ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретическое введение. Деятельность в психологии выступает в двух ипостасях:
Деятельность в психологии выступает в двух ипостасях: 1) деятельность как необходимое условие психического развития личности; деятельностный принцип психологии разработан отечественными психологами Выготским Л.С., Рубинштейном С.Л. и др. 2) деятельность изучается в качестве специального предмета изучения (Леонтьев А.Н. и др.); каждый психический познавательный процесс рассматривается как вид деятельности (перцептивная деятельность, мнемическая деятельность, мыслительная деятельность). Деятельность – это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая сознательно поставленной целью. Внутренняя психическая активность предполагает включение в ее состав мотивов, отбора и переработки информации, определение способов действия. Внешняя физическая активность определяется в действиях и движениях, на основе которых формируются знания, умения и навыки. И внешняя, и внутренняя активность регулируется целью. Цель определяет все наши действия. Структура деятельности включает в себя: наличие цели; наличие мотивов; наличие движений и действий; эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности. Центральным компонентом структуры деятельности являются движения и действия. Движения – это моторная функция организма. Качественное отличие человеческого движения от движения животного заключается в том, что движение человека есть продукт его трудовой деятельности. В особенностях движения, сказывается культура общества, уровень его развития, а также психологические особенности личности, поэтому движение изучается психологией. В психологии выделяют безусловно - рефлекторные (врожденные) движения и условно - рефлекторные (приобретенные) движения. Среди условно приобретенных движений различают: рабочие движения, с помощью которых человек выполняет те или иные трудовые операции; речевые движения; семантические движения, что-либо обозначающие; локомоторные движения, возникающие при перемещении тела в пространстве. Чтобы движения были достаточно совершенными, скоординированными необходимы сила, быстрота и ритмичность движений. Совокупность некоторых движений, объединенных единой целью носит название действие. Действие включает в себя: моторный компонент, обеспечивающий функцию исполнения; центральный или мыслительный компонент, выполняющий функцию регулирования; сенсорный или чувственный компонент – функцию контроля. Действия разделяют по направленности на предметные и действия, направленные на окружающих людей. Предметные действия - взять, переложить, отпустить. Действия, направленные на окружающих людей, соответствующие установленным нормам поведения, носят название поступков; противоречащие нормам поведения – проступков. По степени осознанности действия бывают импульсивные, недостаточно осознанные, и волевые, предполагающие продуманность целей, возможные последствия. Действия делят на внешние практические и внутренние умственные действия. Деление условно, так как при выполнении практической деятельности человек использует умственные действия и наоборот. Деление условно также и потому, что генетически все умственные действия возникли из практических. Согласно исследованиям Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н, умственные действия формируются вначале в практической деятельности, а затем переносятся во внутренний план. Перевод внешних действий во внутренний план носит название интериоризация. Обратный процесс перевода внутренних действий во внешний план, в действия с предметами называется экстериоризацией. На основе движений и действий формируются знания, умения, навыки. Знания представляют собой совокупность общечеловеческого опыта. Умения проявляются вслед за знаниями в простых и сложных элементах деятельности. Умение – способ успешного выполнения деятельности. Для формирования умения необходимо, чтобы ученик знал: что делать, каких результатов добиться и какими приемами для этого пользоваться. Навыки формируются на основе знаний и умений. Всякий навык есть умение, но не всякое умение есть навык. Навык – частично автоматизированный способ действия. Автоматизируются различные компоненты действия. Осознанными остаются цели действия и условия, в которых оно выполняется. Чем больше навыков, тем больше возникает возможности для осуществления творческой деятельности. Различают двигательные, сенсорные, умственные и другие навыки. Для выработки умений нужны упражнения с различным содержанием, а для навыков – однотипные упражнения. Положительное влияние ранее выработанного навыка на формирование нового навыка носит название переноса. Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми навыками носит название интерференции. В процессе обучения учитель должен осуществлять перенос, то есть говорить, чем данный навык схож с имеющимися навыками и предупреждать интерференцию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|