Практические задания. 1. Определите значение следующих парных слов
1. Определите значение следующих парных слов. Составьте с ними предложения.
запасник – запасник подвижный – подвижной
кругом – кругом занятый – занятой
уплотить – оплатить безобразный – безобразный
водный – водяной – водянистый кровный – кровавый
2.1. Подберите синонимы.
мораторий антагонизм
полемика инфантильный
менталитет анонимный
адекватный корректный
идентичный индиферерентный
3.1. Объясните значение фразеологизмов, приведите примеры их употребление в речи.
Мышиная возня. Петь дифирамбы.
Последняя спица в колеснице. Турусы на колесах.
Шишка на ровном месте. Курить фимиам.
Калиф на час.
3.2. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологические выражения.
Как говорят: 1) О чем-нибудь необычайном, невероятном;
2) О беспорядке, неразбериха, царящих где-либо;
3) О том, кто не знает чего-либо всем известные.
4) Кого трудно уговорить найти, поехать, сделать
что-либо?
4. Исправьте ошибки в предложениях
1. Отец Пети ушел на фронт, когда ему было 3 года.
2. У нас есть озеро с островом. На острове растет жасмин. Летом мы купаемся в нем.
3. Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала.
4. Маша научилась делать повидлу.
5. Образно говоря, в этом образе поэт изобразил пороки буржуазной морали и картины безобразной нищеты угнетенных людей.
6. На пробный круг, для пробы новой машины выехал ветеран попробовать свои силы.
7. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения.
8. Татьяне чужды интересы светского общества, поэтому она не принимает участие в его мероприятиях.
9. Доярка сошла с трибуны, и на нее тотчас влез председатель.
10. Это был самый наикрасивейший номер.
11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.
6. Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм.
1. (Читальный зал – читальная зала) библиотеки всегда (переполнен – переполнена) учащейся молодежью.
2. Крыша сарая была покрыта (тюлем – тюлю).
3. Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем – траурной вуалью).
4. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс – правая рельса).
5. Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель – правую туфлю).
6. Кому приятно, чтобы ему наступили на (больной – больную) мозоль?
7. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей:
а) менеджер по продажам коммерческой фирмы;
б) экономист торгового предприятия.
Литература
1. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ обучения. – М., 1987.
2. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. – М., 1996.
3. Разновидности городской устной речи. – М., 1988.
V ВАРИАНТ
Теоретические вопросы
1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их появление?
2. Назовите основные признаки публицистического стиля?
3. Каковы языковые приметы стиля?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|