Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельностный подход к объяснению сознания




Человека

1. Переход предков человека к жизни в обществе, осно­
ванном на совместной трудовой деятельности, опосредст­
вованной: а) орудиями труда, б) языком (речью), детерми­
нирует зарождение и формирование сознания человека как
высшей формы психической ориентировки на основе фор­
мирующегося образа мира.

2. Исторически (и онтогенетически) сознание развивает­
ся от общественных форм к формам индивидуальным и
представляет рефлексию субъектами: а) совместной деятель­
ности; б) самих себя в совместной деятельности; в) форми­
рующихся в ходе деятельности представлений и знаний об
окружающем мире.

3. Рефлексия становится возможной благодаря отделе­
нию языковой (знаково-символической) формы выполне­
ния действий от первоначальной совместной внешне пред­
метной формы выполнения познавательных действий.

• Сначала возникают общественные формы сознания как
совместные действия и деятельности во внешнем речевом
(знаково-символическом) плане общения.

• Позднее возникают индивидуальные формы сознания как
опосредствованные речью (языком) действия и деятельно­
сти во внутреннем индивидуальном умственном плане
(процесс интериоризации).


к:

'


 


4. Формирование и развитие функций сознания обеспечива­
ется путем преобразования совместных, предметно направ­
ленных форм внешних действий в формы умственные, «иде­
альные» (см.: Выготский Л. С. Психологический механизм
интериоризации).

• Исходные представления о предполагаемых результатах
совместной деятельности начинают соотноситься с усло­
виями и результатами, получаемыми в ходе деятельности.

• Такое соотнесение осуществляется актами означивания —
посредством жестов и речи.

• Формируется предметная отнесенность речи, выделяю­
щаяся из экспрессивной сигнализации.

• Формируется язык, который служит; а) средством органи­
зации предметно направленных действий; б) средством
предметно отнесенных форм общения; в) средством фик­
сирования выработанных в совместной деятельности зна­
чений; г) средством мышления.

• Вещественные свойства предметов и продуктов совмест­
ной деятельности посредством функционирования языка
трансформируются в предметное содержание значений
(сходных представлений и понятий, воспроизводимых в
психике разных людей), освобождаясь тем самым от своей
вещественности.

• Овладение субъектом способами использования знаков
языка обеспечивает: а) актуализацию (репрезентацию) в
психике других людей соответствующих значений в про­
цессах общения; б) произвольные формы актуализации
значений субъектом в собственной психике.

5. Индивидуальное сознание в развитом виде имеет слож­
ную функциональную структуру^ которая складывается из
отношений между «чувственной тканью», объективными
значениями и личностными смыслами. Такие функциональ­
но-структурные отношения формируются по мере вхожде­
ния человека в новые виды социальных связей и отношений,
по мере включения в новые деятельности и овладения ими.


«Чувственная ткань» образы воспринимаемой и (позд­нее) представляемой реальности:

а) различаются по модальности, устойчивости, ясности,
эмоциональному тону;

б) порождаются в процессе деятельности;

в) ориентируют субъекта в объективном предметном
мире.

Объективные значения фиксированные в языке истори­чески выработанные способы выполнения различных форм деятельности и действий, которые:

а) существуют объективно, выражают результаты позна­
ния объективного мира, производны от обществен­
ной практики;

б) не зависят от индивидуальных, субъективных пред­
почтений;

в) усваиваются человеком в ходе «распредмечивания»
человеческой культуры;

г) характеризуют предмет через его отношения к другим
предметам (П. Я. Гальперин).

Личностные смыслы пристрастные, эмоционально-цен­ностные отношения субъекта к объективным обстоятель­ствам жизни и деятельности (к значениям), определяемые индивидуальными мотивами:

а) не имеют надындивидуального существования (час­
тично могут быть выражены субъектом посредством
языка);

б) выступают для субъекта в виде непосредственных
эмоциональных переживаний, но при этом сам лич­
ностный смысл может и не осознаваться;

в) производны от реальных жизненных отношений
субъекта, от его индивидуальной практики;

г) характеризуют предмет через его отношения к инди­
видуальным мотивам (П. Я. Гальперин).


 


6. Исходная чувственно-практическая, деятельностиая
основа общественного и индивидуального сознания обычно
остается скрытой от субъектов; сознание при этом субъек­
тивно может казаться основой и причиной деятельности.

7. Сознание выполняет множество функций:

• иерархически объединяет и служит планированию, вос­
произведению, реализации и развитию различных видов
действий и деятельностей;

• обеспечивает функциональную организацию внутренних
умственных форм деятельностей;

• обеспечивает надситуативные, произвольные, преднаме­
ренные формы организации поведения и деятельности
(Леонтьев А. Н., 1965, 1983, 1994,2000),

Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым сознание рассмат­ривается как результат включения человека с момента рождения в человеческие виды деятельностей и в челове­ческие формы общения, которые опосредствованы чело­веческими способами использования орудий и языка. Со­знание рассматривается как особый уровень функциональной организации психики человека, который возникает на основе овладения субъектом разнообразными способами использова­ния языка, а позднее и других знаково-символических средств. При этом знаково-символические средства в че­ловеческих формах их функционального применения, с одной стороны, имеют четкую предметную отнесенность и, с другой стороны, выступают средствами произвольной актуализации (репрезентации) сходных значений в созна­нии у разных людей.

Между тем в теоретическом подходе А. Н. Леонтьева по­нятие «сознание» приобретает широкую и обобщенную со­держательную наполненность. Это обеспечивает возмож­ность объяснения исторического генезиса сознания, его со­става и структуры, но при этом теряется психологическая конкретность его функциональной организации в поведе­нии и деятельности человека.


Заметим, что в 70-х гг. А. Н. Леонтьев начал разрабатывать функциональную теорию чувственного познания на основе фор­мирования образа мира, которая в настоящее время во многом структурно и содержательно дублирует ранее построенную теорию сознания. Эта теория изложена выше, в главе «Пси­хологические теории ощущений и восприятий», как система взаимосвязанных объяснительных принципов и гипотез (Леонтьев А, Н., 1983,2000). Теория образа мира и функцио­нальной организации перцептивных процессов человека в последующем была конкретизирована в работах С. Д. Смир­нова (1985).

Так как понятия «сознание* и «образ мира» используются в одних и тех же понятийных контекстах, то возникает необ­ходимость теоретического разведения понятий «сознание» и «образ мира».

Такое разведение можно обнаружить в работах В. К. Ви-люнаса. Анализируя психологические механизмы эмоцио­нальной и мотивационной регуляции деятельности челове­ка, он выдвигает ряд объяснительных принципов, которые позволяют достаточно определенно наметить такое разведе­ние.

1. Главной детерминантой, определяющей содержание
психически регулируемой активности у человека, является
не столько текущая ситуация, сколько опыт и знания субъек­
та в отношении воспринимаемой ситуации. Такой опыт и
знания большей своей частью выступают результатом при­
своения общественно-исторического опыта через вовлече­
ние человека в специально направленную деятельность,
воспроизводящую различные способы преобразования
предметного мира, а также способы использования знако­
во-символических средств. При этом использование языка
предельно расширяет границы усваиваемого опыта, делая
их независимыми от параметров реально воспринимаемой
ситуации (см.: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

2. Внешние по своей форме процессы деятельности с
внешними же вещественными предметами преобразуются


^


в процессы, протекающие в умственном плане, в плане со­знания. При этом они подвергаются специфической трансформации, обобщаются, вербализуются, сокращают­ся (интериоризируются) и становятся способными к даль­нейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности.

3. Система присваиваемых человеком на протяжении
всей жизни представлений и понятий, в которой неизбежно
локализуется и содержательно обогащается все отражаемое,
составляет образ мира,

Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных дей­ствий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в образе мира.

Конкретно-психологическую основу осознанного харак­тера психического отражения у человека составляет локали­зация отражаемых явлений в образе мира, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает.

4. Вооружение человеческой психики образом мира и спо­
собностью к произвольной актуализации отражаемого в нем
содержания на основе использования языка (сознание) спо­
собствовало развитию особого внутреннего структурного
образования — субъекта умственной деятельности.

5. Если животное пытается учесть все возможности конк­
ретной ситуации для того, чтобы обеспечить удовлетворение
актуализировавшейся потребности, то человек при наличии
образа мира и сознания имеет возможность ориентироваться
в неограниченных пространственных и временных масшта­
бах, далеко выходя за пределы своей индивидуальной жизни
(Вилюнас, 1990).

Если различные формы жизненного опыта у животных (включая и особенности поведения приматов) актуализиру­ются (репрезентируются в психике) всякий раз воздействием конкретной предметной ситуации извне, то у человека ха­рактер репрезентаций определяется еще и знаково-символи-ческими средствами, которые порождаются либо другими


людьми, либо самим субъектом. Поэтому поведение живот­ных всегда привязано к текущей ситуации и носит ситуатив­ный характер, а поведение человека по мере формирования и развития сознания приобретает все большую отвлечен­ность от текущей ситуации — надситуативность.

. Опираясь на контекст генезиса научной логики построе­ния объяснительных принципов и теоретических понятий, полезно противопоставить термины «образ мира» и «созна­ние». Отметим, что такое разведение имплицитно присут­ствует в работах А. А. Леонтьева: «Образмира — это отобра­жение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитив­ными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Ле­онтьев А. А., 2001. С. 115).

В отличие от образа мира, сознаниеэто особый уровень функциональной организации психики человека^ обеспечиваю­щий произвольность в организации поведения и умственной дея­тельности человека на основе овладения субъектом разнооб­разными способами использования зпаквво-символических средств (см. выше). При этом различные формы рефлексии являются функциями, производными от степени развития сознания.

Сознательные формы психической ориентировки и орга­низации психики возникают с того момента, когда между субъектом и объективной реальностью «помещаются» раз­личные знаки и символы. В первом приближении можно вы­делить тр^ основных аспекта, связанных с применением субъектом.языка, знаков, символов. Знаково-символиче-ские средства (исходно жестовые и языковые) в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»: а) между субъектом и дру­гими людьми; б) между субъектом и предметным миром; в) между субъектом и его собственными функциями (поведе­нием, целями, психическими процессами, состояниями и т. д.). Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе развития самосознания.


Литература

Аналогичное деление в психологической литературе су­ществует при характеристике основных функций языка и речи: а) коммуникация и организация совместных взаимо­действий; б) организация познавательно-ориентировочной деятельности в предметном мире; в) самоорганизация на основе рефлексивного самоконтроля (Лурия, 1979' Салми-на, 1988).

В заключение хотелось бы заметить, что в соответствии с указанными позициями знаково-символических средств, а также способами их использования субъектом могут наблю­даться различные формы рефлексии (сознательной, рефлек­сивной ориентировки субъекта в мире). Через использова­ние знаков рефлексивными могут становиться: а) отноше­ния субъекта с другими людьми; б) отношения субъекта с предметами и явлениями объективного мира; в) отношения субъекта с самим собой, с различными особенностями свое­го поведения и психики. И по своей организации это формы сознательной ориентировки субъекта, опирающиеся на раз­ные способы функционального включения в жизнедеятель­ность человека знаково-символических средств.

Личная библиотека

Голубь Оксзчз Зйктеаовкз


А. Н. Леонтьев и современная психология: Сб. ст. — М., 1983. Адам, Д. Восприятие, сознание, память / Д. Адам. — М., 1983.

Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. — М., 1960.

Андерсон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. — СПб.: Пи­тер, 2002. — 496 с.

Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М., 1968.

Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональных систем / П. К, Анохин. — М., 1978.

Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. — М., 1990.

Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М.,

1974.-392 с.

Арсеньев, А. С. Анализ развивающегося понятия / А. С. Арсеньев, В. С. Библер, Б. М. Кедров. — М., 1967.

Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г Асмолов. — М., 1990.

Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров/А. Г. Асмолов. — М.; Воронеж, 1996.

Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс научения / Р. Аткинсон. — М„ 1980.

Бассин, Ф. Б, Проблема бессознательного / Ф. Б. Бассин. — М., 1986.

Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. — М., 1979-

Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М., 1992.

Бернштейн, Н. А, Биомеханика и физиология движений / Н. А, Бернш­тейн. — М.; Воронеж, 1997. — 608 с.

Бернштейн, И. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М., 1991.

Берулава, Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков/ Г. А. Бе-рулава, — БиЙск, 1993.

Блонский, П. П. Избранные психологические произведения / П. П. Блон­ский. — М., 1964.


 


Блум, Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстед-тер.-М.,1988.

Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. — М., 1983.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М., 1968.

Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г М. Бреслав. — М., 1990.

Брунер, Д. Психология познания: За пределами непосредственной ин-формации/Д. Брунер. — М., 1977.

Брушинский, А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлин-ский. — М.31979.

Васильев, И. А. Мотивация и контроль за действием / И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. - М., 1991.

Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. — Л., 1974—1981.

Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических про­цессов/Л. М. Веккер. — М.: Смысл, 1998. — 685 с.

Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Ве-личковский. — М., 1982.

Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/М. Вертгеймер. — М., 1987.

Верч, Д. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию/Д- Верч. — М., 1996.

Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. - М., 1990.

Вилюнас, В. К. Психологические механизмы биологической мотива­ции / В. К. Вилюнас. — М., 1986.

Вилюнас, В. К, Психология эмоциональных процессов / В. К. Вилю­нас.-М., 1976.

Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976. - С. 320.

Вулдридж,Д. Механизмы мозга/Д. Вулдридж. — М., 1965.

Выготский, Л. С Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский//Собр. соч.: В 6т. — М., 1982, -Т. 1.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. — М., 1982. — Т. 2: Проблемы общей психологии.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С- Выготский. — М., 1983- —Т. 3: Проблемы развития психики.

Выготский, Л. С. Эподы по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок/Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — М.,1993.

Выготский, Л. С, Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.


Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кобыльницкий. — М-, 1974.

Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М., 1985.

Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальпе­рин. — М.; Воронеж, 1998- — 480 с.

Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с.

Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гиб-сон.— М.,1988.

Гиппенреитер, Ю. Б, Деятельность и внимание / Ю. Б. Гиппенрейтер // А. Н. Леонтьев и современная психология: Сб. ст. — М.: Изд-во МГУ, 1983. Гиппенрейтер, Ю- Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппен­рейтер.—М., 1988.

Глейтман, Г. Основы психологии / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Рай-сберг. - СПб.: Речь, 2001 - 1247 с.

Глотова, Г, А. Человек и знак /ГА, Глотова. — Свердловск, 1990. Гончаренко, Я. В, 1ениЙ в искусстве и науке / Н. В. Гончаренко. — М.: Искусство, 1991. — 432 с.

Гордеева, Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного дей­ствия / Н- Д. Гордеева. — М., 1995.

Грант, В. Эволюционный процесс / В. Грант. — М.: Мир, 1991. Грин, Н. Биология: В 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. — М., 1990. Грэхэм, Л- Р. Естествознание, философия и науки о человеческом по­ведении в Советском Союзе /Л. Р. Грэхэм. — М.: Политиздат, 1991. — 480 с. Грязное, Б. С. Теория и ее объект/Б. С. Грязное, Б. С. Дынин, Е. П. Ни­китин. — М., L973.

Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. — М., 1972. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1996.

Дарвин, Ч. Сочинения: В 5 т. /Ч. Дарвин— М., 1953. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. — М., 1993. Дольник, В. Р, Непослушное дитя биосферы / В. Р. Дольник. — М., 1994. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Рома­нов. - М., 1995.

Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружи­нин. - М,, 1995.

Дружинин, В, Я. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. —

М., 1997.

Дружинин, В. Н, Метафорические модели интеллекта / В. Н. Дружи­нин // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20, № 6.

21. Заказ №4624.


шшэд^да^щшнР!!^


Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления/Д. Дьюи. — М., 1997. — 208с.

Естественно-научные основы психологии // Под ред. А. А. Смирнова и др.-М., 1978.

Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обухова, Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001. — 624 с.

Журавлев, А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 1991.-160 с.

Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. /А. В. Запо­рожец. - М.; 1986.

Зейгариик, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зей-гарник. — М., 1982.

Зинченко, В. П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зин­ченко, С. Д. Смирнов. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

Зинченко, В. П. Человек развивающийся / В, П. Зинченко, Е. Б. Моргу­нов—М., 1994.

Зинченко, В. П. Образ и деятельность/ В. П. Зинченко. — М.; Воронеж, 1997. - 608 с.

Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психоло­гии / Т. П. Зинченко. — СПб.: Питер, 2002. - 320 с.

Зорина, Л. Я. Дидактические аспекты естественно-научного образова­ния/Л. Я. Зорина. — М., 1993.

Зорина, 3. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / 3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 320 с.

Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. — М., 1991.

Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. - М.: УРАО, 1998.

Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 2000.-512с.

Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000.

Ильясов, И. И. Структура процесса учения/И. И, Ильясов. — М., 1986.

Ильясов И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисципли­не / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. — М., 1994.

Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.

Клике, Ф. Пробуждающееся мышление / Ф. Клике. — М., 1983.

Когнитивная психология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.

Коршунов, А. М. Теория отражения и эвристическая роль знаков / А. М. Коршунов, В. В. Мантатов. — М.: Изд-во МГУ, 1974 — 214 с.

Коул, М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. — М., 1977.

Крайг, Г. Психология развития / Г Крайг. — СПб.: Питер, 2000.


Крушинский, Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения / Л. В. Крушинский. — М., 1991.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1977. - 300 с.

Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. — М., 1969.

Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин. — М., 1993.

Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М., 1997а. - 287 с.

Леонтьев, А. А- Психология общения / А. А. Леонтьев. — М., 19976. — 365с.

Леонтьев, А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность) / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001. — 392 с.

Леонтьев, А. И. Проблемы развития психики / А, Н. Леонтьев. — М.: Мысль, 1965.

Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев— М.: Педагогика, 1983.

Леонтьев, А. Н. Философия психологии / А. Н. Леонтьев. — М., 1994.

Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выгот­ского / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 1.-С, 5-21.

Леонтьев, А. Н. Лекции по обшей психологии / А. Н- Леонтьев. — М.: Смысл, 2000.

Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. — М., 1997. —64с.

Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999 — 487 с.

Лима-де~Фариа, А. Эволюция без отбора. Автоэволюция формы и функции / А. Лима-де-Фариа. — М., 1991.

Линдсей, Н. Переработка информации у человека / Н. Линдсей, Д. Норман. —М., 1974.

Линко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е.Личко.-Л., 1983.

Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии / Б. Ф. Ломов. — М,, 1984.

Ломов, Б. Ф. Системность в психологии / Б, Ф. Ломов. — М.; Воронеж, 1996.

Лоренц, К, Человек и агрессия / К. Лоренц. — М.: Прогресс, 1994. Лоренц, К. Человек находит друга. Кольцо царя Соломона / К. Ло­ренц. - М.: АРМАДА, 1995. - 394 с.

323 21*


$8Ш'в


Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. — М.: Республика, 1998. - 393 с.

Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н, Лук. — М., 1982. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. Р. Лу­рия, Ф. Я, Юдович. — М., 1956.

Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М., 1973. Лурия, А, Р. Об историческом развитии познавательных процессов /

A. Р. Лурия. - М., 1974. - 172 с.

Лурия, А. Р. Внимание и память/А Р. Лурия. — М.: Изд-во МГУ, 1975а. — 108с.

Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. — М., 19756.

Лурия,А. Р. Язык и сознание/А. Р. Лурия. — М., 1979.

Лурия, А. Р. Романтические эссе /А. Р Лурия.— М.: Педагогика-пресс., 1996.

Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. — М.: Академический проект, 2000.-512 с.

Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: психология, этология и эво­люция / Д. Мак-Фарленд. — М.: Мир, 1988.

Маланов, С. В. Квопросу о составе иструктуретеоретического мышле­ния/С. В. Маланов // Мир психологии. —2001. — Jsfe 1.

Маланов, С. В. Психологические механизмы теоретического мышле­ния: теории в науке и учебной деятельности / С. В. Маланов. — Йош­кар-Ола: Марийский государственный университет, 2001.

Мантатов, В. В. Образ, знак, условность / В. В. Мантанов. — М.: Высш. школа, 1980. — 160 с.

Мелхорнt Г. Тениями не рождаются. Общество и способности человека / Г Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн. — М., 1989.

Мерлин, В. С. Очерктеории темперамента/В. С. Мерлин. — М., 1964. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. — М.; Воронеж, 1996.

Миллер, Д. Планы и структура поведения / Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. — М., 1965.

Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.

Морозов, С. М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности / С. М. Морозов. — М: Смысл, 2002. — 118с.

Назаров, В. И. Учение о макроэволюции. На путях к новому синтезу /

B. И. Назаров. — М., 1991.

Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания / В. Mi Най-дыш. — М.: Гардарики, 2003. — 476 с.


Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. — М.? 1981.

Нарский, И. С. Проблема значения «значения* в теории познания / И. С. Нарский // Проблема знака и значения, — М.: Изд-во МГУ, 1969.

Насиновская, Е. Е, Методы изучения мотивации личности / Е. Е. Наси-новская. — М., 1988.

Науменко, Л. К. Монизм как принцип диалектической логики / Л. К. Науменко. —Алма-Ата: Наука, 1968.

Небылицын, В. Д. Избранные психологические труды / В. Д. Небы-лицын. — М.: Педагогика, 1990.

Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е. Д. Хом-ской. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 298 с,

Немое, Р. С. Психология / Р. С. Немов. — М., 1994. — Кн. 1: Общие

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.

Новоселова, С, Л. Генетически ранние формы мышления / С. Л. Новосе­лова. — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО«МОДЭК», 2002. — 320 с.

Норман, Д. Память и научение / Д. Норман. — М., 1985.

Обухова, Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против/Л. Ф.Обухова.— М., 1981.-191 с.

Обухова, Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития / Л. Ф. Обухова // Вопросы психологии. — 1996. — № 5 — С. 30—38.

Обуховский, К. Психология влечений человека / К. Обуховский. — М., 1971.

Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. — М.: Академический проект; Екате­ринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.

Одаренные дети. — М., 1991.

Павлов, И, П. Мозг и психика: Избр. психол. тр. / И. П. Павлов. — М.; Воронеж, 19%. - 320 с.

Палмер, Д. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sa­piens / Д. Палмер, Л. Палмер. — СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2004. — 384 с.

Петровский, А, В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 2001.

Петровский, В. А, Психология неадаптивной активности / В. А. Петров­ский.-М., 1992.

Пиаже, Ж. Избранные психологические труды /Ж. Пиаже. — М., 1969.

Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М., 1994.

Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур. Классифика­ция и сериация /Ж. Пиаже, Б- Инельдер. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с.

Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М., 1986.


 


Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Понома­рев.—М., 1976.

Пономарев, Я, А. Психология творения / Я. А. Пономарев. — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 480 с.

Поппер, К. Логика и рост научного познания / К. Поппер. — М., 1983.

Поппер, К. Открытое общество и его враги: В 2 т. / К. Поппер. — М.: Феникс: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

Право/поров, Г. В. Зоопсихология для гуманитариев: Учеб, пособие / Г. В. Правоторов. — Новосибирск: ООО «Издательство КЖЭА*, 2002. — 392с.

Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хед-ланд и др. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

Психология индивидуальных различий: Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пу-зырея.-М., 1982.

Психология науки: Учеб. пособие /А. Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. — М.: МПСИ; Флинта, 1998. — 312 с.

Пуанкаре, А. О науке /А. Пуанкаре. — М.; Наука, 1990. — 736 с.

Раншбург, И. Секреты личности/И. Раншбург, П. Поппер. — М., 1983.

Решетова, 3. А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах / 3. А. Решетова. — М., 1986.

Ришар, Ж. Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, на­хождение решений/Ж. Ф. Ришар. — М.: Институт психологии РАН, 1998-

Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Род­жерс. — М., 1994.

Разин, В. М. Типы и дискурсы научного мышления / В. М. Розин. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 248 с.

Рок, И. Введение в зрительное восприятие: В 2 кн. / И. Рок. — М.: Пе­дагогика, 1980.

Рубинштейн, С. Л. Основы обшей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубин­штейн. — М., 1989.

Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. — М., 1957.

Рубинштейн, С. Л. Проблемы обшей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М., 1973.

Рубцов, В. В. Основы социально-генетической психологии / В. В. Руб­цов. — М.; Воронеж, 1996. — 384 с.

Рузавин, Г. И. Научная теория / Г. И. Рузавин. — М., 1978.

Рузавин, Г. И. Логика и аргументация / Г И. Рузавин. — М., 1997.

Салмина, Н. Г. Виды и функции материализации в обучении / Н. Г. Сал-мина. - М., 1981.

Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г, Салмина. — М., 1988.


Северцов, А. Н. Эволюция и психика / А, Н. Северцев. ковы, 1922.

Северцов, А, С. Направленность эволюции /А. С. Северцев. — М., 1990.

Сеченов, И. М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. — М., 1952. — Т. 1: Физиология и психология.

Сидоренко, Е. В. Мотивациокный тренинг / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2000. - 234 с.

Симонов, П. В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1987-237 с.

Слобин,Д. Психолингвистика/ Д. Слобин, Дж. Грин. — М., 1976.

Смирнов, А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. / А. А. Смир­нов. — М., 1987.

Смирнов, А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР / А, А. Смирнов. — М., 1975,

Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. — М., 1985.

Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошколь­ном возрастах / Е. О. Смирнова. — М.: Институт практической психоло­гии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

Соколов, А. Н. Внутренняя речьи мышление/А. Н. Соколов. — М., 1968.

Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии Е. Е. Соколова. — М., 1994.

Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е. Е. Соколова. — М.: Смысл, 2003. — 687 с.

Соломонш, А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. — М., 1995.

Солсо, Р. Л. Когнитивная психология/ Р. Л. Солсо. — М., 1996.

Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия / Под ред. Г. В. Калягиной. — СПб: Питер, 2001.

Опели», В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г Горо­хов, М. А. Розов. — М., 1995.

Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу, — М., 1982.

Теплое, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М., 1961.

Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. / Б. М- Теплов. — М., 1985.

Тинберген, Н. Осы, птицы, люди / Н. Тинберген. — М., 1970.

Тинберген, Н. Поведение животных / Н. Тинберген. — М.: Мир, 1985.

Тинберген, Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. — М.: Мир, 1993.

Тих, Я. А. Предыстория общества / Н. А. Тих. — Л.: ЛГУ, 1970.

Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. — М., 1969.


Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. — М., 1984.

Тихомиров, О. К. Понятия и принципы общей психологии / О. К. Тихо­миров. — М., 1992.

Традиции и перспективы деятедьностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского и др. — М.: Смысл, 1999.-429с.

Фабри, К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. — М.: Изд-во МГУ, 1993.

Флейвела, Д. Генетическая психология Жана Пиаже / Д. Флейвелл. — М., 1967.

Фогель, Ф. Генетика человека: В 3 т. / Ф. Фогель, А. Мотульски. — М., 1989-1990.

Фокс, Р. Энергия и эволюция жизни на Земле / Р. Фокс. — М., 1992.

