Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления




Совокупность отрицательных свойств личности дает о себе знать в определенных жизненных ситуациях или так называемых криминогенных ситуациях. Отсюда ситуация совершения преступления – это особый уровень взаимодействия личности и конкретной социальной микросреды. В ней отрицательная направленность личности реализуется в действительность.

Она может иметь длительный характер (кризис семейных отношений, разлад в семье), либо кратковременный характер (внезапно возникающая ссора).

По объему своего действия ситуация может быть локальной, т.е. затрагивать только данное лицо или несколько лиц (болезнь, гибель близких, ссора), а может касаться многих (интриги в коллективе, стихийное бедствие и т.п.).

По источнику возникновения ситуации можно подразделить на созданные людьми и вызванные действием стихийных сил природы, посторонних явлений (землетрясение, наводнение, пожар, ливневые дожди, молния и т.д.). Причем ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного или иных лиц. Но и в том, и в другом случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными, хотя возможны и смешанные ситуации – связанные как с действиями людей, так и проявлением стихийных сил природы (например, автоавария, совершенная в

условиях непогоды).

Конкретная жизненная ситуация – совокупность обстоятельств внешнего характера, которые могут послужить поводом совершения преступления или фактором, облегчающим совершение преступления.

Среди видов жизненной ситуации можно выделить:

1) Ситуации, созданные самим виновным для облегчения совершения преступления (чиновник дополнительные трудности создаёт для того, чтобы ему дали взятку).

2) Ситуации, создаваемые самим виновным, но без цели совершения преступления, хотя в результате совершается преступление (виновный довёл себя до состояния алкогольного опьянения и в таковом состоянии совершает преступление в виде хулиганства).

3) Ситуации, возникающие помимо воли виновного в результате действий других лиц (систематическое издевательство над кем-либо из членов семьи, в результате чего совершается преступление против лица, которое систематически издевалось).

4) Ситуации, возникающие в связи с действием сил природы (характерно для ДТП).

Возможны смешанные ситуации – которые сочетают все или несколько видов.

 

По содержанию принято выделять следующие ситуации:

– проблемная, при которой человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, какие-либо требования родственников невесты или жены к мужчине для создания нормальной обстановки в будущей семье);

– конфликтная, т.е. связанная с острым противоречием и прямым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных органов и общественных объединений (семейный конфликт, ссора по месту работы и т.п.).

В зависимости от характера воздействия на виновного ситуация может быть:

– экстремальной, т.е. необычной, исключительной для данного лица, оказывающей на него особо сильное воздействие;

– соблазняющей или провоцирующей, побуждающей к совершению преступного посягательства;

– разряжающей, вызывающей разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами.

 

Таким образом, для предупреждения преступлений необходимо, во-первых, устранение криминогенных и усиление антикриминогенных условий, образующих конкретные ситуации, а во-вторых, надлежащее нравственное формирование людей: подавление отрицательных нравственных условий и усиление положительных качеств.

 

Обстоятельства, обусловливающие индивидуальное преступное поведение, представляют собой довольно сложный причинный комплекс, состоящий из разнообразных по содержанию и характеру действия факторов (организационно-управленческие, педагогические, социально-психологические, экономические и др.), которые проявляются в различных сферах общественной жизни. Соответственно, нужно комплексное противодействие этим факторам. Устойчивые результаты в воспитательно-профилактической работе достигаются там, где она охватывает все стороны жизнедеятельности людей, включая их труд, семейно-бытовые отношения, досуг, способствуют формированию здорового нравственного климата во всех видах социальной микросреды.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных