Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стихотворение о лепном прянике




Мама вафельку даёт,

Бабушка кладёт пирог,

Дедушка кусок торта,

Мне ненужно, ерунда!

Я мотаю головой,

Дайте пряник мне – лепной.

 

 

Приложение 5.

Печатный пряник

Печатный – самый известный. Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами - так называемыми пряничными досками.

Известно, что пряники в Туле пекли еще в 1685 г. Книга "Старинные производства тульского края" подтверждает: "Еще в XVII-XVIII вв. в Туле пекли и продавали мятные, медовые и "печатные" пряники, украшенные затейливыми узорами".

Пряники делались самой разнообразной формы – фигурные, круглые, но чаще всего квадратные или прямоугольные, размером от нескольких сантиметров до метра и более, а вес их иногда измерялся пудами. Все это зависело от назначения пряника. Пряничные доски нередко изготавливали со специальным рисунком по персональному желанию заказчиков.

Искусство изготовления пряников продолжает жить и в наши дни. Традиции отцов и дедов сохранились, передаются из поколения в поколение.

И хотя проходят века, изготовляются тульские печатные пряники, как и раньше, только вручную. Единственная машина - тестомесильная, да и та не обходится без человеческих рук.

Темы изобразительных сюжетов самые разнообразные: праздничные, бытовые, тематические, культурно-исторические, например стилистические изображения самовара, птицы Счастья, тульского Левши, соборов г. Тулы, тульского Кремля, видов Ясной Поляны, героев народных сказок и легенд; надписи в центре пряника - "Тульский пряник", "От всей души", "Подарок из Тулы", "Свадебный подарок", "С днем рождения"; "Клубничный", "Смородиновый", "Яблочный" и т. д. в соответствии с вкусовыми качествами начинки; "Оля", "Вера", "Таня" и т. д. - именные пряники.

Пряники покрывались затейливым узором из сахарной глазури, раскрашивались и даже золотились.

 

 

Приложение 6.

 

Пряничная доска.

Фигурный пряник - предмет художественного творчества. Требовались не только вкус, но и красота, поэтому резьбе придавалось особое значение. Изделия пекарей созданы в соавторстве с резчиками досок. До наших времен сохранились доски, по которым можно судить о разнообразии пряников того времени.

Пряничная доска - половина успеха. Выпуклая картинка на поверхности и надпись вокруг нее тоже "делают пряник". Не было бы известных тульских пряников, если бы не деревянные резные формы местных резчиков.

Изготавливался пряник с помощью пряничной доски. Для таких досок использовали только твердые породы дерева. Любимым материалом резчиков по дереву считалась липа, но при изготовлении пряничных досок предпочтенье все же отдавалось более твердым породам древесины: клену, ореху, груше, а чаще всего - березе. Для пряничных досок использовали нижнюю часть ствола. Эту часть ствола резали на доски толщиной около 5 см, которые сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре так, чтобы не попадали на них лучи солнца. Края досок для прочности, избегая трещин, смазывали смолой или воском. После того, как доска была готова, резчик-художник наносил рисунок.

В старину таких умельцев называли «знаменщиками». Вот что писал об этих досках первый исследователь пряников И. Голышев: «Доски для пряников вырезались преимущественно на грушевых и липовых досках и имели порядочную ценность, от 3 до 15 рублей серебром, которые вырезались по заказам особыми мастерами, а также, кроме заказов, доски вырезались и на вольную продажу; на них существовала своя мода: прянико-пекари перебивали друг друга новыми манерами рисунка, и резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Резчики иногда кроме разных надпи­сей вырезали свою фамилию.

Размеры пряничных досок диктовались назначением самого изделия.

Самые большие достигали 1 аршина (около 71 см) в длину и 12 вершков (54 см) в ширину, а по весу доходили и до пуда (16 кг). На них вырезались различные фигуры или узоры, которые потом отпечатывались на пряничном тесте. Была и своя мода на рисунок. Пекари соревновались друг с другом в изобретательности, выдумывая самые невероятные рисунки, заказывали их резчикам. Новый рисунок ценился дорого, однако популярностью пользовались и традиционные мотивы: двуглавый орел, сказочные терема, райские птицы, львы и барсы. Последние были популярны для подносных, или «заздравных» пряников. А были еще и «грошевики» - дешевые, небольшие по размеру и с незатейливым рисунком.

Перед употреблением пряничную доску протирают несколько раз льняным, оливковым или подсолнечным маслом. Это необходимо для того, чтобы тесто при печатании пряников не прилипало.

Печатные пряники привлекали к себе внимание не только разнообразной, нередко даже оригинальной фигурной формой, но и вытесненными на них орнаментальными мотивами. Истоки формирования национальных орнаментальных мотивов тульских пряничных досок и их изготовления уходят в далекое прошлое

ПЕЧАТНЫЙ ПРЯНИК изготавливают с помощью пряничной доски, или «пряницы», как рельефный оттиск на тесте. Его красота и качество в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску.

Традиционными были образы животных и особенно коня и птицы. Конь являлся символом солнца, птица – символом весны, образом души. На старинных пряничных досках мы видим изображения львов, барсов, петухов, птицы-павы с веерообразно развернутым хвостом, лебедя, часто встречается "птица с оглядкой" (с обращенной назад головой), птица сирин с человеческой головой в короне, сказочные животные и птицы, цветы, орнаменты, терема и фигуры людей. Распространены были пряничные доски изображавшие всадника на коне, гусара, барышню. Пряники снабжались надписями: "Ешь на здоровье'", "От всего сердца", "Кого люблю - тому дарю".

Доски, созданные в ХVIII веке, нарядны, окаймлены резной рамой, детали их пластически проработаны. Надписи на пряничных досках позволяют узнать, кому посвящен данный пряник, рекламируют вкусовые качества, указывают место изготовления печатного пряника и пряничной доски. Даже мельчайшие неиспользованные участки вокруг изображения заполнялись дополнительными декоративными прорезками.

Стоимость «подносных» досок и пряников была очень высока, так как их «эксклюзивность» и адресность посвящения не позволяла их тиражировать. Пряники же с наборных досок были небольшими с простым, незатейливым рисунком и дешевыми, за что и получили название — «грошевики».

Существовало два типа пряничных досок – «штучные», позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и «наборные», когда на доске размещались 2, 4, 8, 16 и более «шашек» с одним и тем же или разными сюжетами. Встречаются наборные доски и со 120 шашками.

Ученики показывают получение оттиска на тесте с помощью пряничной доски

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных