Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гетеростатические теории личности: ориентация на согласие




Гетеростатические теории личности, ориентированные на согласие, признают в качестве основания личности одну силу, которая, стремясь получить максимальное развитие, усложняет и совершенствует личность. Поскольку эта сила едина и присутствует в личности с рождения, ее реализация не подразумевает конфликт. Хотя некоторые авторы, например А. Маслоу и Э. Фромм, указывают на то, что в современном обществе многое препятствует гармоничному развитию личности; предполагается, что общество можно улучшить таким образом, чтобы ничто не мешало личностному росту, т.е. в этих теориях конфликт не является движущей силой развития личности. ' Позиция К. Роджерса (1902—1987) представляет собой наиболее яркий вариант такого типа теорий. Для Роджерса тенденция ядра личности заключается в том, чтобы актуализировать потенциальные возможности человека. Роджерс считает, что человек по природе хорош и не нуждается в сдерживании своей сущности со стороны общества (допущение о природе человека второго типа по нашей классификации). Роджерс воздерживался от перечисления конкретных свойств ядра личности, настаивая на уникальности каждой личности. Дело для него не в том, чтобы описать личность или привести ее к некоему стандарту. Наоборот, важно лишь воспитывать то, что заложено в естественном проекте развития человека, и тог-1 да личность достигнет полной актуализации. Таким образом, тен-денция актуализации дана человеку от природы. В отличие от тенденции к актуализации, присущей всему живому, Роджерс называет; человеческое стремление к раскрытию своего потенциала самоактуализацией. Самоактуализация отличается от актуализации ведущей ролью сознания. Другими словами, человек старается раскрыть не все свои возможности вообще, а те, которые он осознает и принимает в себе. Для того чтобы Я-концепция (то, как человек видит свой потенциал) была адекватной и продуктивной, необходимо удовлетворение двух особых потребностей личности — потребности в позитивном безусловном внимании и потребности в самопринятии.

10.4. Гетеростатические теории личности: ориентация на согласие 397

Потребность в позитивном безусловном внимании должна быть удовлетворена в первую очередь родителями ребенка. Отличие безусловного внимания от условного заключается в том, что в первом случае ребенка принимают и поддерживают независимо от того, каков он, а-во втором — проявляют любовь к ребенку, только когда он поступает в соответствии с их пониманием, «что такое хорошо и что такое плохо». Поскольку ребенок стремится добиться любви родителей, он вслед за ними начинает отвергать некоторые стороны своей натуры. Формируется защитное поведение, которое, по Роджерсу, помогает человеку выжить, но препятствует открытию его истинной природы.

Человек, который принимает себя полностью, не ориентируясь на внешние запреты, называется К. Роджерсом «полноценно функционирующей личностью»-. Образ жизни такого человека характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, полноценно функционирующий человек демонстрирует открытость к переживаниям, которая противоположна использованию психологической защиты. К. Роджерс пишет об этом свойстве так: «Человек становится способен лучше прислушиваться к себе, к переживаниям, которые происходят внутри него. Он более открыт к ощущениям страха, разочарования, боли. Он также более открыт к ощущениям мужества, нежности и благоговения. Он свободно субъективно проживает свои чувства и также свободно осознает их наличие».

Во-вторых, полноценно функционирующий человек реализует «экзистенциальный» способ жизни. Роджерс подразумевает под этим стремление наиболее полно проживать каждый момент, не убегая от настоящего в воспоминания о прошлом или в мечты о будущем.

В качестве третьей особенности полноценно функционирующего человека Роджерс вводит понятие «организмического доверия». Под организмическим доверием понимается способность опираться в решении проблем на интуицию, полагаться на внутреннюю очевидность того, что правильно или неправильно для человека в данной конкретной ситуации.

Четвертое свойство полноценно функционирующего человека — это «эмпирическая свобода», т.е. субъективное переживание свободы выбора, которое порой может вступать в противоречие с объективной детерминированностью поступков человека.

Последняя характеристика — это высокий уровень проявления творческой способности.

Безусловно, К. Роджерс понимал, что полноценное функционирование — это некое идеальное состояние личности, к которому

Глава 10. Психология личности

 

 

следует стремиться в противовес «суженному существованию», которое влачит большинство реальных людей. Он пишет об этом: «Я думаю, стало понятно, почему для меня такие прилагательные, как «счастливый», «веселый», «радостный», не вполне подходят для общего описания процесса, который я назвал хорошей жизнью, несмотря на то, что в ходе этого процесса человек в соответствующие моменты будет испытывать все эти чувства. Прилагательные, которые подошли бы в более широком смысле, — это такие прилагательные, как «улучшающий», «волнующий», «полезный», «перспективный», «значимый». Я убежден, что процесс хорошей жизни не для трусливых. Он включает в себя растущую и увеличивающуюся реализацию врожденных потенциальных возможностей человека».

Концепция А. Маслоу также может быть отнесена к гетеростати-ческим концепциям, ориентированными на согласие. Тенденция ядра личности, заключающаяся в возможно более полном раскрытии внутреннего потенциала человека, разворачивается, по Маслоу, на двух ступенях. Первая ступень — это актуализация физиологического стремления к жизни, присущая человеку как живому организму, а вторая ступень — собственно самоактуализация. Иерархическая уровневая модель потребностей, разработанная А. Маслоу, оказала огромное влияние на психологию мотивации (см. гл. 4), поэтому мы не будем останавливаться здесь на ней подробно. Зафиксируем только принципиальное для Маслоу разделение на потребности дефицита (низшие потребности) и потребности роста (высшие потребности). На первой ступени личность функционирует гомеостатически, и только на второй начинает действовать принцип гетеростаза. Потребности роста ведут к нарастанию напряжения, так как, по его словам, «они относятся к стремлению обогатить существование, расширить жизненный опыт, повысить наслаждение от ощущения себя живым».

А. Маслоу провел анализ личностных особенностей людей, которые, по его мнению, достигли высокого уровня самоактуализации. Среди них были как современники ученого — его знакомые и студены колледжа, так и знаменитые личности, достигшие мирового признания в различных сферах, например: философы Гете, Дж. Рассел, Спиноза; писатели Шолом-Алейхем, У. Уитмен, Дж. Ките; ученые А. Эйнштейн, В. Джеймс, М. Вертгеймер; композитор Гайдн; политические деятели А. Линкольн, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Т. Джефферсон; художники К. Писсаро, П. Ренуар и др. На основе изучения биографий «самоактуализированных» людей А. Маслоу выделил 15 характеристик, которые являются существенными для

10.4. Гетеростатические теории личности: ориентация на согласие 399

понимания «модуса жизни» человека, мотивированного к самоактуализации:

1) реалистичное восприятие реальности;

2) принятие себя, других и природы;

3) спонтанность, простота и естественность;

4) служение (сосредоточенность на решении проблем мира, а не на удовлетворении эгоистических потребностей);

5) потребность в уединении;

6) автономность, независимость, воля и активность;

7) свежий взгляд на вещи;

8) мистические и высшие переживания, которые не обязательно связаны с религией;

9) чувство единения с человечеством (Gemeinschaftsgefuhl, по А. Адлеру);

10) чувство близости с любимыми людьми;

11) демократические ценности;

12) умение отличать средства от целей, добро — от зла;

13) философское чувство юмора;

14) творческое восприятие мира;

15) нонконформизм (в это понятие Маслоу вкладывает внутреннюю независимость от социальных влияний, а не обязательно открытую борьбу с ними).

Интересно, что, несмотря на то, что объектом описания А. Маслоу стали выдающиеся личности разных времен, он не ставит знака равенства между самоактуализацией и творческими достижениями. Так же как и для К. Роджерса, для него воплощение ядерных тенденций личности — это не результат, а особое качество процесса жизни (в русском языке есть выражение «уметь чувствовать вкус жизни»). Возможно, поэтому А. Маслоу не включил в свой список, например, В. Моцарта, который, по мнению автора, достиг феноменальных творческих результатов, однако прожи*л жизнь, далекую от идеала самоактуализирущейся личности.

Позиция Г. Оллпорта во многом схожа с позицией А. Маслоу. В качестве тенденций ядра личности им утверждается стремление функционировать таким образом, чтобы выжить физически и в то же время выразить свою самость. Г. Оллпорт предложил концепцию уровневого строения личности и выделил три типа диспозиций (от лат. dispositio — расположение), определяющих личность. Кардинальные диспозиции являются реально действующими у немногих людей, которые живут главной идеей своей жизни. Центральные диспозиции (близкие к периферическим в нашем понимании) — это

Глава 10. Психология личности

 

10.5. Факторные модели личности

конкретные черты личности. Вторичные диспозиции — это менее важные и устойчивые свойства личности, которые могут меняться в зависимости от условий жизни (возникающих ситуаций, силы воздействия окружающих и т.д.).

Самость — это ядро личности, некоторый индивидуальный и трудно поддающийся описанию потенциал, для обозначения ко-торого Оллпорт ввел специальный термин «проприум» (от лат. proprius — собственный). В проприум входят только те аспекты жизненного опыта человека, которые он сам считает важными. Функциями проприума являются ощущение тела, расширение самости, самоидентичность, самоуважение, рациональное управление самим собой, создание образа себя и проприативное стремление.

Оллпорт выделяет ощущение тела как важную функцию проприума, так как полагает, что наше переживание границ своего тела оказывает влияние на принятие жизненных решений. Для иллюстрации своей мысли он приводит несколько шокирующий пример. Представьте, что вы несколько раз сплевываете в стакан и выпиваете его содержимое. Скорее всего, вообразив такую ситуацию, вы почувствуете отвращение. Но ведь та же самая слюна постоянно находится у вас во рту, и вы не испытываете в отношении нее никаких негативных эмоций! Что же произошло? В первом случае вы отчуждаете часть своего организма от своей личности и таким образом противопоставляете себя ей. Расширение самости есть противоположный процесс. Человек стремится стать «больше себя» за счет психологического включения в свою личность объектов внешнего мира. Так, например, в исследовании немецкого психолога Урса Фюхрера (1999) испытуемым предлагалось с помощью фотографий, сделанных аппаратом Polaroid, представить свою личность. 48% испытуемых «расширили свой проприум» за счет других людей (из них 15% — супруги, 16% — родители, 12% — j дети и 5% — друзья); 32% испытуемых представили себя с помощью различных зданий и географических объектов; 20% включили в свою личность предметы, в первую очередь автомобили. Как замечает сам Оллпорт, для некоторых людей вмятина на крыле автомобиля является не менее болезненной, чем удар по лицу. Включая в перечень функций проприума рациональное управление самим собой, Оллпорт указывает на то, что человеку крайне важно думать о проблемах и задачах и разрешать их логически. Проприативное стремление подразумевает активность и ориентацию на будущее. Другими словами, это внутренний двигатель выражения проприума.

Г. Оллпорт называет жизнь человека, который ориентируется только на потребности биологического выживания, оппортунистическим существованием. В противоположность этому проприотив-ное функционирование характеризует зрелую личность. Оллпорт описал критерии зрелой личности: широкое «Я», способность устанавливать теплые отношения с окружающими, самопринятие и эмоциональная устойчивость, реалистическое восприятие, ориентация на решение проблем, способность к самопознанию и чувство юмора, целостная жизненная философия с четко определенными ценностными ориентациями, дифференцированное религиозное чувство и совесть.

10.5. Факторные модели личности

В отличие от перечисленных выше теорий личности, заключающих в себе как определенные допущения о природе человека и принципах его функционирования, так и четкие представления о ядерных и периферических структурах личности, факторные модели основаны на статистическом подходе. Суть данного подхода заключается в том, что на первом этапе производятся наблюдения над многими людьми. Затем данные наблюдений выражаются количественно. Например, рост кодируется в сантиметрах, вес — в килограммах, способности — баллами, набранными по соответствующим тестам и т.д. Затем вычисляется коэффициент корреляции между переменными. Высокий коэффициент корреляции показывает, что переменные проявляются совместно, низкий — присутствие одной переменной исключает проявление другой, а нулевой — зависимости не выявлено. Например, может оказаться, что длина ступни положительно коррелирует с ростом человека неотрицательно — с принадлежностью к женскому полу. Это означает, что человек, который носит большой размер обуви скорее всего будет мужчиной высокого роста. Связанные между собой переменные объединяются в факторы. Таким образом, факторный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин (рассчитывается также и вклад каждой переменной в тот или иной фактор). Например, мы обнаружили высокую позитивную корреляцию между оценками по русскому языку, по литературе, беглостью речи и скоростью запоминания иностранных слов. Образовавшийся фактор можно назвать фактором В (вербальных способностей). Аналогично с помощью факторного анали-

за некоторые авторы пытались выделить основные свойства личности, к которым можно редуцировать все многообразие проявлений человека.

Р.Б. Кэттел (1905—1998) считал, что лучший способ охватить личность в целом — это изучить лексический состав языка. Он предположил, что каждое слово, обозначающее то или иное свойство человека, потенциально представляет собой черту личности. Оказалось, что в английском языке с описанием личности связано 18 тыс. слов. Исключив синонимы, редко употребляемые и устаревшие слова, Кэттел составил список из 171 слова. Кэттел определяет черту личности, как «то, что позволяет предсказать действия человека в определенной ситуации». Важно заметить, что Кэттел начинал свою работу, не имея никакой определенной «модели» личности, т.е. он не делал предположений относительно сути личности (ядра) и движущих сил ее развития. На деле он использовал обратную стратегию: описывая периферию личности, он надеялся совершить восхождение к ядру. В связи с этим он провел разделение на поверхностные (те, что можно наблюдать) и основные (глубинные) черты личности. Факторизуя поверхностные черты, он надеялся обнаружить основные. Логика Кэттела была такова: если несколько поверхностных черт проявляются в виде группы, значит, существует какая-то общая черта, которая стоит за ними.

Для своих разработок Кэттел использовал три типа данных. Во-первых, это данные, полученные наблюдением над людьми в естественных условиях (L-данные). Примером L-данных служит информация о том, сколько мест работы сменил человек или отзывы о нем коллег по службе. Во-вторых, это данные, полученные с помощью опросников (Q-данные). Например, ответ на вопрос «Чая то ли вас посещают мрачные мысли?» — это типичные Q-данные. В-третьих, информация, полученная посредством объективных тестов (например, количество решенных задач) составляют корпус Т-данных.

В результате факторного анализа Кэттел выделил 35 первичных черт, из которых 23 являются характеристиками нормальных людей, а 12 относятся к патологическим отклонениям. Исключив из 23 нормальных первичных черт 7 (их так и называют «семь недостающих факторов»), Кэттел создал один из самых популярных до настоящего времени инструментов для измерения свойств личности^ получивший название «16-факторный личностный опросник Кэттела» (16 PF). Первичные черты, измеряемые опросником 16 РЕ представлены в табл. 18.

Таблица 18 Нормальные первичные основные черты личности, измеряемые 16 PF

N Код Отрицательный полюс Положительный полюс
  А * Сизотомия Аффектотимия
    Скрытный, держится Добросердечный, открытый,
    обособленно, не интересуется беспечный, принимает участие
    делами других в заботах других людей
  В Низкий интеллект Высокий интеллект
  С Слабое «Я» Сильное «Я»
    Эмоциональный, легко Эмоционально стабильный,
    расстраивается, изменчивое реалистичный, спокойный
    поведение  
  Е Конформность Доминантность
    Послушный, робкий, позволяет Настойчивый, агрессивный,
    другим руководить собой, упрямый, склонный
    покорен обстоятельствам, легко к соперничеству
    приспосабливается  
  F Desurgency* Surgency
    Здравомыслящий, молчаливый, Энтузиаст, невнимательный,
    серьезный беззаботный
  G Слабость «Сверх-Я» Сила «Сверх-Я»
    Пренебрегает правилами Совестливый, упорный,
    и моральными стандартами высокоморальный
    общества, потворствует своим  
    желаниям  
  Н Threctia Parmia
    Застенчивый, робкий, Искатель приключений,
    сдержанный, чувствительный нечуткий, смелый в общении
    к угрозам с людьми
  I Harria Premsia
    Реалист, не поддается иллюзиям Мечтательный, чувствительный,
      зависимый, осторожный
  L Alaxia * Pretension *
    Доверчивый, принимает мир Подозрительный, ревнивый,
    таким, каков он есть догматичный
  М Praxernia Autia
    практичный Мечтательный, рассеянный
И N Natural Forthrightness Shrewdness
    Прямой, открытый, простые Проницательный, изысканный,
    вкусы вежливый, умеет вести себя
      в обществе
  ъ Гипертимия Гипотимия
    Самоуверенный, безмятежный, Боязливый, неуверенный,
    довольный собой озабоченный, склонный
- -     обвинять себя

 

Глава 10. Психология личности

1 Окончание табл. 18
N Код Отрицательный полюс Положительный полюс
  Q1 Ригидность Гибкость
    Не любит перемен, уважает Любит экспериментировать,
    традиции мыслит свободно, ничего
      не принимает на веру
  Q2 Зависимый от группы Самодостаточный
  Q3 Импульсивность Самоконтроль
    Низкий самоконтроль, Контролирует свое поведение,
    руководствуется своими обладает силой воли,
    сиюминутными желаниями дисциплинированный
  Q4 Расслабленность Фрустрированность
    Спокойный, не напряжен Напряжен, раздражительный,
      не удовлетворен

I_______1___________________ ___, ___ __ _......_

* Примечание. Кэттел придумал оригинальные (непереводимые) названия полученным факторам, так как хотел, чтобы они рассматривались вне связи с привычным значением слов.

Поскольку опросник предназначен для быстрой диагностики черт личности, в него включены Q-данные, прошедшие проверку на устойчивость с помощью данных других типов.

Г. Айзенк (1916—1997), пользуясь факторным анализом, создал четырехуровневую иерархическую модель личности. Айзенк предположил, что нижний уровень — это уровень специфических действий или мыслей. Он может быть достаточно случаен и не свидетельствует о свойствах личности. Второй уровень — это уровень привычных действий или мыслей. Этот уровень более диагностичен относительно личности в целом. Третий уровень — это черты личности. Айзенк определил черту как «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта представляет собой пучок взаимосвязанных привычных реакций. Данный уровень примерно совпадает с 35 первич^ ными чертами в концепции Кэттела. Четвертый, высший уровень, -это уровень типов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. По сути, типы в концепции Айзенка — это результаты факторизации первичных черт.

Все три фактора, выделенных Айзенком, являются перпендикулярными друг другу (т.е. не коррелируют между собой). Это значит, что каждый из типов отражает независимую характеристику личности или одно из ее измерений. Взятые вместе, они образуют трехмерное пространство. Каждый человек может быть охарактеризован точкой в данном трехмерном пространстве, координатными осями которого являются факторы экстраверсииинтроверсии; невротизма — стабильности и психотизмаСверх-Я (рис. 75).

 

Нейротизм

Интроверсия

Сверх-Я

Экстраверсия

' tit,'- ЧП' !■)

Психотизм

_S(2) P (личность)

Стабильность

 

Рис. 75. Трехмерное пространство, иллюстрирующее три независимых измерения личности в модели Г. Айзенка

Фактор Экстраверсия /Интроверсия (Е) включает в себя общительность, живость, импульсивность, оптимизм, активность, доминантность, уверенность в себе, беззаботность, смелость на положительном полюсе. Негативный полюс данного фактора включает замкнутость, пессимизм, пассивность, неуверенность в себе, задумчивость, хороший контроль над поведением. Айзенк считал, что главная причина различия между экстравертами и интровертами — это разный уровень возбудимости коры головного мозга. Поскольку у экстравертов этот уровень ниже, они менее чувствительны к сенсорной стимуляции. Экстраверты ищут острых впечатлений, чтобы повысить возбуждение, а интроверты, наоборот, стараются избегать ситуаций, которые могут вызывать слишком сильное возбуждение. Можно предсказать, что экстраверты будут получать удовольствие от таких занятий, как быстрая езда на автомобиле, прыжки с парашютом, путешествия, употребление стимулирующих веществ. Интроверты же предпочтут спокойные занятия, такие как чтение, спокойные прогулки и т.д.

Фактор Нейротизм / Стабильность (N) на позитивном полюсе включает в себя высокую тревожность, подавленность, низкую самооценку, склонность к сильным реакциям на стресс, частые боли психогенного характера. На отрицательном полюсе данного фактора находится низкая тревожность, высокая самооценка, устойчивость к стрессу.

Фактор Психотизм / Сверх-Я (Р) включает в себя на положительном полюсе эгоцентризм, эмоциональную холодность, агрессивность, враждебность к окружающим, подозрительность и часто склонность к асоциальному поведению. Отрицательный полюс

данного фактора описывает склонность к сотрудничеству с другими людьми, просоциальные моральные нормы, стремление заботиться.

Поскольку, как уже излагалось выше, факторы Г. Айзенка независимы, личность в целом можно описать, только учитывая вклад всех трех факторов. Так, личность человека, схематически представленного на рис. 75, характеризуется высоким уровнем экстраверсии, высоким уровнем эмоциональной стабильности и сильным Сверх-Я. Другими словами, это активный, общительный человек, не склонный тревожиться по пустякам, с высокой самооценкой и твердыми моральными принципами.

В отличие от Кеттела Г. Айзенк рассуждал не только индуктивно (обобщая эмпирические наблюдения), но и дедуктивно (конкретные наблюдения направлялись теоретическими построениями). Он установил четыре критерия, необходимых для того, чтобы фактор был принят: 1) психометрическое подтверждение существования фактора; 2) фактор должен наследоваться; 3) фактор должен иметь смысл с точки зрения теории; 4) фактор должен быть социально уместен, т.е. иметь отношение к социальным явлениям, например достижениям на профессиональном поприще, стабильностью брака и т.д. Как видно из второго критерия, Айзенк делал особый акцент на биологических предпосылках личности, считая, что три выделенных им типа являются генетически обусловленными и прижизненный опыт ле оказывает на них большого влияния. Можно считать, что типы Айзенка — это формальные характеристики функционирования личности, поэтому они описывают скорее не собственно ядро или периферию личности, а ее индивидные безличные предпосылки.

Таким образом, описания личности как совокупности отдельных (иногда коррелирующих между собой) черт отражают генерализованные, относительно устойчивые, инструментальные способы реагирования на разные классы ситуаций.

10.6. Индивидные предпосылки функционирования личности

Индивидные свойства присущи человеку как представителю вида homo sapiens. Эти свойства биологически заданы и служат фундаментом, на котором строится психологическое здание лично-

сти. В последнее время для объяснения роли индивидных свойств часто прибегают к «компьютерной метафоре», сравнивая психологическую систему, называемую личностью, с программным обеспечением (software), а организм человека тогда видится аналогом материального носителя, на котором функционируют компьютерные программы (hardware). А.Г. Асмолов дает следующую классификацию индивидных свойств человека (табл. 19).

 

Таблица 19

Индивидные свойства человека, по А.Г. Асмолову

Индивидные свойства человека
Возрастно-половые свойства Индивидуально-типические свойства
Возрастные стадии индивидуального развития Половые особенности Конституция Нейродинами-ческие свойства нервной системы Функциональная асимметрия мозга
         

 

 

Выявление роли индивидных свойств в общем строе психической деятельности представляет собой трудную научную задачу: их влияние «замаскировано» (продолжим компьютерную аналогию) теми управляющими воздействиями, которые идут с уровня личностной регуляции. Индивидные свойства можно обнаружить только в снятом виде, если исключить из рассмотрения весь содержательный аспект жизни личности, поскольку он формируется, как мы уже знаем, в социально-культурном пространстве и зависит от деятельности. Поэтому, говоря дальше об этой проблеме, мы будем основываться на общепринятом в психологии утверждении, что индивидные свойства человека характеризуют формально-динамические особенности функционирования личности. Можно сказать, что тенденции ядра личности, образуя конкретную периферию, воплощаются во внешние и внутренние формы активности, используя ту конфигурацию индивидных свойств, которой располагает человек. Совокупность динамических индивидных свойств называется темпераментом. К динамическим свойствам относится темп (скорость), чувствительность, энергетические характеристики (выносливость, утомляемость), инерционность или пластичность, эмоциональность и др. Темперамент определяется свойствами нервного субстрата психики.

В этом разделе мы сначала рассмотрим, что известно науке о влиянии отдельных индивидных свойств — пола, конституции, а затем перейдем к анализу таких системных образований, как способности, характер, индивидуальный стиль деятельности, где также прослеживается роль индивидных свойств.

Половые различия

Принято думать, что различия между мужчинами и женщинами в психологическом плане носят фундаментальный характер. Предопределенность «мужского» или «женского» способа жизни порой принимает статус догмы (например, в классическом психоанализе 3. Фрейда). Однако непредвзятый анализ показывает, что большинство черт, традиционно трактовавшихся как типично мужские или типично женские, на самом деле статистически независимы. Поэтому шкалы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) в современных личностных тестах являются не биполярными (или-или), а дополнительными (и-и). Более того, показано, что высокий уровень феминности у женщин при отсутствии маскулинных черт связан с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Высокий уровень маскулинности у мужчин при отсутствии феминных черт также связан с высокой тревожностью, низкой уверенностью в себе и слабой выраженностью лидерского потенциала. Наиболее психологически благополучными оказываются люди, имеющие высокие баллы как по маскулинным, так щ по феминным свойствам (так называемые «андрогинные личности»). Они отличаются богатым поведенческим репертуаром и высоким уровнем творческих способностей. Э. Маккоби и К. Джеклин (1973) критически проанализировали и обобщили большой массив психологических исследований о половых различиях. Установлены достоверные различия между полами по некоторым психологическим свойствам: 1) мальчики после двухлетнего возраста демонстрируют более высокий уровень агрессии в речи, играх и фантазиях;

2) девочки проявляют более выраженные эмоциональные реакции;

3) девочки демонстрируют более высокий уровень речевых способностей как в плане применения речевых навыков, так и в плане сложности используемых речевых конструкций; 4) начиная с подросткового возраста юноши более успешно справляются с задачами, требующими пространственного мышления.

Несмотря на устойчивость выявленных различий, многие авторы считают, что основной вклад в них вносят не индивидные свой-

10.6. Индивидные предпосылки функционирования личности

ства, присущие полам биологически, а специфика воспитания. Например, установлено, что родители больше разговаривают с новорожденными девочками, а мальчиков чаще поощряют к занятиям точными науками. В последние годы в массовых исследованиях наблюдается постоянное уменьшение психологических различий, обнаруживаемых между полами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных