Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Криминология как наука




Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Общие методические указания к изучению курса «Криминология»…………..6

2 Программа курса «Криминология»………………………………………………8

3 Тематический план лекций по курсу «Криминология» (дневное и заочное отделение, ускоренное включительно)......……………………...………………..13

4 Тематический план семинарских занятий по курсу «Криминология» (дневное и заочное, ускоренное включительно)….………………………………………...17

5 Планы семинарских занятий по курсу «Криминология» (дневное, заочное включительно)…………………………………………………………...………....45

6 Методика выполнения творческих заданий и решения задач по дисциплине «Криминология»……..……………………………………………………….....….80

7 Методические рекомендации по написанию рефератов по дисциплине «Криминология»………………………………………………………………….…...

8 Методические указания и задания для выполнения контрольной работы по курсу «Криминология» для студентов заочной формы обучения…....................54

9 Контрольные вопросы к экзамену по курсу «Криминология»……..................57

10 Задания для проведения контроля остаточных знаний студентов по дисциплине «Криминология»…...……..……………………..……………………60

11 Словарь терминов……..………………………………………………....…….101

 

Введение

Криминология является одной из профилирующих учебных дисциплин, ее изучение - необходимая предпосылка профессионального становления будущих правоведов. Преподавание основывается на взаимосвязи достижений криминологической науки и практики их применения в профессиональной деятельности.

Криминология тесно связана с другими юридическими дисциплинами (уголовным правом, уголовным процессом, уголовно-исполнительным правом, судебной статистикой), а также с психологией и социологией. Смежные дисциплины позволяют более глубоко уяснить сущность преступности и практики воздействия на это опасное явление. Практическая реализация криминологических рекомендаций предполагает знание различных отраслей права и конкретных нормативных источников.

В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами криминологии на основе комплексного подхода к обучению достигаются следующие цели:

а) практическая - умение применять криминологические рекомендации в практической деятельности, при разработке и реализации различных мер воздействия на преступность;

б) образовательная - усвоение теоретических положений криминологии о сущности преступности, ее причинах, мерах предупреждения;

в) воспитательная - формирование научного мировоззрения и криминологического мышления, предполагающего осознание обучаемым:

- сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии;

- возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление;

- сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений;

- позиций промежуточных и конечных целей будущей профессиональной деятельности.

Преступление, как явление, всегда интересовала не только специалистов разных направлений, но и всех людей. Человечество живет в страхе перед преступностью и столько, сколько оно существует, ищет методы и средства борьбы с ней. Нельзя сказать, что это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых с древнейших времен: философов, историков, правоведов, психологов, социологов и психиатров.

Постепенно складывалась картина преступности. Ее осмыслению помогали и писатели, в произведениях которых присутствовала тема преступности и рассуждения о причинах этого явления, а также о лицах, совершающих преступления. Несмотря на то, что ученые, писатели, практики считают преступность злом, в художественной литературе можно встретить немало «благородных» преступников, хотя и совершающих преступления но оправдываемых авторами, сочувствующими этим людям.

В литературе и в жизни существует и такое явление, когда преступления, например убийства, не влекут наказания, поскольку совершаются власть имущими. Такие деяния осуждаются историей и то далеко не всегда и, как правило, слишком поздно. Поэтому преступность имеет не только общеуголовный, но и политический оттенок. Это тоже надо иметь в виду. Для этого чтобы вести борьбу с преступностью, необходимо ее познать. Появились ученые, занявшиеся этой проблемой, постепенно сформировалась и наука, получившая название «криминология». Эта наука среди других общественных наук и юридических, в частности, сравнительно молода. Ее возникновение относится примерно ко второй половине прошлого века. Сложились конкретные направления, ставившие перед собой задачи познания преступности с определенных методологических позиций. Как всегда, увлеченность, приверженность ученых какой-либо идее накладывают отпечаток на осмысление любой проблемы, будь то общественные отношения, познания природы или развитие техники. Так стало и с осмыслением преступности.

Анализ развития криминологической науки позволяет говорить о трех ее основных теоретических направлениях: социологическом, биокриминологическом и смешанном, комплексном. Нельзя при этом не отметить, что длительное время немалое число ученых рассматривали преступность как болезнь и потому ею занимались психиатры. В недавнем прошлом в советской науке ненаучные, антимарксистские.

Криминология весьма практичная наука. Она дает в руки тех, кто этого хочет, и понимание проблемы преступности в целом, и понимание того, что общество может сделать в борьбе с ней, какими средствами и методами оно обязано пользоваться с учетом состояния, характера, структуры преступности, какие меры в борьбе с преступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что первично в этой борьбе - закон и наказание или меры экономического, социального, воспитательного плана.

Криминология учит людей правильно «читать» уголовную статистику, а прочитав, делать практические выводы: где применять меры экономического характера, где усиливать воспитательную работу, а где и в отношении каких видов преступности активизировать меры уголовного наказания.

Как учебная дисциплина, «Криминология» изучается в большинстве юридических вузов и факультетов страны и представляет собой отрасль российского права, т.е. систему правовых норм.

Учебная дисциплина «Криминология» изучается один семестр, итоговым видом контроля является - экзамен.

 

1 Общие методические указания к прохождению курса «Криминология»

 

1.1 В настоящем пособии помещены материалы для обучения студентов по криминология. Они включают в себя Программу курса, планы семинарских занятий, методические указания к подготовке к семинарским занятиям, перечень подлежащих изучению источников и контрольные вопросы для подготовки к сдаче экзамена по курсу «Криминология».

1.2 Семинарские занятия являются важной формой обучения. Они способствуют глубокому усвоению институтов как Общей, так и Особенной частей криминологии, закреплению знаний, самостоятельному, логически обоснованному изложению мысли. Во время занятий студент учится делать аргументированные выводы, правильно применять действующие законы. Все это позволяет ему утвердиться в своих знаниях, а преподавателю - проверить уровень этих знаний и, при необходимости, своевременно указать на ошибки и недостатки в изучении курса. Поэтому посещение занятий строго обязательно. Студент, не явившийся на практическое занятие, проходит индивидуальное собеседование по пропущенной теме в указанное преподавателем время.

1.3 Учебный план требует от каждого студента активного и творческого участия в семинарских занятиях. Этого можно достичь в том случае, если студенты тщательно и систематически готовятся к ним, изучают нормативный материал, рекомендованную учебную и специальную литературу.

1.4 Подготовку к занятию лучше начинать с изучения темы по учебникам, лекционному материалу в сочетании с изучением законодательства РФ, а затем обратиться к другой рекомендованной литературе. Систематическое ознакомление с законодательной базой значительно расширяет кругозор студента, способствует самоутверждению его в своих знаниях, в понимании задач политики государства, дает возможность соединить абстрактные знания с практикой, что значительно повышает профессиональный уровень будущего специалиста. В процессе изучения темы необходимо внимательно продумать круг основных вопросов, которые, по мнению студента, станут предметом обсуждения на занятиях, наметить ответы на них, сделав необходимые краткие записи для выступлений. По указанию преподавателя отдельные источники следует законспектировать.

1.5 Пособие включает вопросы, обсуждаемые на семинарских (практических) занятиях, рекомендуемые нормативно-правовые акты и литература, краткое содержание теоретического курса

1.6 В пособии приводится перечень тестовых вопросов по каждой теме, составленных по положениям действующего законодательства РФ, которые предполагают их использование как студентами (особенно заочной и дистанционной форм обучения) для проверки уровня своих знаний при подготовке к экзамену, так и преподавателями на экзамене для проверки знаний у студентов.

1.7 В процессе практических занятий могут использоваться различные формы их проведения, такие как обсуждение вопросов в группе, индивидуальные собеседования со студентами, выполнение письменных (в том числе контрольных) работ, решение практических заданий, заслушивание докладов и сообщений и др.

1.8 Решение практических заданий можно также выносить и на самостоятельную работу, а на практических занятиях ограничиваться лишь их проверкой и обсуждением вариантов решений.

1.9 В конце семинарских занятий студент сдает экзамен. Его получат те студенты, которые аккуратно посещали занятия и активно участвовали в обсуждении вопросов той или иной темы.

Студент не допускается к сдаче экзамена до тех пор, пока не ликвидирует задолженность по семинарским занятиям и не получит по ним экзамен.

 

2 Программа курса «Криминология»

 

Криминология как наука

Понятие и предмет криминологии. Соотношение криминологии с другими науками.

История криминологии. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности. Антрологические концепции причин преступности. Социологические концепции преступного поведения. Структурно-функциональный анализ в криминологии.

Развитие криминологии в дореволюционный период. Криминология в 20-30 годах. Развитие криминологии в 60-х годах и ее современное состояние.

Система криминологии. Задачи криминологии на современном этапе. Методологические основы криминологической науки.

Значение криминологических знаний для практической деятельности органов внутренних дел. Влияние криминологии на практику воздействия на преступность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных