Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория стигматизации




Основным положением данной теории является идея о том, что человек становится преступником не потому, что нарушает закон, а в результате «стигматизации», которая выражается в том, что государственные органы накладывают на него «клеймо», «ярлык» преступника, результатом чего является отторжение от общества, переход преступного поведения из случайного в привычное

Стигма – это ярмо, клеймо, ярлык.

Основная парадигма этой теории была сформулирована ещё нашим соотечественником Юрием Михайловичем Лермонтовым. «Герой нашего времени», там «все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали – и они родились».

Некоторые тезисы этой теории.

Основателем этой теории считают Эдвина Лемента. Исходный пункт его суждений сводится к тому, что не девиантное поведение, отклоняющееся поведение порождает потребность в социальном контроле, и даже не ослабление этого социального внешнего контроля приводит к отклоняющемуся поведению, а скорее наоборот – социальный контроль, а иногда и чересчур жёсткий контроль, во многом предопределяет и порождает девиантное поведение.

Подтверждение – законодательный опыт значительного числа государств. Скажем, ответственность за гомосексуализм – её не было, а в советское время ввели. Сейчас нет такой ответственности – нету и девиантного поведения (а некоторые даже и нормой считают).

Спекуляция была преступлением за счёт того, что социальный контроль закрепил уголовную ответственность за него. Теперь же декриминализировали это преступление – всё, стало нормальное, а не отклоняющееся поведение.

Некоторые тезисы этой теории:

1) Ни одно действие не преступно само по себе – оно является таковым в силу закона.

2) Определение того, что является преступным, применяется в интересах власть имущих, представителями этих групп, в том числе полицией.

3) Человек становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации, в ходе которого власти присваивают ему этот статус – преступника.

) Разделение всех людей на две категории – преступников и не преступников – противоречит здравому смыслу и очевидным фактам.

5) В нарушении закона уличают лишь немногих, тогда как очень многие, быть может, виновны не в меньшей степени.

6) Поскольку санкции, используемые в правоприменительной деятельности, направлены против человека, а не против преступного деяния, характеристики преступника влияют на последствия и суровость наказания.

Уголовные санкции варьируются в зависимости от ряды иных характеристик преступника – принадлежность к определённой группе населения, к какой-либо группе меньшинство, проживание в определённых районах (городской бедноты), к социальной группе, национальности.

7) Уголовная юстиция уходит из стереотипа преступника как злоумышленника, порочная личность и так далее.

8) Тем, кто однажды уже был заклеймён как преступник от этого клейма весьма и весьма сложно, весьма и весьма сложно восстановить своё прежнее положение.

 

Тезисы, касающиеся процесса стигматизации (а также термины «первичная» и «вторичная девиация»).

Первичная девиация. Начинается нередко в самом раннем детстве. Для ребёнка вполне нормально разбить окно, залезть на шкаф – пошалить, побеситься… Это естественная реакция в процессе взросления у детей. Со стороны взрослых выдвигается требование прекратить такое поведение. В результате такой реакции со стороны взрослых ребёнок считает, что с ним обошлись несправедливо и в самый неподходящий момент прекратили эти весёлые игры. И самое важное для ребёнка мнение здесь не соседей, а мнение родителей.

И родители, и полиция с некоторым подозрением относятся к энергичным, озорным подросткам – и причисляют их к «трудным» подросткам. И относятся к подозрениям к нему, к его действиям, к действиям его друзей.

В общем, отношение к нему как к плохому мальчику или плохой девочке.

Нередко его попытки стать хорошим расцениваются как доказательство того, что он плохой.

Как правило, такие подростки становятся более предрасположенными к отклоняющемуся поведению – он начинает соответствовать тому типу поведения, что ему приписывают.

Далее – отторжение родителями, отчуждение от школы. Куда – у среду таких же незаслуженно оскоблённых, несправедливо наказанных. В неформальную досуговую группу, где никто не осуждает таковую форму поведения и даже нормально.

Вот здесь уже пошла вторичная девиация. Поскольку последовала официальная реакция со стороны официальных органов – постановка на учёт в милиции, это иногда уголовное преследование официальное, это кульминация – осуждение. То есть официальное объявление данного лица преступником, публичное объявление данного лица отщепенцем, изгоем…

Если и дальше продолжается это клеймение, известны этапы – направление в места лишения свободы, в исправительные учреждения. А там, по существу, продолжаются клеймение, стигматизация этого лица. Воздействие в таких учреждениях, направленных на дальнейшую деградацию.

 

Прикладное значение теории стигматизации – это предостережение правоохранительным органам, по ошибке навязав ту или иную роль, то мы невольно привлекаем подростка в машину правосудия, втягиваем его туда – и создаём себе преступника, создаём себе трудности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных