Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Создание системы обеспечения экономической безопасности и управления развитиемРоссии.




 

Перечисленными выше мерами далеко не исчерпываются требования по обеспечению экономической безопасности, состояние которой является неудовлетворительным.

Результаты измерений показателей социально-экономического положения России по отношению к предельно-критическим значениям, установленным в результате научных исследований, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии социально-экономической безопасности (предельно критическим считается такое значение показателя, выход за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнедеятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов).

Ниже приведены оценки фактического состояния показателей, отражающих воспроизводство и способность к развитию социально-экономической системы России в сравнении с предельно-критическими значениями. При этом красным выделены те их соотношения, которые требуют управленческого воздействия со стороны органов государственной власти[23].

 

Таблица 3. Оценки, характеризующие воспроизводство человеческого потенциала в России

Показатель Предельно критическое значение Фактическое состояние 2013 г. Фактическое значение к предельно критическому
Коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения) 13,2 В 1,6 раза хуже
Уровень смертности (человек на 1000 жителей) 12,5 В 1,04 хуже
Естественный прирост (человек на 1000 жителей) 12,5 0,2 В 62 раза хуже
Продолжительность жизни (лет) 70,7 В 1,1 раза хуже
Разрыв между доходами 10% самых обеспеченных и 10% самых малообеспеченных групп (в разах) 16,2 В 2 раза хуже
Коэффициент Джини 0,3 0,4 В 1,3 раза хуже
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (%) В 1,6 раза хуже
Уровень безработицы 5,5 В 1,1 раза хуже
Уровень преступности (количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения) В 1,5 раза хуже
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума (раз) 3,5 3,4 В пределах нормы
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 2,15 1,6 В 1,3 раза хуже
Коэффициент старения населения (доля лиц 65 лет и старше к общей численности населения, %) 12,9 В пределах нормы
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (пункты) 0,800 0,778 В пределах нормы
Уровень потребления алкоголя (литров абсолютного алкоголя на душу населения) 13,5 В 1,7 раза хуже
Доля людей, употребляющих наркотики (%) В пределах нормы
Число суицидов (на 100 тыс. человек населения) 19,6 В пределах нормы

 

 

Таблица 4. Оценки, характеризующие воспроизводство экономического потенциала России

 

Показатель Предельно критическое значение Фактическое состояние 2013 г.   Соответствие
Объёмы инвестиций в основной капитал (% к ВВП) 19,8 В 1,25 раза хуже
Износ основных фондов (%) В 1,95 раза хуже
Доля машиностроения в промышленности (%) В 1,79 раза хуже
Доля обрабатывающих отраслей в промышленности (%) 64,8 В 1,08 раза хуже
Удельный вес убыточных организаций (% от общего количества действующих организаций) 27,3 В 1,1 раза хуже
Рентабельность производства (%) 9,5 В 1,09 раза хуже
Рентабельность активов (%) 6,8 В 1,8 раза хуже
Уровень инфляции (%) 6,5 В пределах нормы
Уровень социальной инфляции (%) около 15 В пределах нормы
Доля отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясных продуктов на внутреннем рынке (%) 61,3 В 1,14 раза хуже
Доля материального производства в ВВП (%) В 1,7 раза хуже
Уровень монетизации (M2) на конец года (% к ВВП) В 1,8 раза хуже

 

 

Таблица 5. Оценки, характеризующие внешнеэкономическую зависимость России

 

  Предельно критическое значение Фактическое состояние 2013 г.   Соответствие
Коэффициент достаточности международных резервов (% к трёхмесячному объёму импорта товаров и услуг)   В 4,4 раза лучше
Объём совокупного внешнего долга (% к ВВП на конец года) 34,8 В 1,4 раза хуже
Доля импортного оборудования во внутреннем спросе (%) 65,6 В 2,18 раза хуже
Доля импортного продовольствия в ВВП (%) 25-30 В 1,07-1,28 раза хуже
Доля экспорта в материальном производстве (%) В 3,76 раза хуже
Доля иностранного капитала в инвестициях (%) В 1,44 раза хуже
Объём иностранных обязательств коммерческих банков и прочих секторов (% к ВВП) В 1,24 раза хуже
Доля просроченных и невозвращённых иностранных кредитов (% от общего объёма полученных кредитов) Доля иностранных инвесторов в структуре собственности свободно обращающихся акций (%)                   В 2 раза хуже В 2 раза хуже
Доля иностранных кредитов к M2 (%) В 1,35 раза хуже
Дефицит торгового баланса: по методологии платёжного баланса (%) Профицит В пределах нормы
ВВП к мировому объёму (%) 7,5 2,7 В 2,7 раза хуже
ВВП на душу населения (%) В пределах нормы
Объём иностранной валюты по отношению к рублёвой массе в национальной валюте (%) В 5 раз хуже
Объём иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей (%) В 4 раза хуже
Доля расходов на обслуживание внешнего государственного долга (% к общему объёму расходов федерального бюджета) 1,9 В пределах нормы
Отношение объёма внешнеторгового оборота (% к ВВП) В 3,5 раза хуже

 

 

Таблица 6. Оценки, характеризующие конкурентоспособность российской экономики

 

  Предельно критическое значение Фактическое состояние 2013 г.   Соответствие
Доля инновационно-активных предприятий (%) 10,1 В 4 раза хуже
Доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте (%) В 2,17 раза хуже
Отгруженная инновационная продукция (% ко всей промышленной продукции) 15-20 8,9 В 2 раза хуже
Доля новых видов продукции в общем объёме машиностроительной продукции (%) 2,6 В 3,7 раза хуже
Расходы на научные исследования (% к ВВП) 1,5 В 2 раза хуже
Удельные показатели энергопотребления (т нефти на тыс. долл. ВВП):      
общие затраты энергоресурсов 0,15 1,65 В 11 раз хуже
затраты электроэнергии 0,02 0,17 В 8,5 раза хуже
затраты нефти и газа 0,1 1,16 В 11,6 раза хуже
Потери полезных ископаемых в процессе добычи (% к общему объёму) 3-8 10-65 В 3,3-8,1 раза хуже
Среднегодовой темп прироста производительности труда (%) В 2 раза хуже
Удельный вес российской высокотехнологической продукции на мировом рынке (%) 0,3 В 10 раз хуже
Доля интеллектуальной собственности в стоимости бизнеса (%) В 2,5 раза хуже
Доля государственных расходов на экологию в ВВП (%) 0,8 В 6,3 раза хуже

 

Таким образом, из наиболее очевидных острых вопросов, требующих немедленных решений, следует выделить: удручающее состояние инвестиционного сектора, прежде всего – станкостроения, приборостроения, электронной промышленности; деградацию научно-технического потенциала вследствиемногократного недофинансирования НИОКР и фактической ликвидации отраслевой науки и проектных институтов в ходе приватизационной кампании; дезорганизацию фундаментальной науки вследствие ее административного зажима в результате реформы РАН; нарастающее технологическое отставание в ключевых направлениях роста нового технологического уклада (нано-, биоинженерные и информационные технологии); чрезмерная зависимость от иностранной техники в критически значимых отраслях (авиационный транспорт, лекарства, информационно-коммуникационное оборудование).

Для преодоления закритической внешней зависимости от импорта иностранной техники необходимы крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Это невозможно сделать в рамках существующей системы регулирования экономики, в которой утрачены методы планирования, включая составление балансов, целевого программирования, научно-технического прогнозирования, системного проектирования. Необходимо развертывание системы стратегического планирования с централизацией ключевых функций на уровне Президента России.

Реализация политики импортозамещения должна вестись в рамках общей стратегии опережающего развития[24] экономики и начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для проведения модернизации и новой индустриализации экономики на основе нового технологического уклада.

Методология стратегического планирования предусматривает наличие системы долго-, средне- и краткосрочных прогнозов и выбора приоритетов экономического развития, инструментов и механизмов их реализации, включающих систему долгосрочных концепций, среднесрочных программ и планов, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля и ответственности за достижение поставленных целей.

Принятый недавно законопроект «О государственном стратегическом планировании» предусматривает создание лишь некоторых элементов этой системы, главным образом – процедур подготовки соответствующих документов в рамках органов исполнительной власти.

Должны быть установлены интерактивные процедуры разработки долгосрочных прогнозов и концепций, среднесрочных программ и индикативных планов достижения согласованных и утвержденных целей развития. Целесообразно законодательно установить методы контроля и механизмы ответственности всех участников стратегического планирования на началах частно-государственного партнерства за выполнение согласованных мероприятий и задач. Особо важна интеграция в систему государственного стратегического планирования институтов развития, крупнейших корпораций, компаний и банков с государственным участием, крупных частных финансово-промышленных групп. Их совокупный производственный, финансовый и управленческий потенциал должен быть интегрирован не только при выработке стратегии, но и при ее реализации.

Следует также установить целевые показатели работы государственных институтов развития, корпораций и агентств по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных на мировом рынке производств нового технологического уклада, и ввести механизмы реальной ответственности за их своевременное достижение.

Система прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и её регионов должна опираться на общегосударственную правовую базу и содержать единый организационно-правовой механизм взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов развития, научных организаций и корпораций. Этот механизм должен обеспечивать интеграцию интересов и ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон при разработке и реализации федеральных и региональных, муниципальных, ведомственных и корпоративных стратегических планов и программ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны получить возможность участвовать в разработке, финансировании и реализации федеральных целевых программ, осуществляемых на их территории.

Стратегическое планирование должно ориентироваться на опережающий рост нового технологического уклада. Целесообразна разработка 5-летней программы модернизации экономики на его основе, предусматривающей меры по опережающему развитию составляющих его производственно-технологических комплексов, созданию благоприятной для этого макроэкономической среды и формированию соответствующих институтов и контуров управления.

Стратегическое планирование должно учитывать переход современного общества к экономике знаний, основным фактором роста которой является научно-технический прогресс. Вывод экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста предполагает ее перевод на инновационный путь развития, что требует кардинального повышения роли науки как в экономике, так и в системе государственного управления.

С учетом значения системы стратегического планирования и того обстоятельства, что Правительство РФ как центральный орган исполнительной власти загружено текущими задачами и не может формулировать стратегические цели и контролировать их достижение, предлагается создать - Государственный комитет по стратегическому планированию при Президенте Российской Федерации (ГКСП РФ),наделив его следующими полномочиями:

1). Определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, а также возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации;

2) определение путей и способов реализации приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации;

3) координация работ субъектов стратегического планирования по выбору путей и способов достижения целей и задач социально-экономической политики Российской Федерации, укрепления национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

4) формирование, на основе утвержденных Президентом Российской Федерации документов стратегического планирования, комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации и укрепление национальной безопасности Российской Федерации;

5) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая направления бюджетной политики, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;

7) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования.

Главной угрозой экономических санкций является изоляция России от доступа к новым технологиям. Если ее не нейтрализовать, через несколько лет наша экономика окажется в состоянии необратимого отставания в освоении производств нового технологического уклада, выход которого на длинную волну роста обеспечит перевооружение как промышленности, так и армии на качественно новом уровне эффективности. Чтобы не допустить этого отставания необходимо, с одной стороны, многократно увеличить ассигнования на НИОКР в ключевых направлениях роста нового технологического уклада. А, с другой стороны, обеспечить кардинальное повышение ответственности руководителей институтов развития за эффективное использование выделяемых средств. Для этого необходимо создание современной системы управления научно-техническим развитием страны, охватывающей все стадии научных исследований и научно-производственного цикла и ориентированной на модернизацию экономики на основе нового технологического уклада.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась критическая ситуация с развитием научных исследований, осуществление технологической модернизации производства, связанной с переходом к новому технологическому укладу. Причины неблагоприятной ситуации кроются в хроническом недофинансированием развития науки, разрушении кооперации науки и производства, старении научных кадров, «утечке мозгов». Во многом они стали следствием приватизации, которая привела к разрушению отраслевого сектора прикладной науки. Осуществляемое в настоящее время реформирование РАН не затрагивает эти основные проблемы управления НТП, не предусматривает совершенствование институциональных форм и методов организации прикладных исследований, не ориентирован на развитие и внедрение высокоэффективных наукоемких технологий.

В целях реализации системного подхода к управлению НТП, сквозного и всемерного стимулирования инновационной активности целесообразно создание надведомственного федерального органа, отвечающего за разработку государственной научно-технической и инновационной политики, координацию деятельности отраслевых министерств и ведомств в ее реализации - Государственного комитета по научно-технической политике Российской Федерации (ГКНТП РФ) при Президенте России, наделив его следующими функциями:

- оценка, выбор и реализация приоритетных направлений НТП;

- формирование и проведение государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности страны;

- координация деятельности Российской академии наук, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, связанной с разработкой и реализацией государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая федеральные фонды, институты развития, Федеральное агентство научных организаций;

-нормативно-правовое регулирование вопросов развития науки, научно-технической и инновационной деятельности, а также регулирование в области прав на объекты интеллектуальной собственности;

-анализ содержания, уровня и инновационной перспективности проводимых в организациях с государственным участием исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;

-оценка уровня развития научно-технического потенциала, процессов модернизации производств, эффективности реализации результатов научных исследований и разработок;

-ведение системы показателей оценки эффективности деятельности государственных структур, отвечающих за финансирование и организацию научных исследований и стимулирование инновационной активности, включая институты развития;

-разработка и реализация государственной комплексной долгосрочной программы модернизации экономики и НТП;

-развитие сети венчурных и других фондов, финансирующих инновационные проекты и НИОКР, создание механизма финансирования отраслевых фондов стимулирования инновационной активности и НИОКР за счет добровольных отчислений корпораций с их отнесением на себестоимость продукции;

-содействие развитию системы подготовки научных кадров и инженерно-технических работников высшей квалификации для наукоемких отраслей экономики;

-разработка и проведение государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

-развитие инфраструктуры инновационной системы России;

-содействие привлечению и использованию передовых высокоэффективных зарубежных технологий;

-стимулирование и поддержка развития предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений;

-обеспечение контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности;

-пропаганда научно-технических достижений, информирование общественности по вопросам развития науки и техники в Российской Федерации;

-организация проведения государственной научно-технической экспертизы.

ГКНТП РФ должен осуществлять совместную деятельность с Российской академией наук в части формирования и реализации программ фундаментальных исследований, кодификации знаний в области технологий, реализации инновационных проектов, связанных с внедрением результатов исследований с поддержкой и развитием материально технической базы научных организаций РАН.

Охарактеризованные выше предложения по укреплению экономической безопасности страны в условиях разворачиваемой против России мировой гибридной войны ориентированы, в основном, на повышение эффективности работы государственных институтов. Наряду с этим должны поддерживаться благоприятные условия для предпринимательской инициативы и роста частной деловой активности.Кроме предложенных выше мер по формированию внутренних источников дешевого долгосрочного кредита, они должны включать проведение налогового маневра в целях переноса налоговой нагрузки с доходов от труда на рентные доходы, со сферы производства на сферу потребления предметов роскоши, а также меры по снижению издержек на услуги инфраструктурных отраслей, прежде всего – электроэнергетики, непродуманное реформирование которой повлекло многократный рост тарифа в интересах монопольных посредников.

Реализация перечисленных мер должна быть проведена в течение ближайших одного-двух лет. В противном случае эскалация экономических санкций против России повлечет разрушение замыкающихся на внешний рынок воспроизводственных контуров и резкое падение уровня доходов субъектов экономической деятельности, остановку многих импортозависимых производств, а также банкротство многих зависимых от внешних источников кредита предприятий. Это повлечет ощутимое падение уровня жизни населения, что даст возможность нашим противникам перейти к следующей фазе хаотической войны против России.


[1]Арриги Дж. Долгий двадцатый век. М.: ИД «Территория Будущего», 2006. С. 43.

[2]Глазьев С. Ю., Микерин Г. И. Длинные волны: НТП и социально-экономическое развитие. М.: Наука, 1989

[3]Львов Д.С., Глазьев С.Ю. Теоретические и прикладные аспекты управления НТП. Экономика и математические методы. 1985. №1

[4]С.Глазьев. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар. 1993

[5]С.Глазьев, В.Харитонов. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике. М.:Тровант.2009

[6]С.Глазьев. Модернизация российской экономики на основе нового технологического уклада как ключевое направление антикризисной политики. Аналитический доклад по программе Российского гуманитарного научного фонда (проект №09-02-95650 докл). 2009

[7]С.Глазьев. О политике развития российской экономики. Доклад. 2013; С.Глазьев. Политика экономического роста в условиях глобального кризиса. Доклад.2012

[8]К.Перес. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания. М. Издательство «Дело» АНХ, 2011

[9]А.Айвазов. Периодическая система мирового капиталистического развития. Статья. Сайт автора. 2012

[10]А.Акаев, В.Садовничий. О новой методологии долгосрочного циклического прогнозирования динамики развития мировой экономики и России. Сайт «Социальный анализ и моделирование»

[11]По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ). Исследование на 2013 г.

[12]Там же

[13]В.Пантин. Аналитическая записка «Наиболее вероятный прогноз развития политических и военных конфликтов в период 2014-2018 гг.

[14]Перкинс Д. Исповедь экономического убийцы. – М.: Претекст. 2005.

 

[15]Глазьев С. Центральный банк против промышленности России//Вопросы экономики. 1998 (№1-2)

 

[16]Годовой отчет Банка России за 2013 г. (http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2013.pdf)

[17]Отырба А., Кобяков А. Как побеждать в финансовых войнах. Альманах «Однако». Июнь-июль 2014 г. (174).

[18]Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015-2017 гг. Банк России, 2014

[19]Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015-2017 гг. Банк России, 2014

[20]См. также доклад РАН «Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике» под ред. А.Некипелова, В.Ивантера, С.Глазьева. М., 2013.

[21]М.Ершов.О механизмах оживления экономики и поддержания равенства условий финансовой конкуренции после вступления России в ВТО. Аналитическая записка. 2014 г.

 

[22]Там же

[23]С.Ю.Глазьев, В.В.Локосов. Оценка предельно критических показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. №4. Том 22. 2012

[24]С.Глазьев. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика.2010







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных