Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Смежные области знания. Предмет, цели, теоретические и прикладные задачи организационной психологии




Предмет, цели, теоретические и прикладные задачи организационной психологии. Связь организационной психологии с другими науками и отраслями психологии (области взаимодействия, примеры).

На протяжении всей истории человечества люди для достижения целей и решения стоящих перед ними задач объединялись в группы. Если речь шла о группах, занятых в трудовой деятельности, то кроме выполнения самой рабо- ты люди еще и регулировали отношения между собой, рас- пределяли трудовую нагрузку, договаривались об условиях и содержании работы, конфликтовали и спорили, понимали или не понимали друг друга. И если выполнению самой ра- боты они целенаправленно учились, то освоение опыта, по- зволяющего регулировать взаимодействие людей и групп, шло стихийно. Ситуация изменилась в начале ХХ в., когда психология была уже признанной наукой и началось актив-ное внедрение научного психологического знания в жизне- деятельность человека. Значительную часть своей жизни люди проводят на сво- ем рабочем месте. Время жизни во многом это время, от- данное работе, поэтому психологическое знание оказалось чрезвычайно востребованным в промышленности и торгов- ле, а затем уже и в системе государственного управления и в любой другой сфере, где люди объединялись в форма- лизованные социальные системы — организации. Запрос практики заставил психологов сначала объединить все накопленное знание, полезное для собственников, менед- жеров, сотрудников организаций под общим названием «организационная психология», а затем начать целенаправ- ленный поиск такого знания. В организационной психологии наиболее ярко отража- ется практическая значимость научного психологического знания. Организационная психология — это отрасль пси- хологии, изучающая психологические аспекты поведения и деятельности людей и групп в организации, а также пси- хологические особенности самой организации, проявляю- щиеся в ее организационной культуре, имидже и поведении во внешней среде. Чтобы определить предмет организационной психоло- гии, необходимо исходить из определения предмета пси- хологии. Для определения предмета науки нужно четко разделять понятия «предмет» и «объект» науки. Объект на- уки — это те реальные явления, которые исследует данная наука. Предмет науки — это то ключевое понятие, вокруг которого строится весь понятийный аппарат науки. Объект организационной психологии может быть разде- лен на три уровня анализа — микро-, мета- и макроуровень. На микроуровне изучается человек, включенный в органи- зационные отношения, на метауровне — группы, объеди- няющие людей, входящих в организацию, а на макроуров- не — организация как система, частью которой являются люди и группы. В обобщенном виде в качестве предмета организационной психологии выступает активность чело- века, группы, организации, проявляющаяся как во внутрен- ней среде организации, в границах ее пространства, так и во внешней среде при взаимодействии организации с клиен- тами, общественностью, государством и иными лицами, за- интересованными в ее работе.

Указанные выше сферы интересов организационной психологии настолько объемны, что определяют ее связи не только с другими областями психологического знания, но и со смежными науками и областями практики, востре- бованными организацией для успешного функционирова- ния. Сложность человека как объекта исследования, слож- ность и динамичный характер внутренней и внешней среды организации, неоднозначность, а подчас парадоксальность проявления и влияния индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик человека и группы на организационные процессы, делают предме- том организационной психологии широкий круг явлений, смыкающих ее с другими отраслями психологической нау- ки: социальной психологией, психологией труда, психоло- гией личности, психологией развития, дифференциальной психологией, общей психологией, педагогической психо- логией. Таким образом, предметом организационной пси- хологии являются самые разнообразные психологические аспекты и феномены поведения людей и групп в организа- ции, и детерминирующие их факторы. Основные задачи организационной психологии про- диктованы вопросами, возникающими как у собственников и менеджеров организаций, так и людей, выполняющих исполнительские функции. Такие вопросы, как правило, начинаются со слов почему, что делать, как делать, зачем делать. Эти вопросы касаются собственного поведения че- ловека, поведения его коллег, руководителей, подчиненных и поведения тех лиц, в которых заинтересована организа- ция (потребители, клиенты, заказчики, подрядчики). По- этому организационная психология решает такую задачу как изучение субъектов организационного поведения и раз- работка психологически обоснованных технологий для ре- шения организационных задач, связанных с «человеческим фактором» и внедрением этих технологий в организацион- ную реальность. Вытекающие из этого перечня подзадачи диктуют, что же нужно делать организационному психоло- гу. Суть их заключается в следующем. 1. Диагностировать в терминах психологического зна- ния организационную проблематику. 2. Проводить исследования, позволяющие конкретизи- ровать специфические организационные переменные, вы- являть причинно-следственные связи между поведением организационных субъектов и эффективностью организа- ции. 3. Разрабатывать рекомендации по оптимизации пове- дения для участников организационного процесса. 4. Внедрять данные рекомендации в организационную среду, учитывая возможное сопротивление сотрудников и менеджеров такой интервенции. Решение задач организационной психологии всегда на- правлено на повышение эффективности организационной деятельности за счет использования психологических фено- менов, связанных с личностью, группой, их деятельностью, поведением, отношениями и осведомленностью. Ошибочно думать, что организационный психолог для обеспечения эффективной работы организации забывает о конкретном человеке и рассматривает его лишь как инструмент, ана- логичный таким инструментам как станок или компьютер. Организационный психолог как никто другой осознает за- висимость организационной эффективности от благопо- лучия и психологического комфорта людей, включенных в организацию, понимает определенную противоречивость и парадоксальность поведения человека и предлагает та- кие варианты технологий, которые стратегически приведут к выигрышу и организацию, и человека. Определенный диктат организации по отношению к человеку неизбежен. Если организация не обеспечит собственное самосохране- ние (например, за счет сокращения штата сотрудников), то она в дальнейшем не сможет ничего предложить челове- ку, нуждающемуся в ней. Организационная психология позволяет руководителям организаций и производственных подразделений правиль- но понимать психологические эффекты и реакции персо- нала на самые разные проявления организационной среды и тем самым обеспечивать возможность своевременного и адекватного прогнозирования, реагирования, разработки и реализации стратегии и тактики управленческих воздей- ствий, имеющих существенное влияние на эффективность работы персонала и организации в целом. Важно исполь- зовать эти знания в комплексе, не упуская из внимания организационно-психологические феномены, которые про- являются на индивидуальном уровне сотрудников, а также на групповом, касающегося производственных коллекти- вов, и организационном, затрагивающего не только саму организацию, но и ее внешнюю среду.

(под ред. Карпова)

Смежные области знания

Помимо указанных прикладных направлений психологии, организационная психология в силу своих задач соприкасается с целым рядом смежных наук. Каждая из этих дисциплин использует свою собственную методологию в проблемах объяснения и прогнозирования поведения, вносит в организационную психологию свой вклад по многим важным вопросам.

Общая психология — наука об общих закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека. В качестве фундаментальной научной дисциплины она занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. Однако границы, отделяющие общую психологию от других разделов, очерчены нечетко. Дж. Чаплин и Т. Кравек выделяют три широкие области теоретических проблем, которые без сомнения имеют важное значение для организационной психологии[1]. Во-первых, до сих пор ведется спор о том, является ли психология чисто общественной или чисто естественной наукой. Этот спор сопровождается приведением обстоятельных философских и методологических доказательств, во многом зависящих от позиции спорящих. Во-вторых, одни рассматривают психологию как номотетическую[2] науку, нацеленную на установление общих законов и принципов, руководящих мыслительными процессами и поведением. Другие отстаивают идеографический[3] взгляд, согласно которому главное внимание следует уделять достижению максимального понимания конкретных специфических явлений или индивидов.

В-третьих, до сих пор остается дискуссионным вопрос, должна ли психология концентрировать основное внимание на исследовании поведения или же главным ее интересом необходимо признать изучение внутренних процессов, определяющих деятельность человеческого интеллекта.

Несмотря на различия, психологи всех направлений соглашаются, что важнейшими детерминантами поведения являются мотивация и обучение. Под мотивацией в наиболее общем смысле понимаются психические процессы, выступающие как причина исследуемого поведения. Большинство психологов, в той или иной мере изучающих процессы мотивации, пытаются объяснить различия в усилиях, с которыми люди действуют, и понять, почему они следуют тем или иным моделям поведения. Не менее важен процесс обучения, под которым понимаются непрерывные изменения и адаптация поведения во времени.

Одна из отличительных характеристик психологии — ее акцент на научном объяснении поведения. Ученые пытаются понять поведение, опираясь на рациональные, значимые причинно-следственные связи. Разумеется, эта цель не всегда достигается, и существуют различия в том, как психологи разных направлений пытаются решить эту задачу.

Вклад общепсихологических знаний в организационную психологию, разумеется, не ограничивается концепциями обучения и мотивации, включая многочисленные теории, концепции и закономерности, которые широко используются организационными психологами.

Социальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Основные проблемы современной социальной психологии, интересные организационным психологам, связаны с изучением закономерностей общения и взаимодействия людей, механизмов передачи социального опыта, характеристик больших и малых социальных групп, а также с исследованием социальных характеристик личности и психологических основ и условий формирования социального самосознания индивида и группы.

Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Существует несколько взглядов на эту науку и ее проблематику. Одни ученые считают, что она призвана изучать взаимодействие людей. Так, интеракционизм ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе которых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры и учреждения. Другие считают, что социология — это изучение поведения масс. Третьи под этой наукой понимают систематическое изучение социальных образований, созданных для достижения каких-либо целей. Так, структурный функционализм выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого.

Термин «социология» был предложен французским философом О.Контом, который считал, что переход от философских размышлений о бытии человека к научному изучению фактов человеческой жизни позволит сделать общество более рациональным.

Долгое время социология развивалась в двух параллельных и сначала почти не связанных друг с другом направлениях — теоретическом и прикладном. Теоретическая социология пыталась реконструировать главные фазы исторической эволюции и одновременно описать структуру общества. В зависимости от того, какой именно стороне общественной жизни придавалось наибольшее значение, в этой науке выделились несколько различных направлений. Географическая школа среди главных факторов общественного развития акцентировала влияние географической среды, демографическая — рост народонаселения, антропологическая — наследственность, социальный дарвинизм — борьбу за существование.

С начала XX века широкое распространение получили некоторые разновидности психологической социологии — инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционистские объяснения общественной жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей и т. д. Наряду с попытками объяснения общественной жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное начало, а также сами процессы и формы социального взаимодействия.

Потребность в информации о материально-людских ресурсах, необходимой для нужд управления, обусловила появление эмпирической социологии. Эти исследования не только ввели в оборот новые факты, но и способствовали совершенствованию методов их сбора и анализа. Были разработаны основы социологической статистики, появились центры социальных исследований. В результате интенсивной профессионализации и специализации социология заняла одно из центральных мест в системе общественных наук. Наряду со сбором эмпирической информации и ее теоретической интерпретацией данная наука выполняет прогностические и прикладные функции как на общественном, так и на организационном уровнях.

Социологи видят в организации, прежде всего, объединения людей с различными ролями, статусом и властью. Интересы социологов чрезвычайно широки, и поэтому в своих исследованиях они используют разнообразные методы, включая довольно изощренные экспериментальные методы.

Антропология — в широком смысле наука, центральным предметом изучения которой является человек. Одна из задач антропологии —достигнуть более глубокого понимания взаимосвязей между индивидом и культурой. В этом контексте антропологи рассматривают культуру как совокупность адаптационных процессов, включая идеи, разделяемые группой индивидов, и язык, с помощью которого эти идеи передаются. По мнению антропологов, культура — это система приобретенного поведения. Спецификой этой науки является то, что она изучает человека в естественных условиях, поэтому антропологи утверждают, что их лаборатория — это весь мир.

Знание антропологии также необходимо для понимания психологии и поведения человека в организации. Представления о том, что поведение людей является функцией их культуры, данные о фундаментальных различиях в ценностных ориентациях и аттитюдах оказывают неоценимую помощь организационным психологам, менеджерам и специалистам, работающим в многонациональной организационной среде. Знакомясь с исследованиями антропологов, они могут с большей объективностью и глубиной понять культурные различия среди своих сотрудников и лучше предвидеть их поведение.

Политические науки. Многие исследователи недооценивают потенциал политических наук для организационной психологии. Специалисты-политологи изучают поведение индивидов и групп в политическом контексте, который включает не только политику в широком смысле, являющуюся внешней детерминантой деятельности всего общества в целом и отдельных его членов, но и саму организацию как политическую систему. Поэтому такие проблемы, разрабатываемые в политических науках, как разрешение конфликтов, источники власти, ее аккумуляция и распределение, являются для организационной психологии чрезвычайно актуальными.

(Занковский)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных