ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пояснительная записка. Социально-политические и экономические преобразования современного общества привели нас к пересмотру ряда педагогических позиций
Социально-политические и экономические преобразования современного общества привели нас к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены многое изменить в подходе к воспитательному процессу. “Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ…”, – так говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский. Народ-воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Общие подходы в воспитании, потребности времени, диктующие единые цели и задачи, подвигли нас к созданию программы "Мир народной культуры" для воспитания и обучения школьников с ограничениями здоровья. Мы призваны воспитывать у подрастающего поколения национальное достоинство русского человека, которое, в большинстве своем, утрачено сегодня. Только обращение к народному творчеству в состоянии формировать в душах детей те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство и многие другие. Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясным, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Потому основа нашей педагогической позиции в воспитании – принятие ребенка как личности, признание его права проявлять свое “Я” на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. По нашему мнению, образование должно быть открыто для познания культур других народов, тем более сегодня, когда усиливаются экономические и культурные связи между различными народами. Таким образом, в современном мире осознание необходимости обращения к традиционному народному творчеству в детском образовании и воспитании становится устойчивым. А школа, как мы полагаем, может взять на себя миссию передачи и сохранения в памяти людей народного культурного наследия во всей его полноте. Это ли не повод познавать мир народной культуры в системе школьного образования детей с ограничениями здоровья?!
Разрабатывая основы воспитательной программы, мы руководствовались следующими принципами: • целостность педагогического процесса: единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы; • взаимодействие институтов воспитания: семьи, школы, учреждения дополнительного образования, общества; • творческое начало воспитания; • культуросообразность – соответствие этапов вхождения в пространство народной культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества; • сотворчество – совместный поиск истины. Цель программы: Введение учащихся в мир народной культуры черезформирование у них учебно-познавательного интереса к поиску нового теоретического знания в данной области, через создание педагогом познавательно-творческих условий, способствующих философскому осмыслению учащимися мира и роли человека в нем.
В соответствии с указанной целью ставим следующие задачи для её реализации: Образовательные: o Формирование у учащихся теоретического знания о народной культуре; o Формирование представлений о многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений, выраженных в народной культуре; o Формирование через познание народной культуры общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе; o Учить учащихся выражать свои чувства, мысли с помощью изобразительного искусства, литературного творчества, пения, танца, музыки, технического творчества; o Учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания о народной культуре на практике. Развивающие: o Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; o Содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы; o Способствовать гармоничной социальной адаптации ребенка через участие в коллективном творчестве. Воспитательные: o Формирование мировоззренческих позиций, основанных на общечеловеческих ценностях; o Осознание каждым учеником себя равноценной частью человечества, наследником огромного духовного богатства, заложенного в народной культуре; o Способствовать философскому осмыслению мира и роли человека в нем.
В процессе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать: · Знать сущность народной культуры, базовые термины данной области; · Иметь представления о единстве законов, лежащих в основе народной культуры; · Знать виды и жанры народной культуры: музыку, танцы, сказки, мифы, легенды, архитектуру, народный дизайн, промысел, костюм, праздники, обряды, игрушки и т.п.; · Знать географические, исторические, национально-культурные особенности того или иного региона для познания многогранности народной культуры; · Учиться видеть единство и различия народных культур различных территориальных единиц. Уметь: · Уметь видеть в разнообразных проявлениях творчества особенности народной культуры; · Уметь выражать свои впечатления, чувства, эмоции, мысли с помощью слов, звуков, музыки, пластики, цвета, линий, форм и т.п.; · Уметь использовать полученные знания на практике; Овладевать навыками: · Понимать народную символику в народном творчестве; · Развития навыка работы в коллективе; · Осознавать, сохранять и передавать полученные знания и опыт;
Данная программа дает возможность учителю постоянно изучать, наблюдать, развивать и корректировать: 1. Нравственные понятия учащихся, относящихся к области общечеловеческих ценностей, которые тесно связаны с миром народной культуры; 2. Взаимоотношения в коллективе, подводя учащихся через познание мира народной культуры к созданию сплоченного коллектива; 3. Творческие способности своих учеников. Организационно-педагогические критерии: программа рассчитана на один учебный год и предполагает введение учащихся в курс народной культуры и постепенное расширение их знаний, умений, навыков в этой области. Программа “Мир народной культуры” предусмотрен для учащихся средних классов. Занятия данного курса проводятся один раз в неделю, общее количество учебных часов по данному курсу за год составляет 34 ч. Основная форма проведения занятий данного курса - урок – форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта. (Интересно заметить, что народная культура является составной частью такого опыта.) Однако для более эффективной реализации задуманной программы важнейшее значение приобретает и внеурочная работа, формы проведения которой могут быть разнообразны – это и народные праздники, и посиделки и т.п. Сочетание урочной и внеурочной формы работы по курсу “Мир народной культуры” становится здесь просто необходимым. Внеурочная работа непременно связана с работой на уроке. Участие в ней учащихся курса открывает перед ними возможность на практике применить имеющиеся и полученные знания, умения и навыки, а учителю постоянно изучать, наблюдать, развивать и корректировать ЗУН учащихся в ходе преподавания данного курса. В ходе программы “Мир народной культуры” педагог должен стремиться к тому, чтобы общение учащихся с народной культурой вызывало у них чувство радости, удовлетворения. Таким образом, подготовка и проведение уроков и внеурочной работы требует от педагога использования в разнообразных сочетаниях общенаучных и специально-педагогических методов. В рамках общенаучных методов, мы считаем целесообразным использовать метод системного анализа и синтеза, обобщения, а так же сравнительный и логический методы. Из многообразия специально-педагогических методов на уроках и внеклассной работе программы “Мир народной культуры” можно применять следующие методы для достижения ожидаемых результатов: · Объяснительно-иллюстративный метод; · Репродуктивный; · Частично-поисковый метод; · Метод игровых элементов – включение игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс; · Метод ситуации успеха – помогает стимулировать интерес учащихся к миру народной культуры. Данный метод особенно будет необходим в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают некоторые трудности, неуверенность в себе. А поощряя своих учеников, учитель создает ситуацию успеха, которая приводит к тому, что переживание радости придает учащимся силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Таким образом, подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества; · Метод эмоционального воздействия – умение выражать свое отношение к народной культуре образным словом, мимикой, жестами. Использование данного метода во многом, как полагает автор, может определить успех курса; · Метод эффекта удивления – проявление интереса учащихся к миру народной культуры зависит от привлечения необычных фактов, создания атмосферы удивления. Программа “Мир народной культуры” не предусматривает выполнение учащимися домашнего задания. Однако в течение преподавания курса возможны задания на дом для учащихся следующего содержания: доделать творческое задание, принести что-либо для выполнения определенной работы на уроке или внеурочной деятельности, подготовить небольшой доклад на заданную тему и т.п. На уроках представляются различные иллюстрации (Приложение 1.). Каждое мероприятие может изменяться и пополняться дополнительными материалами (Приложение 2.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|