ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛИЧНОСТЬ В КРИТИЧЕСКОЙСИТУАЦИИ Лекция 19. Понятие критической ситуации и ее виды Критическая ситуация определяется как ситуация невозможности реализации человеком внутренних необходимостей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей (Ф.Е.Василюк). Существует четыре вида критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.
Стресс Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в деятельности и повседневной жизни. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние. так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации поведения и деятельности человека. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату живым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны. но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособлении к новой ситуации — может быть одинаковым. Стресс, таким образом, связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы, согласно Г.Селье, смерть). Вредоносный или неприятный стресс называется «дистресс». Вопреки расхожему мнению, мы не должны —да и не в состоянии — избегать стресса.
Фрустрация Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, удовлетворению потребности. Человек в состоянии фрустрации испытывает беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатии, утраты интереса, вину, тревогу, ярость, враждебность — все это характеризует фрустрационное поведение. Фрустрацнонная ситуация нарушает внутреннее равновесие, вызывает напряжение или стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Таким образом, фрустрация выступает как новая мотивация. Необходимыми признаками фрустрационной ситуации являются наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующие этому достижению. Вспомните Лису из басни И.Крылова, которая хочет достать виноград и не может этого сделать. Барьеры, преграждающие путь индивида к цели. могут быть следующими: • физическими - узник, которому камера не дает возможности передвигаться; непогода, мешающая уборке урожая; недостаточный доход, мешающий хозяйке приобрести то, что ей хочется; • биологическими - болезнь, возрастные ограничения, физические дефекты; • психологическими — страх, интеллектуальные недостатки; • социокультуриыми — нормы, правила, запреты, которые мешают человеку достичь его целей. Человек может реагировать на фрустрирующую ситуацию различными способами. Опишем возможные модели фрустрационного поведения. Двигательное возбуждение — человек совершает бесцельные и неупорядоченные действия. Апатия — в эксперименте К.Левина один из детей в фрустрирующей ситуации просто лег на пол и смотрел в потолок. Агрессия является частой реакцией на фрустрацию. Однако не всякая агрессия является негативной: некоторые действия могут быть вполне уместными и эффективными для достижения поставленной цели. Агрессивное поведение является негативным при подмене предмета. то есть когда объект агрессии не является причиной фрустрации. Агрессивное поведение направлено, в таком случае, на козла отпущения, независимо от того. является ли им человек или предмет. Выделяют следующие виды агрессивных реакций: Экстрипунитивные реакции - это агрессивные реакции, направленные на предмет или посторонних людей, по отношению к которым человек ведет себя так, будто они были причиной фрустрации. Эти реакции часто сопровождаются такими эмоциями как, гнев, раздражение или разочарование. Интрапунитивные реакции — субъект может признать, что он сам является причиной фрустрации, тогда его агрессивность сопровождается стыдом, угрызениями совести или чувством вины. Такова реакция тех. кто бьется головой о стену и называет себя идиотом. Точно так же ведет себя автомобилист, который больше не хочет водить машину после несчастного случая. Бегство — вспомните, Лиса. не доставшая виноград, убегает. Это неадекватное поведение, поскольку ее никто не преследует. Бегство лисы является реальным: лиса удаляется от места своего разочарования. Однако бегство может быть психологическим: так происходит с людьми. которые отказываются читать письма от определенных лиц или читать газеты, неприятные для них. Фиксация - например, продавец в большом магазине выставляет свою кандидатуру на должность заведующего отделом. Ему объясняют, что его подготовка не дает никаких шансов занять должность. В подобной ситуации продавец может реагировать по-разному: отказаться от цели, сказав себе «не так уж плоха должность продавца», или продолжать добиваться своей цели (должность) всякий раз, когда она будет вакантной (фиксация). В последнем случае такое поведение кладет конец всякой попытке адаптации. Было бы ошибочно утверждать, что фрустрация бесполезна. и следует ее подавлять. Она может быть источником прогресса. Именно потому, что перед людьми возникают препятствия, они вынуждены прибегать к обходным маневрам и проявлять изобретательность. Фрустрация лежит в основе формирования воли: обостряет решительность. Нежелательно, однако, чтобы фрустрация была непреодолимой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|