Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Венно-божественного закона отвергал вообще все позитивные законоуложения.




Согласно Галлеру, "вечный, неизменный, установленный Бо­гом порядок состоит в том, что тот, кто сильнее, господствует, дол­жен господствовать и всегда будет господствовать"1.

Позитивные законы, согласно Галлеру, не нужны, с одной стороны, потому, что "они само собой понятны из естественного закона", а с другой стороны, потому, что "законы, собственно говоря, даны не частным лицам, а в качестве инструкций для помощников судей, чтобы ознакомить их с волей высшего су­дьи". Суд же, по Галлеру, — не обязанность, а благодеяние го­сударства. Как средство для обеспечения права суд — "нена­дежное и неопределенное средство" по сравнению с тремя ос­тальными средствами, которые "милостивая природа дала чело­веку для обеспечения его правовой свободы"2. К этим средствам он относит: 1) самостоятельное исполнение и насаждение есте­ственного закона; 2) противодействие неправу; 3) бегство там, где уже нельзя найти никакой помощи3.

Требования естественно-божественного закона, по Галлеру, таковы: почитай в каждом равного тебе; не наноси оскорбления никому, не оскорбившему тебя; не требуй ничего такого, чего он не был бы обязан сделать; люби твоего ближнего и приноси ему поль­зу, где только можешь. Насаждение этого закона в сердцах людей делает излишним, согласно Галлеру, позитивное законодательство.

Весьма низко оценивал Галлер роль "национальных свобод" (английской Великой хартии вольностей и др.), считая их лишь "до­кументальными свободами"4.

Высмеивая подобные утверждения Галлера, Гегель подчерки­вает бесконечную важность того, что обязанности государства и права граждан определяются законом. Особое значение он придает конституционным правам и свободам, считая вполне справедливым, что "каждое определенное законом право называлось в этом вели­ком смысле свободой"6.

Гегелевская высокая оценка роли закона имеет в виду право­вой закон. Философская разработка Гегелем понятия права, раз­вертывающаяся в систему философии права, своим существом на­правлена на демонстрацию несостоятельности противопоставления естественного и позитивного права, права и закона.

Таким образом, система гегелевской философии права, хотя и содержит в себе принцип различения права и закона, но разрабо­тана она в плане не развертывания, а снятия этого принципа и

1 Ibid. S. 46.

2 См.: Гегель. Философия права. С. 281—284.

1 Там же. С. 282.

2 Там же.

3 См. там же.

4 Там же.

5 Там же.

17—160

Раздел V. История философии права и современность

доказательства его мнимости, поскольку речь идет лишь о различ­ных определениях одного понятия.

"Философия права" Гегеля занимает выдающееся место в истории философского познания проблем свободы, права, государства. Идеи Гегеля и непосредственно, и в различных интерпретациях (младогегельянцев и старогегельянцев XIX в., неогегельянцев начала XX в., современных исследователей его творчества) заметно содействовали становлению и развитию философии права как самостоятельной дисциплины. Они при­влекают пристальное внимание и современных философов права.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных