Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ожидаемые результаты реализации программы




1. Создание комплексной целевой системы воспитания младших школьников на основе народных традиций.

2. Повышение уровня воспитательной работы в образовательном учреждении.

3. Обогащение опыта учащихся идеями народной педагогики, вовлечение их как субъектов воспитания в школьную деятельность.

 

Программа курса “Мир народной культуры” выстроена в форме 4 разделов (тематических блоков), разделение которых подчинено основному принципу, суть которого состоит в том, чтобы каждый раздел программы соответствовал общей направленности курса и раскрывал его сущность:

1 раздел – ТРАДИЦИОННОСТЬ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ – 9 часов.

Цель раздела: Формирование у учащихся представления о сущности, особенностях народной культуры через познания традиционных её элементов. Учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания о народной культуре на практике. Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество. Воспитания чувства уважения к культурным корням своего народа.

2 раздел – УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ– 7 часов.

Цель раздела: Формирование у учащихся представления о многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений, выраженных в народной культуре, на примере выявления и осознания особенностей народной культуры в устном народном творчестве. Расширить знания учащихся о народных пословицах, поговорках, закличках, песнях, сказках и т.п. Учиться видеть единство и различия народных культур, понимать народную символику в народном творчестве.

3 раздел – НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ – ВЧЕРА И СЕГОДНЯ – 5 часов.

Цель раздела: Формирование у учащихся теоретических знаний о географических, исторических, национально-культурных особенностях того или иного региона для познания многогранности народной культуры через усвоение ими особенностей существования многообразия народных праздников. Осознание каждым учеником себя равноценной частью человечества, наследником огромного духовного богатства, заложенного в народной культуре.

4 раздел – МЕСТО СИМВОЛОВ В МИРЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ – 8 часов.

Цель раздела: Формирование представлений о многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений, выраженных в народной культуре разных национальностей. Учить понимать народную символику в народном творчестве разных наций. Способствовать философскому осмыслению мира и роли человека в нем. Обобщить знания, умения, навыки учащихся, полученные в ходе курса “Мир народной культуры” и выявить уровень их усвоения.

5 раздел -народныЕ художественныЕ промыслЫ

Цель раздела: Формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам; осознанного видения связи прошлого и настоящего времени, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе. Способствовать формированию у детей целостного художественного представления о роли посуды, сувениров в жизни человека и стремление сделать окружающий предметный мир красивым.

 

Тематический план

Направление Всего часов из них
теория практика
1. «Традиционность в народной культуре»      
2. «Устное народное творчество в народной культуре»      
3. «Народные праздники – вчера и сегодня»      
4. «Место символов в мире народной культуры и национальности»      
5. «Народные художественные промыслы»      

 

1. "Национальная принадлежность"

Цель: формировать представление о национальной принадлежности человека.

Игра «Волшебное зеркало»

Цель: воспитывать уважительное отношение к представителям разных национальностей.

Оборудование: зеркало

Инструкция по проведению игры: Рассадить детей так, чтоб участники игры имели возможность рассмотреть друг друга. Объяснить, что право голоса получает только тот, у кого в руках находится волшебное зеркало. Все остальные участники должны будут внимательно слушать до тех пор, пока волшебное зеркало не перейдёт к ним. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать зеркало. Учитель следит за тем, чтобы каждый ребёнок получил возможность описать черты собственной внешности, поучаствовать в игре.

Каждый участник начинает рассказ о себе словами:

Зеркало волшебное я в руках держу,

В зеркале волшебном портрет свой нахожу,

Похож я на родителей, горжусь собою я

И обо всех чертах моих поведаю, друзья.

После вступительных слов, участник игры описывает собственную внешность, отмечая цвет волос, глаз, кожи (белая, смуглая и т.п.). Важна доброжелательная обстановка, положительный эмоциональный фон при проведении игры.

- Кто боялся рассказывать о себе?

- Что вас смущало?

- Как к вашему рассказу отнеслись другие дети?

- Чем вам понравилась игра?

Все живущие на Земле люди отличаются друг от друга. Но среди огромного человеческого многообразия выделяются небольшие группы - нации, в которых люди говорят на одном языке, живут на одной территории, имеют свои обычаи и культуру.

Слово «национальность» произошло от латинского nation – народ, то есть принадлежность человека к той или иной группе людей. Каждый имеет право определять свою национальность самостоятельно. Она зависит от происхождения его родителей. Чувство национальной принадлежности помогает человеку раскрыть свой творческий потенциал, осознавать себя частичкой своего народа, испытывать гордость за представителей своей национальности, трудиться на благо народа. У каждой нации есть что-то своё - особенное, характерное только её представителям.

В Российской Федерации проживает свыше 160 национальностей. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составляет 116 миллионов человек (80% жителей страны). Такие национальности как – татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. Независимо от национальности люди должны соблюдать уважение друг к другу и такт. Важно оценивать человека по его моральным качествам, а не по национальному признаку. Среди любой национальности есть люди добрые, честные, трудолюбивые, гостеприимные, справедливые. Но есть и другие – злые, агрессивные, завистливые, глупые. Об этом важно помнить, так как часто национальные различия служат причиной вражды между людьми. Иногда можно услышать как дети и взрослые посмеиваются над представителями других наций, их традициями и обычаями. Оскорбляя человека, высмеивая его национальные черты, такие люди разжигают национальную вражду. Важно научиться проявлять такое отношение к людям, какого вы ждёте от других людей по отношению к себе.

У разных национальностей тысячелетиями вырабатывались различные правила общественного поведения. У каждого народа есть свои представления о том, что вежливо и что невежливо. Есть общепринятые правила вежливости. К какой бы национальности не был вежливый человек, он никогда не повернётся спиной к собеседнику во время разговора, не будет сквернословить в его присутствии, неуважительно отзываться о нём. У каждого народа есть своя манера вести беседу, свои национальные правила вежливого поведения и пожелания.

Армянин в беседе подробно расспросит собеседника о здоровье его родителей, детей, а вот о здоровье того, с кем говорит, спросит вскользь. Жители Китая, поприветствовав своего знакомого, обмениваются фразами: «Ты ел?» - «Ел». Или «Ты ел?» - «Ещё нет». Японцы в беседе употребляют преувеличенно хорошие слова: «ваше почтенное имя», «ваше благоухающее имя».

Игра «Самого себя любить»

Цель: внимательно относиться к самому себе, уважать и принимать себя.

Оборудование: лист бумаги, карандаши или мелки.

Инструкция по проведению игры: Перед проведением игры учитель предлагает её удобно сесть, сделать три глубоких вдоха и выдоха.

Представь себе огромное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок, вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи...

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть... У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя...

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно...

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми...

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: "Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее". Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку.

Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно — вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: "Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!" (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: "Я люблю себя!". В какой части тела ты ощущаешь это?

А теперь мы вернёмся в наш класс. Приятно потянемся, немного напряжёмся, расслабим тело и откроем глаза. Скажем все вместе "Я люблю себя!".

- Как вы думаете, почему люди любят себя?

- Как вы думаете, почему некоторые люди не любят себя?

- Где в своем теле вы чувствуют эту любовь.

- Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?

- Что бы вы сделали, чтобы чаще думать о себе хорошо?

Далее учитель предлагает детям нарисовать свой образ. Работа может проводиться в парах. Каждый ребенок может нарисовать счастливый портрет своего одноклассника. Организуется выставка портретов.

Нашу планету Земля населяют тысячи народов. Уже в далёкие времена путешественники заметили, что людям свойственно отождествляет себя с определенной группой людей - нацией. Нет плохих и хороших национальностей. Каждый вправе определять сам, без принуждения, свою национальную принадлежность. Принадлежность к той или иной нации ребёнка определяется происхождением его родителей. Этот выбор ребёнок делает самостоятельно. Национальная принадлежность подразумевает сохранение связей между поколениями, хранение традиций, чувство Родины и многие другие, ценностные для человека качества.

А сейчас прослушай те сказку:

ЗАКОН ГОР

Вот что рассказал мне старик пастух, которого я повстречал как-то летом на одном из горных перевалов Кавказа.

«Это случилось очень давно, когда мой дед был еще мальчишкой.

Поздно вечером к сакле на окраине аула подскакал всадник. Он был бледен и тяжело дышал. Одежда его была изорвана, бока коня взмылены.

- Не позволишь ли, отец, да продлит твои годы небо, переночевать в твоем доме? - обратился он к вышедшему на шум хозяину сакли. — Уже темнеет, а путь мой далек.

- Заходи, будешь гостем, - ответил старик хозяин и широко распахнул полог у входа.

Путник привязал к дереву коня и вошел в дом. Хозяин поставил на стол все, что у него было: хлеб, сыр, вино.

- Прошу тебя, окажи мне честь и раздели со мной ужин, - сказал он и пригласил гостя садиться.

В этот момент за окном послышался топот. К сакле подскакали трое всадников.

- Эй, хозяин! - закричал один из них. - В твоем доме скрывается беглец! Вот его конь!

- Я не знаю никаких беглецов,— ответил хозяин. - В моем доме гость. А гостя не спрашивают, кто он и откуда.

- Берегись! - воскликнул преследователь. - Он вор. Не заставляй нас прибегнуть к оружию!

- Я должен охранять жизнь гостя,— тихо проговорил хозяин сакли. - Пока он в моем доме, он под моей защитой. Разве ты не знаешь закона гор? Хозяин отвечает за безопасность того, кто переступил порог его дома. Уезжайте отсюда и не навлекайте позора на мое имя.

- Мы возьмем его силой! - закричал второй преследователь, и все трое схватили ружья.

- Только когда я буду мертвым, - твердо сказал хозяин сакли.

Он снял со стены два ружья. Одно из них дал гостю, другое оставил себе.

Засвистели пули. Преследователи старались пощадить старика, но одна из пуль все же попала ему в грудь...»

Я слушал пастуха, и мне было обидно, что так бессмысленно погиб хороший человек. Подумать только, до какой нелепости может довести слепое следование устаревшим обычаям!

Старик отдал свою жизнь, защищая человека, которого он видел первый раз в жизни. Он защищал неизвестного только потому, что тот был его гостем.

От этого рассказа веет седой стариной. В наши дни жителям даже самого глухого горного селения и в голову не придет, конечно, защищать преступника, если он попытается укрыться в качестве гостя.

Это не значит, однако, что мы стали менее радушны.

(По А.А.Дорохову)

К закавказским народам относят жителей Грузии, Армении, Азербайджана. Представители этих национальностей наделены высоко развитым, чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения. Они хранят национальные традиции, с подчеркнутым уважением и вниманием относятся к старшим по возрасту. В повседневной жизни и общении с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тяга к образованию групп по национальному признаку. Закавказские народы обладают хорошими организаторскими способностями, самостоятельностью, они стремятся стать лидерами в коллективах.

В подобных случаях проявляются особенности воспитания мальчиков. С детства им внушают значимость роли мужчины, отца, брата. С малых лет мальчиков приучают заботиться о младших братьях и сестрах, что превратилось, по сути дела, в национальную традицию. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, почти не подвергаются наказаниям. На Кавказе у всех народов популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также национальные традиции с ранних лет развивают у мальчиков сильную волю, выносливость, ловкость.

 

 

2. "Сила России – в единстве народов"

Цель: Формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в классе с многонациональным составом.

Задачи:

1. Познакомить учеников с историей формирования национального состава населения России

2. Сформировать у учеников нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме.

3. Провести анкетирование детей для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.

Оборудование: анкеты для учеников, блок-схема “толерантность”, карточки с терминами “нация”, “патриотизм”, “толерантность”, “национализм”, “шовинизм”.

Ход занятия:

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений” В.П. Максаковский

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный” Н.А. Добролюбов

Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов (см. приложение 1).

Вопрос к классу: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)

Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.

Вопрос к классу: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?

Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.

Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.

И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.

Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных