1.3.3. Способы построения и подтверждения научных теорий... 20 1.3.4. Законы в составе научного знания..................... 31 1.4. Язык современной науки: /, 4. J, Проблема интерпретации обмена сообщениями между /. 4.2. Структурно-функциональные характеристики 1.5. Проблемы, связанные с овладением научными 1.5.1.Отношение научного исследования и научных знаний 1.5.2.Проблемы, возникающие при oe^iadcHUif научными знанил^и.. 48 Глава 2. Что такое психика? Предмет изучения психологии. 2.1. Конкретно-научный уровень методологии Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|