Формирование системного мышления в обучении / Под ред. проф. 3. А. Решетовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 344 с.

Фоули, Р. Еще один неповторимый вид/ Р. Фоули. — М., 1990.

Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд, — М., 1989.

Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. — М., 1966, -Вып. 1,2.

Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. — М., 1992.

Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. — М., 1986.

Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. — М., 1993.

Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. — СПб., 2000.-512 с.

Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / X. Хекхаузен. — М., 1986.

Холл, К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. — М., 1997. — 720 с.

Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А, Холодная. — Томск: Изд-во Томского ун-та; М.: Барс, 1997. — 392 с.

Хамская, Е. Д, Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — М., 1987.

Хамская, Е. Д. Мозг и эмоции / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. — М., 1992.

Хофман, И. Активная память/ И. Хофман. — М., 1986.

Хрестоматия по обшей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 272 с.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977.

Хьедл, Л. Теории личности! Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997. — 608 с.

Хъюбел, Д, 1лаз, мозг, зрение / Д. Хьюбел. — М., 1990.

Чертов, Л. Ф, Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знако­вом способе информационной связи / Л. Ф. Чертов. — СПб.: Санкт-Пе­тербургский университет, 1993. — 388 с.


Шадриков, Я Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М., 1994.

Шеварев, П. А Теория обобщенных ассоциаций /П. А- Шеварев. — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 608 с.

Шиффман, X. Р. Ощущение и восприятие / X. Р. Щиффман. — СПб.:
Питер, 2003. - 928 с.....

Шмалъгаузен, И. И. Избранные труды: пути и закономерности эволю­ционного процесса / И. И. Шмальгаузен. — М., 1983.

Шульц, Д. Л. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э, Шульц. - СПб.: Евразия, 1998.

Щедровицкий, Г, П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. — М., 1995.

Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровиц­кий.-М., 1997.

Экспериментальная психология: Практикум: Учеб. пособие для ву­зов / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 383 с.

Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. — М., 1994.

Эльконин, Д. Б. Психология игры/Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978.

Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б, Злько-нин. — М.: Педагогика, 1989.

Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр, /Д. Б. Эльконин. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-416 с.

Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления у школьни­ков / И. С. Якиманская. — М., 1980.

Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения че­ловека / П. М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1969 — 316 с.

Ярошевский, М, Г. Наука о поведении: русский путь / М. Г Ярошевский. — М.; Воронеж, 1996. — 380 с.


2.2. Психофизиологическая (психофизическая) проблема.................................................................. 61

Оглавление

Часть 1. Методологические основы психологии:

определение предмета психологии и достижение
объективности психологического знания....................

Глава!. Методология в науке................................................. 4

1.1. Методология в составе научного знания............ 4

1.2. Общефилософский уровень методологии.......... 6

1.3. Общенаучный уровень методологии................... 9

 

1.3.1. Особенности ненаучного и научного познания.............. 9

1.3.2. Структура современного научного знания....... 15

1.3.3. Способы построения и подтверждения научных теорий... 20

1.3.4. Законы в составе научного знания..................... 31

1.4. Язык современной науки:
знаково-символические средства в науке......... 38

/, 4. J, Проблема интерпретации обмена сообщениями между
людьми в психологии и в теории информационных
процессов...............................................................
38

/. 4.2. Структурно-функциональные характеристики
знаково-символических средств и способов
их использования в науке......................................
42

1.5. Проблемы, связанные с овладением научными
знаниями.................................................................... 47

1.5.1.Отношение научного исследования и научных знаний
к объективной реальности. Валидность в организации
научного исследования и его результатов.......
. 47

1.5.2.Проблемы, возникающие при oe^iadcHUif научными знанил^и.. 48

Глава 2. Что такое психика? Предмет изучения психологии.
Различные подходы к пониманию и определению
предмета психологии...................................... 52

2.1. Конкретно-научный уровень методологии
в психологии. Развитие научных взглядов
на сущность психических явлений
в исторической перспективе................................ 52






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных