ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профессор, доктор филологических наук, главный научный сотрудник института мировой литературы при Российской академии наукВасилий ИРЗАБЕКОВ
РУССКОЕ СОЛНЦЕ О ТАЙНЕ РУССКОГО СЛОВА Размышления нерусского человека о русском языке ЖИВОЕ ЧУДО СЛОВА
Москва Даниловский благовестник
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ББК И 38
Василий Ирзабеков РУССКОЕ СОЛНЦЕ. О тайне русского слова – М.: Даниловский благовестник, 2007 г. – 120 с.
Эта удивительная книга обращается к теме, о которой мало пишут в наши дни – к таинственной, созидающей Божественной силе слова. Осознаем ли мы, что в каждом слове, которое мы произносим, – либо отблеск Вечности, Творения мира Божиим Словом, либо разрушительная энергия демонического воздействия? Как очистить живую реальность великого русского языка от греховных искажений? Книга необычна еще и тем, что ее автор – азербайджанец по национальности – фактически сложил гимн созидающей силе русского слова. Для него, как для учителя русского языка и литературы, как православного человека, русский язык стал более чем родным – он стал сутью и нервом его жизни. Книга читается на одном дыхании. Анализируя острые современные ситуации с нашим языком, разворачивая почти детективные истории, она способна захватить любого – и подростка, для которого русский язык знаком больше по жаргону, и человека, для которого родная речь – истинное сокровище. Она помогает нам осознать непознанную нами суть чуда – живого СЛОВА, которым жив наш народ. Надеемся, что в год русского языка она подвигнет нас более бережно и трепетно относиться к сокровищу, данному нам Богом – великому родному языку.
© Издательство «Даниловский благовестник» © Василий Ирзабеков
ISBN ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Всеволод ТРОИЦКИЙ, профессор, доктор филологических наук, главный научный сотрудник института мировой литературы при Российской академии наук Духовность слова Духовная сущность слова недостаточно осмысливается нами… Наше слово, справедливо считали многие учёные, принадлежит не нам. Оно создавалось с Божьей помощью в горниле житейского опыта предшествующих поколений через трудное обретение соприродных ему смыслов, чувств, настроений и через внутреннее созерцание живых духовных истин… Слово — признак человека как духовной твари: бездуховные животные бессловесны… Язык — не только орудие национального и межнационального общения, но сосредоточенный в слове духовный и практический опыт народа и как бы ключ к этому опыту. Язык также — форма и способ телесно-духовной жизни народа и человека. В своих высших проявлениях язык — это духовное достояние и святыня народа; в то же время он — способ человеческого освоения материального мира и духовной действительности. При этом необходимо различать язык мирской и язык обработанный, освящённый культурой, язык духовный. Вместе с тем, язык — школа мысли и единственное средство получить образование. Наконец, язык — форма духовной энергии, проявляющаяся нередко помимо сознания его носителя и оказывающая не только ожидаемые, но и непредвиденные говорящим влияния на окружающий мир… Слово имеет и свою доселе неведомую нам энергию, которая освобождается и действует иногда помимо нашего сознания, утверждает учёный П..П.. Гаряев. Недаром религия свидетельствует, что светлые и добрые мысли лечат, а тёмные и злые — калечат. «Слово ли произнесённое или событие запечатлевается в любой точке Вселенной навсегда» (Ф. Я. Шипунов}. Речь русской классики в её высоких образцах и литургическая речь представляют вершины ценностной духовной иерархии самовыражения и выражения народа. Они по существу своему — святыня, т. е. предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Понятие о слове-святыне, о речи-святыне неотделимо от способности иметь человеческий облик и, безусловно, предполагает здоровое чувство национального достоинства, а значит — верность исторических представлений о прошлом своего народа и возможностях его языка… Так называемый плюрализм дал возможность многим бесстыдно разрушать сложившиеся речевые и культурные традиции, что, в частности, выражается в открытом употреблении непечатных слов даже в массовых изданиях. Разрушительные последствия такой языковой беспринципности ощущаются не сразу. Но как только «черное слово» становится в ряд с остальными словами, начинается отравление языка; словесная неразборчивость неизбежно ведет к нравственному безразличию и смешению добра и зла. Дав права «чёрному слову», мы облегчаем путь черным делам и постепенно уродуем свой духовный мир. Кроме того, негативная энергия подобных слов непредсказуемо отражается на нашем состоянии (в том числе на состоянии здоровья) и состоянии окружающих. «У нас крадут великое слово наших пращуров, последнее наше богатство! — с болью писал журналист В. Бахревский. — Вот почему матерное слово, слетевшее с твоих губ, дорогой мой мальчик или тем более девочка, — не хулиганство, а клятва на верность врагам русского народа»... Информационно-психологическая война ведётся через средства массовой информации, аудио- и видеопродукцию, через массовую печать. Последствия повреждающего, зомбирующего языкового воздействия на массовое сознание катастрофически сказываются на состоянии интеллекта, нравственного здоровья, влияют на уровень духовной жизни личности. Ведь состояние речи — это состояние мысли, состояние мысли — это состояние сознания, состояние сознания — это предпосылки поступков. Поступки — сущность поведения людей. Сущность поведения людей — это судьба народа… Мы обязаны знать: одухотворённый русский язык – душа России, её святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша — в словах, нами произносимых. (Из книги «Духовность слова»)
«Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка». А.С. Пушкин
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! …Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И.С. Тургенев
«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». К. Д. Ушинский
«…Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим и от плена спасем Навеки!» А. А. Ахматова
«…И если завтра мой язык исчезнет, То я готов сегодня умереть…» Р.Г. Гамзатов Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|