Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие совпадающего поведения




Гуманистическая психология утверждает идею конструктивной природы личности. Согласно этому подходу, личность имеет сильное стремление к поиску и разрешению трудных проблем. Па каждом жизненном этапе есть свои трудные проблемы и тяжелые события, с которыми субъекты самостоятельно (с большим или меньшим успехом) справляются. Встает проблема совладания личности с трудными ситуациями. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. Согласно выдвинутому К. Левиным принципу психологического единства личности и окружающего ее мира, личность и событие взаимно преломляются в зависимости от психологической переработки индивидом разных обстоятельств жизни. Они вызывают у него разные переживания и чувства.

Травмирующие события в жизни людей неожиданны, и на эту внезапность человек реагирует сначала на сенсорном уровне состоянием оцепенения. Оно быстро сменяется особой активностью личности, получившей название «когнитивное оценивание». Это процесс распознавания особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего (личностный смысл). Объектом когнитивного оценивания выступают также способности и возможности человека, его функционально-энергетические резервы. От уровня развития механизма когнитивного оценивания, его гибкости, от способности человека с разных точек зрения рассматривать трудную ситуацию и прибегать к приемам переоценки, зависит правильный выбор стратегии совладания с травмирующим событием.

Успешность когнитивного оценивания зависит от уверенности человека и споей способности актуализировать весь свой жизненный опыт и уверенности в помощи других людей. Главным результатом когнитивного оценивания является заключение человека — подконтрольна ли ему ситуация или он не сможет ее изменить. В том случае. если субъект считает ситуацию подконтрольной ему, он использует конструктивные, преобразующие ситуацию стратегии. Немецкий психолог Г.Томэ выделяет следующие «техники жизни»:

1. Преобразующие стратегии совладания. Приняв решение о возможности позитивного изменения трудной ситуации, субъект начинает формировать се как проблему: он определяет цели, намечает план решения и способы достижения цели. Иногда он прибегает к «когнитивной репетиции»: проигрывает в уме свои действия и их возможные последствия. Нередко безуспешная попытка безуспешно преобразовать травмирующую ситуацию приводит человека к тому, что его ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. В этих условиях, во-первых, происходит перестройка сознания. Деятельность начинает побуждаться лишь той единственной ценностью, которая составляет суть проблемы. Во-вторых, на какое-то время центральное место занимает саморегуляция. а не конструктивная деятельность. Может оказаться так. что проблема так и окажется нерешенной. Неудача заставляет отказаться от той ценности, ради которой человек мобилизовал все свои силы. Поражение влечет за собой снижение самооценки, требует пересмотра позитивных представлений о себе. В таких случаях некоторые индивиды прибегают к приему «коррекция своих ожиданий и надежд». Но этот прием обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает се самоуважение.

2. Более эффективный прием, или «техника жизни»,

называется «идущее вниз сравнение». Применяя ее, человек сравнивает себя с людьми, находящимися в более незавидном положении. По отношению к себе человек может использовать «идущее вверх сравнение» — вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях. Все эти приемы обесценивают неудачу.

3. Нередко неожиданность трудной ситуации усиливает ее негативную значимость для человека и порождает массу отрицательных эмоций. Поэтому большее адаптивное значение приобретают специфические стратегии «антиципирующего совладания» или «предвосхищающей печали». Они позволяют людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям. Прием «антиципирующего совладания» успешно применяют врачи в детских больницах за рубежом, психологически подготавливая детей к операции.

Активно преобразуя трудные жизненные условия, личность значительно изменяется, но изменения эти непредсказуемы и, как правило, не осознаваемы. Жизнь, однако, ставит личность в такие ситуации, когда только намеренные изменения ею своих особенностей может привести к благополучию. Изменить себя, не изменяя себе —задача трудная.

Сравним психологическую защиту и совпадающее поведение.

• Таблица №6

 

Сравнительная характеристика психологической защиты и совпадающего поведения (по Ф.Е.Василюку)

 

Характеристики Защита Защита
Цели   Характер протекания -произвольность, осознанность   -отношение к внешней и внутренней реальности   Результаты, следствия и функции. Устранение, предотвращение или смягчение неудовольствия.   Вынужденные, большей частью неосознаваемые и ригидные процессы.   Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от себя.     Частное улучшение (снижение напряжения, устранение болезненных или неприятных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса, объективной дезинтеграции поведения. Спасают от потрясения, предоставляя субъекту время для подготовки других, более эффективных способов переживания. Приспособление к действительности, позволяющее удовлетворять потребности.   Целенаправленные, во многом осознаваемые и гибкие процессы.   Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации   Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных