ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Личность как субъект жизненного путиЖизненный путь личности — это история индивидуального развития человека, биографическая картина его |жизни. Это понятие было введено Ш.Бюлер, (1893-1974) которая попыталась интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Главной движущей силон развития. по Ш.Вюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению. Их полно- та, степень зависят от способности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Обладание жизненными целями — условие сохранения психического здоровья личности. С точки зрения Ш.Бюллер, причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы (З.Фрейд) или чувство неполноценности (Л.Адлер), сколько недостаток направленности, самоопределения. Отечественный психолог Б.Г.Ананьев (1907-1972) считал, что история индивидуальности выступает одной из составляющих жизненного пути. Индивидуальность — самое позднее приобретение человека, эффект развития личности и субъекта деятельности. События и обстоятельства жизни человека отражаются в переживаниях, в которых слиты эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты. В эмоционально окрашенных образах и мыслях пережитое сохраняется в памяти личности ти служит материалом для осмысливания в процессе выработке жизненной философии, жизненных планов и целей. определяя конкретные поступки, тактику и стратегию поведения человека. Самоопределение личности включает и работу воображения. Мечты, наряду с целями, задают направление жизненному пути. Мера напряженности работы внутреннего мира человека является показателем духовного богатства индивидуальности. Индивидуальность — продукт развития — сама становится субъективным фактором дальнейшего хода жизни. С.Л.Рубинштейн ввел понятие «субъект жизни». Личность в качестве субъекта жизни организует и структурирует свою жизнь, регулирует се ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Только наличие отношения субъекта к жизни и делает ее собственно человеческой жизнью. Активность человека по отношению к собственной жизни, возможность и право на изменение собственной жизни заключено в смысле жизни. Смысл жизни — это жизненная концепция человека. обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни. Смысл возникает на основе соотнесения с жизнью именно себя. заключается в определении именно своих жизненных задач. Смысл жизни — самое насыщенное эмоциональными отношениями и питающее активность личности образование. Он выражает притязания личности, ее стремления и потребности. С другой стороны, он возникает и как подтверждение ее реальных достижений, ее реальной способности выразить себя в жизни. Поэтому смысл жизни — это не только будущее, не только перспектива, но это и мера уже достигнутого человеком и оценка достигнутого по существенным для самой личности критериям. Утрата смысла жизни происходит в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостатка потребности в самовыражении (неразвитой индивидуальности). Смысл жизни теряется и в силу непропорциональности тех личностных затрат, той цены, которую личность платит за удовлетворение своих потребностей. Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая цена, затраченная на жизненные достижения. понижает мотивацию, притязания и подрывает даже смысл жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны человека. сам собой, то человек также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, также разрушает его смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат. при которой личность испытывала бы полную удовлетворенность и сю питала бы дальнейший смысл жизни. Ключевые понятия: личность, структура личности, Ид, Эго, Супер-эго; Родитель, Взрослый, Ребенок., социальный интерес, комплекс неполноценности, комплекс превосходства; самоактуализация, субъективный мир, жизненный путь, самоосуществление, индивидуальность, субъект жизни, смысл жизни. Литература: 1. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. М..1987. С. 134-140. 2. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь// Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гнппенрейтер. А.А.Пузырея. М..1982. С.127-131. 3. Фрейд 3. Я и Оно // История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х — середина 30-х годов XX в.). Тексты. / Под ред. П.Я.Гальперина. А.Н.Ждан. М..1992. С.243-270.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|