ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступленияСовокупность отрицательных свойств личности дает о себе знать в определенных жизненных ситуациях или так называемых криминогенных ситуациях. Отсюда ситуация совершения преступления – это особый уровень взаимодействия личности и конкретной социальной микросреды. В ней отрицательная направленность личности реализуется в действительность. Она может иметь длительный характер (кризис семейных отношений, разлад в семье), либо кратковременный характер (внезапно возникающая ссора). По объему своего действия ситуация может быть локальной, т.е. затрагивать только данное лицо или несколько лиц (болезнь, гибель близких, ссора), а может касаться многих (интриги в коллективе, стихийное бедствие и т.п.). По источнику возникновения ситуации можно подразделить на созданные людьми и вызванные действием стихийных сил природы, посторонних явлений (землетрясение, наводнение, пожар, ливневые дожди, молния и т.д.). Причем ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного или иных лиц. Но и в том, и в другом случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными, хотя возможны и смешанные ситуации – связанные как с действиями людей, так и проявлением стихийных сил природы (например, автоавария, совершенная в условиях непогоды). Конкретная жизненная ситуация – совокупность обстоятельств внешнего характера, которые могут послужить поводом совершения преступления или фактором, облегчающим совершение преступления. Среди видов жизненной ситуации можно выделить: 1) Ситуации, созданные самим виновным для облегчения совершения преступления (чиновник дополнительные трудности создаёт для того, чтобы ему дали взятку). 2) Ситуации, создаваемые самим виновным, но без цели совершения преступления, хотя в результате совершается преступление (виновный довёл себя до состояния алкогольного опьянения и в таковом состоянии совершает преступление в виде хулиганства). 3) Ситуации, возникающие помимо воли виновного в результате действий других лиц (систематическое издевательство над кем-либо из членов семьи, в результате чего совершается преступление против лица, которое систематически издевалось). 4) Ситуации, возникающие в связи с действием сил природы (характерно для ДТП). Возможны смешанные ситуации – которые сочетают все или несколько видов.
По содержанию принято выделять следующие ситуации: – проблемная, при которой человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, какие-либо требования родственников невесты или жены к мужчине для создания нормальной обстановки в будущей семье); – конфликтная, т.е. связанная с острым противоречием и прямым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных органов и общественных объединений (семейный конфликт, ссора по месту работы и т.п.). В зависимости от характера воздействия на виновного ситуация может быть: – экстремальной, т.е. необычной, исключительной для данного лица, оказывающей на него особо сильное воздействие; – соблазняющей или провоцирующей, побуждающей к совершению преступного посягательства; – разряжающей, вызывающей разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами.
Таким образом, для предупреждения преступлений необходимо, во-первых, устранение криминогенных и усиление антикриминогенных условий, образующих конкретные ситуации, а во-вторых, надлежащее нравственное формирование людей: подавление отрицательных нравственных условий и усиление положительных качеств.
Обстоятельства, обусловливающие индивидуальное преступное поведение, представляют собой довольно сложный причинный комплекс, состоящий из разнообразных по содержанию и характеру действия факторов (организационно-управленческие, педагогические, социально-психологические, экономические и др.), которые проявляются в различных сферах общественной жизни. Соответственно, нужно комплексное противодействие этим факторам. Устойчивые результаты в воспитательно-профилактической работе достигаются там, где она охватывает все стороны жизнедеятельности людей, включая их труд, семейно-бытовые отношения, досуг, способствуют формированию здорового нравственного климата во всех видах социальной микросреды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|