Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Программе PhotoShop




Глава 8. Познавательные процессы. Память

В описанных технологиях создается ситуация диссонанса между утверждением авторитетного для субъекта источника о наличии определенного факта жизни и феноменальным отсутствием воспоминания о нем. Диссонанс снимается за счет «имплантации» ложного воспоминания в автобиографическую память.

Случается и так, что человек достаточно аккуратно воспроизводит содержание воспоминания, но затрудняется в установлении обстоятельств получения информации. В данном случае автобиографическая память, для нормального функционирования которой критически важна рефлексия по поводу источника (Кто? Где? Когда?), начинает работать по принципу семантической памяти, нейтральной к происхождению своих содержаний. Создается иллюзия «знакомости» материала, которая ложно представляется как «воспоминание» о пережитом опыте. Большую роль в этом процессе играет воображение. Э. Хайманом с коллегами (1995) на основе опроса родителей студентов колледжа о событиях в жизни их детей был составлен список нереальных событий («во время свадебного застолья пролил праздничный пунш на платье невесты», «был госпитализирован ночью с острым отитом» и т.д.). При первом интервью факт воспоминаний о подобных событиях отрицался испытуемыми. Затем им давалась инструкция максимально ярко представить описанные ситуации. При повторном опросе до 30% испытуемых утверждали, что помнят данные события. Дальнейшие исследования подтвердили значительную роль воображения в возникновении ложных воспоминаний.

В цикле исследований, посвященных искажениям автобиографических воспоминаний, отдельно рассматривается проблема ошибок времени. По существу, исследователи не слишком далеко ушли от положения, высказанного В. Джеймсом в 1890 г. в его учебнике «Психология»: «В целом, время, наполненное разнообразными и интересными событиями, проходит быстрее, но кажется долгим, когда мы вспоминаем о нем. С другой стороны, незаполненное событиями время тянется долго, но оказывается коротким в ретроспекции». В ряде работ описаны эффекты, которые способны оказать влияние на временные аспекты воспроизведения автобиографического материала. В первую очередь упоминается циклический календарный эффект, который заключается в том, что культурно и естественно детерминированная метрика времени (недели, месяцы, годы) заставляет субъекта впадать в регулярную ошибку относительно точной даты события (помнить день недели — не помнит" месяц, помнить время года — не помнить год и т.д.). «Телескопии

Контрольные вопросы

скип эффект» удаляет или приближает события на субъективной оси времени в зависимости от их личностной значимости. Человеку кажется, что важные для него события произошли недавно, а не слишком важные — давно. Описан также эффект «пика» воспоминаний, который заключается в том, что взрослые люди вспоминают большое количество событий, относящихся к возрасту юности.

Таким образом, современное представление о структуре памяти включает в себя описание многочисленных подсистем, каждая из которых обладает своими функциями и спецификой и формирует сложные взаимосвязи как между блоками внутри целостного процесса памяти, так и с другими психическими процессами (рис. 63).

 

 

РП - фонологическая петля

 

Сенсорный регистр

Поток

информации

А

I

S3

Рабочая память Центральный исполнитель

Долговременная память

--

РП - визуально-пространственная матрица

Рис. 63. Структурная модель памяти > Контрольные вопросы

 

1. Что такое «искусство памяти»? Какие принципы лежат в основе развития «искусной памяти»?

2. Как связана память с другими познавательными и регулятивными процессами психики? Что происходит при избыточном развитии памяти или ее дефиците?

3. Что мы запоминаем лучше — плохое или хорошее? Почему?

4. С чем связывают явления забывания представители психоаналитического подхода?

5. В каком смысле можно говорить о памяти как о процессе точного воспроизведения запечатленного материала?

6. В каком смысле можно говорить о памяти как об активном конструктивном процессе?

Тестовые задания. Литература

Литература

ф Тестовые задания

1. С помощью какой гипотетической фигуры изображается закон, суть которого заключается в том, что развитие высших знаковых форм памяти идет по линии превращения внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное?

A. Рефлекторное кольцо Бернштейна. Б. Параллелограмм развития.

B. Пирамида Маслоу.

2. Какое название получил факт того, что люди непроизвольно лучше фиксируют в памяти то, что относится к делам, которые им по каким-либо причинам не удалось завершить?

A. Эффект Истоминой. Б. Эффект Левина.

B. Эффект Зейгарник.

3. С какими факторами теория уровневой переработки информации связывает качество запоминания?

A. С глубиной переработки информации. Б. Со степенью организации информации.

B. С количеством времени, отведенным на решение задачи.

4. Какие компоненты не включает в себя структурная модель памяти в современной когнитивной психологии?

A. Долговременная память.

Б. Уровень перцептивной обработки.

B. Сенсорный регистр.

5. Каким образом происходит поиск информации в кратковременной памяти?

A. Путем последовательного полного перебора. Б. Путем параллельного полного перебора.

B. Путем последовательного самопрекращающегося перебора.

6. К какой подсистеме долговременной памяти относится информация типа «Волга впадает в Каспийское море»?

A. Эпизодическая память.

Б. Автобиографическая память.

B. Семантическая память.

Ш Литература Основная

1. Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С.-Пб., 2002.

2. Бэддели А. Ваша память. М., 2001.

3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Хрестоматия по психологии / Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер и В.Я. Романова. М., 1998.

4. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. С.-Пб., 2002.

5. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Ро" манова. М., 1998.

Дополнительная

1. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. С.-Пб., 2001.

2. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Хрестоматия по психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998.

3. Йейтс Ф. Искусство памяти. С.-Пб., 1997.

4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти //А.Р. Лурия. Романтические эссе. М., 1996.

5. МайерсД. Психология. Минск, 2001.

6. Нуркова В.В. Свершенное продолжается. М., 2000.

7. Платон. ФеЪон. Собр. соч. в 3 т. / Под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Т. 2 М., 1970.

8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Ч. 2, 3. М., 1996.

9. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1996.

 

 

9.1. Общая характеристика мышления

 

Глава 9 Мышление и речь

«Я не уверен, можно ли действительно понять чудо мышления.»

(Из беседы Альберта Эйнштейна с основателем

гештальтпсихологии Максом Вертгеймером)

9.1. Общая характеристика мышления

Эйнштейн был не одинок в своих сомнениях относительно перспектив науки в открытии законов человеческого мышления. Другой не менее известный физик Нильс Бор, когда его спросили: «Можно ли понять атом?», ответил, что, пожалуй, можно, но сначала мы должны узнать, что означает слово «понимание». Почему же великие ученые говорили о принципиальных ограничениях в объективности изучения мышления человека? Ситуация совпадения субъекта и объекта познания, т.е. познания мыслью самой себя, казалась парадоксальной с точки зрения классической естественнонаучной парадигмы. Однако психологи, вопреки постоянным философским спорам о познаваемости мышления, с самого начала развития экспериментальных исследований смело взялись за эту тематику, сделав предметом своего анализа различные феномены и закономерности мышления, включая самую сложную его форму — творчество. И тому были весьма веские причины.

Во-первых, способность мыслить отражена в самом названии человека как особого вида — Homo sapiens sapiens, что переводится:: с латыни как «человек разумный-разумный». Декарт, определив человека как «вещь, которая думает» и провозгласив: «Мыслю, следовательно, существую», признал уникальность статуса человека в эволюционном процессе. Только человеку открыта возможность осмысливать факт своего существования и подвергать сомнению истинность своих представлений и знаний о мире и о себе. В продолжение этой традиции известнейший современный философ Карл

Цоппер, анализируя фундаментальные проблемы развития цивилизации, большое внимание уделял роли различных форм человеческого мышления. Он писал: «Именно твой разум делает тебя человеком, позволяет тебе быть чем-то большим, чем просто суммой потребностей и желаний, именно он делает из тобя самодостаточного индивида... Преодолевая подчинение, искушение опереться на других и, таким образом, быть счастливыми, мы должны продолжать двигаться в неизвестность, неопределенность, опасность, используя имеющийся у нас разум, чтобы планировать, насколько возможно, нашу безопасность и одновременно нашу свободу».

