ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Состояние внимания.4. Повторение материала —каждое повторение материала должно быть направлено на решение новой задачи, то есть это должно быть не механическом повторение, а целенаправленное. Для заучивания более целесообразным является распределение повторений во времени нежели их концентрация на небольшом промежутке времени. 5. Существенным условием запоминания является понимание запоминаемого. 6. Структурирование запоминаемого материала. Например, попробуйте запомнить 12 изолированных цифр 1,0,1.0.1.1,1,0,1,0.1,1, Это достаточно сложно сделать. Теперь я изменю этот ряд: 10,10,11.10,10,11. а затем, 101,011,101.011. Теперь этот ряд цифр гораздо легче запомнить. 7. Включение материала в деятельность. Так, известно, что для того. чтобы лучше запомнить правили, нужно его применить. 8. Применение правила «первой собственной формулировк и» (по Л.Л.Смирнову). Чтобы запомнить сложный словесный материал, нужно его переформулировать своими словами. 9. Высокая интеллектуальная активность при запоминании. Мыслительные процессы играют существенную роль в запоминании и делают запоминание особой деятельностью субъекта. Особую роль здесь играют: — смысловая группировка материала; — выделение смысловых опорных пунктов: — смысловое соотнесение или сопоставление того. Что запоминается, с чем-то уже известным: —- составление плана, причем важен даже не столько план сам по себе. сколько процесс его составления. Воспроизведение —процесс памяти, заключающийся в актуализации закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти. Воспроизведение может осуществляться в трех видах:. => узнавание: => собственно воспроизведение: => припоминание. Особое место занимает историческая или биографическая память. Явление узнавания возникает в случае повторного предъявления материала. Например, вы идете по улице и узнаете в толпе знакомое лицо, хотя два дня назад пытались безуспешно вспомнить этого человека. Вам нужно было повторное восприятие, чтобы узнать это лицо. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное имеет место тогда, когда мы не ставим цель вспомнить. Произвольное — тогда, когда человек ставит цель вспомнить. Часто воспроизведение связано с усилиями, активными поисками субъекта (вспомните, например, рассказ А. п. Чехова «Лошадиная фамилия»). В этом случае мы говорим о припоминании. Существуют следующие услония и приемы успешного воспроизведения: — направленность на воспроизведение; — четкое и ясное осознание репродуктивной задачи — что именно нужно вспомнить: — опора на ассоциации, то есть необходимо вспомнить место или условия, в который осуществлялось запоминание. Воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве; Они возможны там, где личность выделяет себя из своего прошлого, осознает свое прошлое. Опорными точками для воспоминания служат события жизни страны, общества. Если при запоминании и воспроизведении мы ставим мнемическую задачу вспомнить или воспроизвести, то при сохранении и забывании такой задачи нет. Сохранение — это не пассивное хранение материала, непростое его консервирование, а динамический процесс, включающий активную переработку материала. Забывание — процесс, постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. На самом деле забывание является величайшим благом для человека, в противном случае он был бы перегружен ненужной информацией. Выделяют следующие причины забывания: 1.Отрицательная индукция — влияние сильных посторонних раздражителей во время заучивания, например шума на улице или в комнате, посторонних разговоров. 2. Ретроактивная интерференция —ухудшение сохранения материала А, вызываемое последующим заучиванием материала Б. Она является результатом взаимо действия многочисленных факторов. Например, на это явление влияет сходство между заданиями. Известно, что когда после заучивания материала А, заучивается другой, сходный с ним материал Б, то сохранение материала А ухудшается тем сильнее, чем больше степень сходства между двумя видами материала. Следовательно, при запоминании необходимо чередовать материал, отдыхать или переключаться на другую деятельность. Сон после заучивания упрочивает мнемические следы. 3. Проактивная интерференция —снижение сохранения материала Б, вызываемое предварительным заучиванием материала А.Она проявляется тем сильнее, чем больше число предварительных заданий. Повторение заучиваемого материала уменьшает влияние проактивной интерференции. Проактивная интерференция уменьшается при заучивании сходного материала—здесь действует эффект облегчения. 4. Существует зависимость между сохранением материала и местом, которое он занимает в общем ряду. Первые и последние элементы, как правило, удерживаются гораздо лучше, чем средние. Это явление получило название эффекта края. В чем же причины такого явления? Дело в том. что элементы ряда оказывают друг на друга тормозящее воздействие. Причем первые элементы испытывают влияние только последующих, а последние только предыдущих. Середина же испытывает влияние как первых. так и последних элементов, поэтому она воспроизводится намного хуже. 5. Другой эффект, связанный с сохранением и забыванием, называется эффектом Зейгарник. Суть его состоит и следующем: незавершенные действия человек запоминает лучше, чем завершенные. Причины этого—сохраняющееся мотивационное напряжение. Темпы забывания Забывание происходит неравномерно. Немецкий психолог Эббингауз. Изучая запоминание и забывание бессмысленных слогов, получил следующую кривую забывания. Абсциссы указывают время, прошедшее с момента заучивания, ординаты—объем сохранившегося о памяти материала. Как видно из графика, главная потеря падает на первые 1-2 суток, и особенно на первые полчаса. При этом общая утрата значительна: по истечении двух суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть. Отсюда можно сделать вывод: при заучивании следует повторять материал, особенно в период наиболее интенсивного забывания. В ходе исследования забывания обнаружился ещё один феномен. Оказалось, что иногда со временем воспроизведение не ухудшается, а наоборот улучшается. Это явление получило название реминисценции или отсроченного воспроизведения. Например, дети не могут сразу воспроизвести материал, однако по прошествии некоторою времени они делают это очень успешно. Но всей видимости, материалу нужно время, чтобы отстояться. Ключевые понятия: память, представления, эйдетический образ, запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. припоминание, узнавание', кратковременная. долговременная, оперативная память, сенсорный регистр; реминисценция, проактивное и ретроактивное торможение; эффект облегчения, эффект края, эффект незавершенного действия. Литература: 1. Зинченко П.И. непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.. 1979. С.207-216. 2. Линдсей П., Норман Д. Системы памяти // там же. С. 220-243. 3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по психологии / Под ред А.В.Петровского. М..1987. С. 1987-201. 4. Смирнов А.А. Роль понимания и запоминания // Там же. С.388-395.
Лекция 11. Воображение. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|