ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Биографические сведения.Содержание
1.Введение……………………………………………………………………4 2.Глава I (Теоретическая Часть)…………………………………………… 5 1. Где и когда родился Вольфганг Амадей Моцарт. 2.Характеристика обстановки, в которой рос маленький гений……….13 3.Роль отца,как учителя и наставника будущего композитора………...15 3.Заключение………………………………………………………………..16 4.Список литературы……………………………………………………….17 5.Интернет-сайты............................................................................................18
Введение.
Цель проекта:исследовать жизненный и творческий путь австрийского композитора В.А.Моцарта. Объект исследования: В.А.Моцарта. Задачи проекта: пополнить знания исторического и обще эстетического плана, исследовать эпоху, социальную среду, быт, в котором жил и творил В.А.Моцарт. Постижение музыкального искусства, ознакомление с музыкальными сочинениями композитора. Гипотеза: Исследование «эффекта Моцарта» позволяет понять феномен и культурный смысл художественного общения с миром искусства, дающего возможности для осознания влияния музыки на интеллектуальный потенциал, поведение и здоровье людей. Методы исследования – анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, метод «создания шедевров», прослушивание и интонационный анализ музыки В.А.Моцарта, образных ассоциаций систематизация материала.
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… А.С.Пушкин.
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем ИДЕАЛ, как он. П.И.Чайковский.
Достичь небес – это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь! Поэтому оставьте нас быть людьми. В.А.Моцарт. Моцарт существует и будет существовать вечно; божественный Моцарт – не имя, а снизошедший с небес дух, который явился в этот мир, провёл в нём тридцать пять лет и потом покинул его обновлённым, обогащённым и осчастливленным своим появлением. Моцарт был универсальным гением. Он писал музыку и играл на скрипке и клавесине тогда, когда другие дети ещё не умеют складывать букв. Необыкновенные способности маленького Вольфганга Амадея Моцарта покорили Европу. Именно поэтому его называли «чудо – ребёнок» XVIII века.
Биографические сведения.
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в старинном, очень красивом городе Зальцбурге, расположенном на берегах реки Зальцах. Разбросанный по склонам высоких холмов, город, с его чудесными окрестностями и соборами, был одним из живописнейших уголков южной Австрии. Подстать природе были и чисто южные черты в характере и нравах местного населения: общительность зальцбуржцев, их всегдашняя страсть к общественным увеселениям. Однако врождённая живость и юмор странным образом уживались с религиозным ханжеством и суевериями, усердно насаждавшимися католическим духовенством. Мать Моцарта, от природы жизнерадостная, весёлая и добрая женщина, была уроженкой Зальцбурга. Отец, выходец из близлежащего немецкого городка, был человеком иного склада - строгим, замкнутым, полным чувства ответственности. Леопольд Моцарт принадлежал почтенной семье ремесленников. Из семи детей от этого брака остались живы только двое: дочь Мария Анна, родившаяся 30 июня 1751 года и сын Вольфганг, появившийся на свет спустя 5 лет. Старшая сестра проявила столь несомненный музыкальный талант, что отец рано начал заниматься с ней на клавире. Это произвело большое впечатление на мальчугана, которому было около трёх лет. Он также усаживался у клавира и мог подолгу развлекаться подбором терций. Найдя их, он с радостью повторял созвучия. Маленький Вольфганг с лёгкостью запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал. Ему было четыре, когда отец, как бы затевая весёлую игру, начинал разучивать с ним на клавире некоторые менуэты и пьески. За короткий срок Вольфганг смог играть их с совершенной чистотой и в строжайшем ритме. Вскоре у него пробудилось стремление к самостоятельному творчеству. В пять лет Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которые проигрывал отцу с просьбой записать их на бумаге.
Леопольд Моцарт для своего времени был незаурядным музыкантом – талантливым, образованным, с большой инициативой. Сильный характер, исключительная трудоспособность, широкий круг интересов и знаний. Педагогом он был превосходным, и изданная им Школа скрипичной игры пользовалась успехом не только в Австрии и Германии, но и во Франции, Голландии и России. Леопольд Моцарт уделял воспитанию и образованию детей много времени. Им велась серьёзная и планомерная работа по обучению виртуозной игре на скрипке, клавире, клавесине и органе, досконально изучалась музыкальная композиция. Успешно шли занятия историей, географией, тщательно штудировались иностранные языки – французский, английский, латинский, итальянский. Итальянским языком, необходимым в то время для всякого композитора, Вольфганг впоследствии овладел в совершенстве. Большой интерес вызывала у мальчика арифметика. С увлечением он расписывал сложными примерами столы, стулья, стены комнат! Неутешительным было материальное положение семьи. Свидетельством этого служат письма, которые Леопольд впоследствии писал уже взрослому сыну: «С тех пор, как вы родились и даже раньше, с того времени, как я женился, мне приходилось очень туго. Нужно было прокормить семью и семерых детей на какие-то двадцать флоринов ежемесячного зароботка, выдерживать рождения, болезни и смерти. При таких расходах я не только ни единого пфенинга не потратил на самое малое развлечение, но при всех ухищрениях и тяжёлой работе, никогда не мог выбиться из долгов». Леопольд Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была такой же тяжёлой и однообразной, как его собственная. Стесняло и ограничивало возможности отца его зависимое положение придворного музыканта. Поэтому, так рано созревший талант сына рождает надежду устроить его жизнь по-иному – более интересно и обеспеченно. Леопольд Моцарт решает везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется покорять мир. В жизни Вольфганга Моцарта 1762 год открывает период странствий, который с короткими или сравнительно продолжительными перерывами охватывает целое десятилетие. Леопольд намеревался сначала представить сына музыкальному миру как виртуоза, чтобы таким образом проложить ему путь и как композитору. Этого настоятельно требовал старый обычай: тот, кто хотел заслужить репутацию композитора, должен был прежде зарекомендовать себя, как исполнитель. О первом турне в Мюнхен, которое отец предпринял с обоими детьми в январе 1762 года, известно только, что оно длилось 3 недели и дети выступали перед курфюрстом (князь Баварии). Гораздо более важной стала поездка в Вену по приглашению императорского дома. Знатные господа были падкими на сенсацию. Уже на первом выступлении при дворе детям пришлось задержаться с 3 до 6 часов. Император обращался с Вольфгангом как с «маленьким чародеем»: кроме совершенной игры на клавире, он требовал всякого рода «испытаний», вроде игры одним пальцем, игры на покрытой платком клавиатуре, с завязанными глазами. Но маленький человечек уже тогда сильно гордился своими правами художника. Недовольный несведущими слушателями, он потребовал послать за Георгом Вагензейлем, знаменитым пианистом, придворным композитором: «Пусть он придёт, он понимает». А затем сказал Вагензейлю: «Я сыграю ваш концерт, а вам придётся перелистывать мне». Ещё более располагала к нему окружающих его детская искренность. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, позднее ставшая королевой Франции, пришлась по сердцу маленькому Вольфгангу, потому что она по-дружески помогла ему подняться, когда он подскользнулся на гладком полу и упал. «Вы славная, - сказал он, - я хочу на Вас жениться, из благодарности». Он вспрыгнул на колени к императрице и отважно расцеловал её, а императору, который играл на скрипке дуэтом с Вагензейлем, пришлось выслушать критику: «Фу! Это было фальшиво!». Конечно двор, помимо гонорара, наградил детей многочисленными подарками. Мария Анна получила придворный наряд эрцгерцогини, а Вольфганг – предназначенный для эрцгерцога лиловый костюм с золотым шитьём. Восторженные приёмы во дворцах и салонах, ласки и покровительство знати, общение с выдающимися людьми искусства и науки, непрерывный поток оваций, похвал и подарков – всё это придавало путешествиям по странам Европы сказочно-феерический характер…, но на самом деле это был тяжкий, зачастую непосильный для ребёнка труд. Стоит лишь представить себе, сколько городов посетил мальчик хотя бы за первые три года гастролей по Германии, Франции, Англии, Голландии и Швейцарии, представить количество и характер выступлений, чтобы понять, какой жёсткой профессиональной и житейской школой оказалось его десятилетие.
Молва о «чудо-ребёнке» распространялась быстро, тем более что открытые концерты сопровождались широковещательной рекламой. Вот образец одной такой рекламы о концерте во Франкфурте. «Сегодня, в среду 30 августа, в 6 часов вечера состоится последний концерт: девочка двенадцати лет и мальчик семи лет сыграют концерты великих мастеров на клавире и клавесине, труднейшие в исполнении. Мальчик исполнит концерт на скрипке, проаккомпанирует на клавире во время исполнения симфонии, сыграет на закрытой платком клавиатуре, а также с завязанными глазами; потом из отдаления назовёт все звуки, которые по одиночке или в аккордах будут играть на разных инструментах или любых других предметах – колокольчике, стакане, часах. Под конец он будет импровизировать не только на клавире, но и на органе так долго, как этого захотят слушатели, и в любых, даже самых трудных тональностях, которые ему назовут, чтобы показать свою виртуозность». Ростом Вольфганг был мал. Одетый в лиловый атласный камзол, с миниатюрной шпажкой на боку и треуголкой под мышкой, в парике с косичкой, он смело подходил к клавесину и с милой непринуждённостью отвешивал поклоны направо и налево. А дальше начинались чудеса. Малыш прекрасно играл на клавесине и на скрипке, импровизировал на органе. Аккомпанировал певцам незнакомые произведения.
По воспоминаниям парижского культурного деятеля М. Гримма, он не только исполнял с безупречной чистотой труднейшие пьесы своими крохотными ручонками, но ещё и часами импровизировал, повинуясь влечению своего гения. «Самый опытный музыкант не мог обладать более глубокими познаниями в гармонии и в модуляциях, чем те, с помощью которых этот ребёнок открывал всё новые пути гармонии и совершенства».С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько уроков композиции у И. К. Баха, ведущего представителя модного в то время «галантного стиля»), а также ряда городов Германии и Нидерландов. Этим периодом датируются первые симфонии и ряд сонат Моцарта, а также его первые публикации. Моцарты вернулись в Зальцбург в конце 1766; вскоре в Зальцбургском университете состоялась премьера первого театрального произведения Моцарта — латинского интермеццо «Аполлон и Гиацинт». В Лондоне восьмилетний мальчик пишет 6 сонат для клавесина с сопровождением скрипки и флейты, берётся за сочинение симфонии. Возвращение на родину деситилетнего Моцарта принесло много тяжёлых испытаний. В Европе буйствовала оспа, которая чуть не оборвала жизнь маленького гения. Болезнь в те времена не щадила ни богатых, ни бедных. В период всеобщей эпидемии было не до развлечений.
Очарование «чудо-ребёнка» было утрачено Моцартом. Теперь публика гораздо меньше интересовалась его художественными успехами; товарищи же по профессии признали в нём равного и дали в избытке узнать старые пороки – зависть и ремесленническую ревность. В середине 1767 была предпринята большая поездка в Вену, где Моцарт написал свою первую итальянскую оперу-буффа «Мнимая простушка». И тут начались новые неприятности. Те, кто раньше так восхищались чудо-ребёнком, теперь пустили в ход сложный механизм закулисных интриг. Ссылаясь на мнения несуществующих итальянских маэстро, был пущен коварный слух, что маленький Моцарт пишет музыку не сам. В 1768 году венская постановка сорвалась из-за интриг. Это было первое поражение, нанёсшее неизгладимую моральную травму. Леопольд Моцарт во что бы то ни стало решил вывезти сына в Италию: только тот музыкант, кто получил признание итальянцев, мог расчитывать на большой и прочный успех. В декабре 1769 года Моцарты - отец и сын – выехали в Верону. Успех концертов Вольфганга был грандиозным. Публика не давала проходу ни до, ни после выступлений. Чтобы пробраться через толпы людей, приходилось посылать впереди маленького музыканта здоровенных мужиков, расчищавших для мальчика путь. В марте 1770 года Вольфганг Моцарт покорил всех членов Болонской музыкальной академии во главе с самым авторитетным выдающимся композитором, теоретиком и педагогом францисканским монахом падре Мартини. Дело в том, что в сикстинской капелле в Риме 2 раза в год на страстной неделе исполнялось знаменитое многоголосное произведение «Мизерере» композитора Грегорио Аллегри. Произведение это написано для двух хоров, объединённых в девятиголосном заключении. Рукопись произведения держалась в строжайшей тайне. Вольфганг после первого прослушивания записал всю партитуру по памяти, не сделав при этом ни одной погрешности. В знак признания его таланта Папа Римский вручил четырнадцатилетнему гению орден «Золотой шпоры», а Болонская академия избрала его своим членом, оказав мальчику честь, которой удостаиваются лишь выдающиеся композиторы. 26 декабря в Милане состаялась постановка оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которая 20 раз подряд шла с огромным аншлагом. Закончилось детство маленького гения. А впереди ждала жизнь, полная триумфов и падений. Судьба распорядилась так, что половину своей короткой жизни он прожил будучи ребёнком.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|