Во-вторых, изучение мышления наряду с важным общегуманитарным (философско-экзистенциальным) значением для понимания сущности человека имеет и сугубо практический смысл. Сложные формы мышления позволяют человеку не только эффективно адаптироваться к новым изменяющимся условиям жизни, но и преобразовывать тот мир, в котором он живет, а главное, создавать (творить) новые миры — мир науки, техники, искусства. Зная, как осуществляются мыслительные процессы, можно:

• предвидеть типичные ошибки и предотвращать их (например, подробный анализ хода мышления персонала Чернобыльской АЭС, приведший в результате к возникновению аварии, дан немецким исследователем Дитрихом Дернером в книге «Логика неудачи»);

• проводить психологические экспертизы решений (например, в политике, экономке, бизнесе, военном деле и т.д.);

• совершенствовать мышление с помощью различных тренингов (например, «эффективного принятия решений», «развития творческого мышления», «активизации интеллектуального потенциала» и

др-);

• проектировать новые массовые технологии обучения (в качестве примера можно обратиться к истории концепции «проблемного обучения», разработанной в конце 1960-х гг. Б. „Скиннером, или к «идеальной модели креативного образования1», предложенной А. Маслоу).

Знания о принципах организации мышления человека важны и Для рождения перспективных идей в области дальнейшего развития систем «искусственного интеллекта». Ведь компьютеры пока еще не воспроизводят многие достижения человеческой мысли и, конечно же, не превосходят человека в способностях к творческому мышлению. Машины не могут разумно работать с новыми, нестандартными задачами, правила решения которых неизвестны человеку.

В словарях и энциклопедиях мышление характеризуется как «высшая, наиболее сложная форма познания». Задумаемся над эти-

Я-830

Глава 9. Мышление и речь

ми словами. Почему мышление всегда представлялось одной из величайших загадок? Ведь мышление — это то, что доступно каждо, му из нас. Не зря же еще в XVII в. французский писатель-моралист Ларошфуко заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». Действительно, мы постоянно думаем о самых разных вещах, и остановить ход наших мыслей практически невозможно.

В повседневной жизни слово «думать» имеет множество значений. Оно может быть использовано в широком смысле для обозначения любой осознаваемой психической активности. Например, мы говорим: «Я уже давно не думаю о нем», имея в виду отсутствие воспоминаний, или «Как ты можешь не думать о своих родителях!», подразумевая, что необходимо больше заботиться о своих близких. Иногда «думать» употребляется как синоним слов «верить» («Я думаю, нечистая сила все же существует»), «мечтать» («Я думаю вы-, играть миллион и поехать на Канары»), воспроизводить известные факты («Я думаю, что Москва дальше от Лондона, чем Париж» или способы действия («Я думаю, что пятью пять — двадцать пять»). Однако для психологии мышления важно выделить специфику тех процессов, которые являются «собственно мыслительными» (имен-, но они рассматриваются в этой главе), и говорить о мышлении в узком смысле слова.

Начиная с работ В. Джеймса, считается, что «мышление» проявляется только в тех случаях, когда субъект сталкивается с новой ситуацией (задачей), в которой недостаточно просто воспроизвести готовый стереотип действия, а необходимо создать новый эффективный способ действия (найти новый путь решения). Для это-, го необходимо уметь выделять и анализировать существенные, но, как правило, не данные непосредственно в чувственном плане (не; воспринимаемые наглядно) свойства предметов и явлений, устанавливать закономерности их взаимосвязей. Мышление — это процесс обобщенного и опосредствованного познания, состоящий в открытии отношений между предметами и явлениями действительности и их преобразовании. Таким образом, в узком значении^ слово «думать» выступает как синоним «решать новые задачи», «принимать решения», «оценивать», «анализировать», «вырабаты-; вать новые знания», «понимать», «рассуждать», «размышлять»,; «прогнозировать» и т.п.

Мышлением занимается не только психология, но и ряд других наук: философия, логика, социология, культурология, физиология; и др. Психологический подход к изучению мышления отличается • особым ракурсом анализа — главным становится реальный процесс

9.1. Общая характеристика мышления

движения человеческой мысли, где успехи переплетаются с трудностями, ошибками и отклонениями от правильного пути. При этом результаты мышления (как достижения, так и заблуждения) приобретают значение в глазах психолога только в связи с исследованием породивших их процессов.

Мышление как психический процесс предстает перед психологом как особая феноменологическая и поведенческая реальность. Человек, захваченный движением мысли, особенно в момент, когда происходит открытие нового («инсайт» по терминологии гештальт-психологов), находится в особом состоянии сознания — вдохновения, озарения, творческого экстаза. Гуманистические психологи назвали такие состояния «пиковыми переживаниями» (peak-experience). Испытывая их, Архимед, согласно преданию, открыв суть закона гидростатики, выскочил из ванны и голым побежал по улице Сиракуз с криком: «Эврика!».

Включенность в процесс мышления для человека всегда феноменологически бесспорна: факт рождения и движения мысли в сознании легко дифференцируется самим субъектом от течения других психических процессов. Однако не весь ход мышления развертывается на уровне сознания и осуществляется в произвольной форме. Важную роль, особенно в творчестве, играет интуиция. За понятием «интуиция» для ученых (в отличие от мистиков) открывается большой пласт разнотипных неосознаваемых механизмов мышления. Работа неосознаваемых (интуитивных) мыслительных процессов формирует результат, который, достигнув сознания в готовом виде, часто оказывается настолько неожиданным и непонятным для самого автора, что кажется «навеянным свыше». Развитие технических средств, применяемых в экспериментах (запись движения глаз, физиологических реакций), позволяет сегодня изучать эти неосознаваемые, невербализуемые, непроизвольные процессы мышления.

Человек, поглощенный мыслительной деятельностью, безошибочно опознается окружающими. Психологи бихевиористского направления выделяют два варианта изменений внешнего поведения при переходе к мыслительным процессам. Отмечается или полное прекращение двигательной активности при значительной активизации работы мозговых структур (лучшее воплощение «задумчивости» — скульптура Родена «Мыслитель», рис. 64), или, наоборот, Усиление внешней активности, развертывание так называемого поискового поведения, но не хаотичного, а связанного с исследованием условий задачи (ориентировкой). При этом человек может хо-Дить «из угла в угол», размахивать руками и т.д.

Глава 9. Мышление и речь

Следовательно, психолог в отди-чие от других ученых изучает мышл^,. ние как «живой психический процесс» (термин В.П. Зинченко), осу. ществляемый конкретным субъектом (животным, человеком или группой людей). Для психологического анализа важны индивидуальные особенности мыслящей личности: мотивы, эмоции, смыслы, знания, когнитивный стиль и др. Помня высказывание Л.С. Выготского: «Мыслит не мышление. Мыслит человек», психологи все больше обращаются не только к вопросу «Как человек мыслит?», но и к вопросу «Ради чего человек мыслит?» и обнаруживают, что ответы на эти вопросы закономерно взаимосвязаны.

Таким образом, мышление обеспечивает переход от незнания к новому знанию. Это новое знание может заключаться в открытии новых свойств и закономерностей мира, выработке новых способов и правил поведения, создании новых материальных и идеальных объектов (технических устройств, произведений ий1-кусства, теорий, знаковых систем и т.д.). Человек мыслит, чтобы го* нять окружающий мир и себя в этом мире, а также использовать эти знания о мире и о себе для изменения окружающей действительно»! сти и управления собственным поведением.

9.2. Мышление как процесс вывода нового знания

Наличие мышления позволяет жить и разумно действовать в постоянно изменяющемся мире, обнаруживая в нем устойчивы? существенные свойства, связи, отношения и закономерности. Новый*; знания могут быть получены человеком не только из непосредствен^ ного опыта взаимодействия с миром (через ощущения и восприя* тия), но и опосредствованно — с помощью выводов. Так, например! увидев надвигающиеся тучи, мы приходим к выводу, что будеЯ

Рис. 64. Огюст Роден.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных