Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Периодизация русского искусства




1. Древний период – искусство восточных славян. Представлено материальными (предметы быта, орудия труда, оружие и т.д.) и нематериальными (устное народное творчество) источниками.

 

2. Образование первого русского государства – Киевской Руси (IX-X – XIV-XV в.в.).

Важнейшие события: объединение отдельных славянских племён под эгидой Киева; принятие христианства (988 г.) и утверждение России в ряду других мировых держав; татаро-монгольское нашествие, конфликты с соседними европейскими государствами (Невская битва со шведами в 1240 г., Ледовое побоище 1242 г. под предводительством Александра Невского).

Первый период расцвета культового и светского искусства.

Вместе с христианством Русь позаимствовала и византийское искусство, которое было освоено на русской почве (иконопись, храмовая архитектура). В музыке формируется и развивается знаменное пение.

 

3. Московская Русь (XIV-XV в.в. – середина XVII в.)

Важнейшие события: объединение русских земель под властью Москвы; падение вольных городов Пскова и Новгорода; расширение границ государства за счёт присоединения новых земель (Казань, Астрахань); «смутное время» и польская интервенция, окончившаяся установлением новой царской династии Романовых в 1612-1613 г.г.

В искусстве: развитие культового пения, появление жанра исторической песни в фольклоре, становление светского театрального искусства; появление в иконописи реалистических мотивов, появление парсунного (персонального) портрета; расцвет архитектуры (строительство Московского Кремля).

 

4. «Новый период» в жизни России (середина XVII – XVIII в.в.), схожий с эпохой Возрождения в европейской культуре (бурное развитие политической, экономической и культурной жизни России).

Важнейшие события: освоение Сибири (Ермак), основание Петербурга, открытие первых университетов, восстание Емельяна Пугачёва.

В искусстве: развитие придворного искусства (театр, пляски, пение при дворе Алексея Михайловича Тишайшего – отца Петра I); большое влияние на русское искусство оказывает европейская традиция (русские музыканты учатся в Италии).

 

5. Классический период в жизни России (XIX – 1917 г.).

Важнейшие события: Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., Крымская война и русско-турецкие войны; отмена крепостного права 1861 г.; Первая мировая война 1914-1918 г.г.; первые русские революции 1905-1907 г.г.; Великая октябрьская революция 1917 г.

В искусстве: утверждается реализм, формируются содружества художников («передвижники», «Могучая кучка» и т.д.).

 

Знаменное пение

 

1. Знаменное пение – форма культовой (церковной) музыки. Название происходит от «знамени» - знака, с помощью которого фиксировались знаменные напевы (пение «по знамёнам»).

Знаменное пение было заимствовано из византийского искусства наряду с христианством, однако было творчески освоено русскими роспевщиками.

Расцвет знаменного пения пришёлся на IX-XI в.в. (Киевская Русь).

 

2. Особенности знаменного пения:

· Монодия (пение хором в унисон);

· Отсутствие размера (длительности и акценты регулируются ударениями в тексте);

· Тексты знаменных роспевов – молитвы;

· Поступенное движение мелодии, отсутствие скачков;

· Наличие нескольких устоев (строка текста = строка напева; конец строки = устой);

· Система записи знаменных роспевов – нелинейная, а знаковая. Каждый знак – знамя – обозначал определённую мелодическую попевку из 2-3-5-ти звуков. Сцепление попевок = напев. Знаменная фиксация предназначена для напоминания хорошо известных напевов: сначала в практике утверждались напевы, затем они фиксировались с помощью знаменной нотации.

 

* Хейрономия – ручные знаки руководителя церковного хора, показывающие восходящее, нисходящее движение мелодии и псалмодирование (на одном звуке).

 

Музыка XVII века

 

Основная тенденция эпохи – обмирщение искусства (мирское, светское), отход от культовых форм музыки и движение к созданию светского искусства.

Основные жанры в музыке XVII века:

1. Кант – 3-хголосное песнопение, в котором два верхних голоса двигаются параллельно в терцию или сексту, а третий (бас) даёт гармоническую основу (освоение западно-европейской гармонии). По содержанию различают бытовые, лирические, шуточные, сатирические, виватные канты. Расцвет жанра канта приходится на XVIII век – век Петра I.

2. Партесный концерт (от лат. Partis – партия, петь по партиям) – монументальное многоголосное хоровое песнопение, которое бытовало как в культовом, так и в светском искусстве.

Муз. материал: Николай Дилецкий «Торжественное песнопение».

Н. Дилецкий – автор первого в России теоретического трактата о музыке «Мусикийская грамматика» (аналог учебника по ЭТМ).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных