Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Исследователи, занимающиеся связью свойств темперамента с деятельностью человека, часто ставят перед собой следующие вопросы: зависит ли результат деятельности от особенностей темперамента, благоприятствуют ли отдельные свойства темперамента достижению лучших результатов и существуют ли такие особенности темперамента, которые бы затрудняли осуществление какой-либо деятельности.
Результаты исследований не дают однозначного ответа на эти вопросы, ибо оказывается, что отношение между свойствами темперамента и эффективностью действий связана с условиями, в которых совершаются эти действия, а также со структурой самих действий.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, то есть конечным результатом деятельности и темпераментом, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Темперамент определяет стилевые характеристики деятельности, а не ее результат.
М.Р.Щукин проводил эксперименты с целью выявить, существует ли связь ориентировочной и исполнительной деятельности с подвижностью нервных процессов при усвоении начальных умений и навыков в работе токарей. Выполнение поставленного перед учащимися задания, которое требовало развитой ориентировочной деятельности (то есть подготовительного этапа выполнения каких- либо действий) и умелых исполнительных действий, протекало по-разному в зависимости от определенных свойств темперамента.
Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов выполняли задание быстрее, чем инертные. Процесс усвоения материала у инертных был более растянут во времени. У инертных учащихся ориентировочные действия занимают больше времени, по сравнению с подвижными. Эти испытуемые медленнее переходили от знакомства с инструкцией (ориентировочный этап) к исполнительным действиям. Если у подвижных несомненно ценным качеством является быстрое усвоение материала и выполнение различных заданий, то отрицательным — пропуски элементов задания из-за тенденции быстрее выполнить его. У инертных же медленное усвоение и выполнение заданий является нежелательным, однако пунктуальность выполнения является ценным свойством.
Ключевые понятия: темперамент, общая психическая активность, моторная активность, эмоциональность, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Литература
1. Небылицын В.Д. Темперамент// Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я- Романова. М., 1982.С.153-159.
2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.,1982. 231с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|