ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Древнегреческий философНиколай Михайловский (1842-1904), русский социолог, Публицист Договорная (естественно-правовая) Гуго Гроций (1583-1646), голландский мыслитель, теоретик права Джон Локк, (1632-1704), английский философ-просветитель Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ-просветитель Дени Дидро (1713-1784), французский философ-материалист Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ-просве-итель Сущность теории Государство возникает и разв: вается как осуществление Божестве нох'о замысла. • Идея незыблемости roc дарства. • Зависимость самого гос\ дарства от Божественной воли. осударство возникает в резул! тате разрастания семьи. • Государственная власть -продолжение отцовской (патриа{ хальной) власти, которая первош чально охватывает только семью, затем распространяется на в,се насела ние страны. Данная теория обосновывает существование "отцовской" власти монарха в отчестве. Общественный договор как ре зультат свободного соглашения ш рода — главная, причина возникщ вения государства. Сущность договора: народ казывается от своей свободы в обме на гарантии личной безопасности. Содержание договора: • воля народа является исто ником любой политической власти обществе; • верховенство закона; • взаимная ответственно' •осударства и личности; • обеспечение прав и свобо личности в рамках государства. "за' Аргументы "против" Налицо ненаучность данной теории: она основана не на объективных исторических и иных данных, а на вере в божественное происхождение государства. В конечном счете, вопрос об истинности данной теории решается вместе с вопросом о существовании Бога. Изучение некоторых архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племен североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур во многом создавались у них по аналогии с семейными. • Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в практике государственного строительства США (юридическое закрепление в Конституции договора между народами, входящими в их состав). • Основные положения многих представителей договорной теории вошли в концепцию правового государства. • Установлено, что, как правило, патриархальная семья появилась вместе с государством, в процессе разложения первобытнообщинного строя. • Наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совмест- ное потребление). ____________ • Государство (по договорной теории) выступает исключительно как искусственный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду исторические, экономические, и иные объективные причины возникновения государства. • Подавляющее большинство государств мира не имели в своей основе какого бы то ни было соглашения между правителями и жителями страны. • Маловероятно, что множество людей могут договориться между собой и при отсутствии каких бы то ни было властных структур в условиях конфликта интересов. ___ (продолжение) Органическая Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог Насилия Шан Ян (390-338 г.г. до н.э.), древнекитайский государственный деятель Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ Людвиг Гумплович (1838-1909), австрийский социолог и юрист Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии Психологическая Лев Петражицкий (1867-1931), польский социолог и правовед, основатель психологической школы права Габриэл Тард (1843-1904), французский социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма. • Государство — общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток. • Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляющего всем организмом. • Низшие классы реализуют внутренние функции, высшие — внешние. Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими. • Внешнее насилие — завоевание одного народа другим. • Внутреннее насилие — экономическое и политическое господство одних членов общества над другими. • Психологическая потребность людей жить в организованном обществе — основная причина, порождающая государство. • Психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным, осознание людьми справедливости определенных моделей поведения, подражание и т.п. служат необходимыми предпосылками возникновения государства. Органическая теория • вводит системный признак в понятие государства; • обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни; • указывает на связь естественных и общественных законов. • Элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства. • Монополия на ле-гитимное (законное) насилие до сих пор является определяющим атрибутом государства. Человек -— биосоциальное существо, наделенное сознанием и волей. Организованное общество безусловно является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Человек практически лишен возможности нормально, полноценно развиваться jne общества. • Различие самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими. • Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функци-ми организма. • Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества. • Для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать аппарат управления. Если этот уровень не достигнут, то никакой уровень насилия сам по себе не может привести к возникновению государства.____________________ Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает данная теория. (окончание) Классовая (экономическая) Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немецкие философы, основоположники диалектического и исторического материализма Льюис Морган (1818-1881), американский этнограф и историк первобытного общества Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, лидер РСДРП, позднее РКП(б), один из основателей Советского государства Государство — результат действия объективных процессов экономического развития общества. • общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами. • возникая, государство использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господствующего класса. Общественно-историческая практика показывает, что развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит к возникновению противоположных интересов, и, соответственно, противоборствующих общественных классов. Главный недостаток экономической теории — недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства. В целом, понимание природы государства в рамках ка--кой-либо одной теории можно считать односторонним, по* тому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, био-i логических и иных закономерностей. "Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни."2 с. 45. 2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995, Литература 1. Аврелий Августин. О граде Божием. / Творения Блаженного Августина, К., 1901-1912 2. Фома Аквинский. О правлении государей. / Opera Omnia, N.Y. 1948 3. Аристотель. Политика. / Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. М., "Мысль", 1984 4. Н. Михайловский. Очерки философии права. / ПСС, Т.З. СПб, 1909 5. Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1959 6. Дж. Локк. Два трактата о государственном правлении. / Избранные философские произведения. М., 1960 7. Т. Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть. / Избранные произведения. М., 1964 8. Ш.-Л. Монтескье. О духе законов. / Избранные произведе-j ния. М., 1955 9. Д.Дидро. Избранные произведения. М. -Л. 1951 10. Ж.-Ж. Руссо. Об общественном договоре. / Избранные со4| чинения. М., 1961 11. Г. Спенсер. Основание социологии. М., 1908. 12. Шан Ян. Книга правителя области Шан. М., "Ладомир'| 1993 13. Е. Дюринг. Ценность жизни. СПб, 1894. 14. Л. Гумплович. Общее учение о государстве. СПб, 1910 15. К. Каутский. Развитие форм государства. Ростов-на-Дон) 1905 16. Л. Петражицкий. Теория права и государства в связи теорией нравственности. Т. 1.СП6, 1907 17. Г. Тард. Социальные законы. СПб, 1906 18. К. Маркс. К критике гегелевской философии права. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 1. 19. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности государства. М., 1985. 20. В. Ленин. Государство и революция. / Полное собрание ее чинений. Т. 33 21. Л. Морган. Древнее общество. М., 1935 Формы государства 1.3.1. Понятие формы государства Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государственного устройства и в виде политического режима. Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения: • способ территори- » это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. ального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной, местной властей. и это методы приемы осу- ществления государственной (политической) власти. 1.3.2. Форма государственного правления Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики. Монархия — форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу — монарху, получающему власть в порядке престолонаследия, Признаки монархии 1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства. 2. Монарх осуществляет единоличное правление. 3. Власть монарха объявляется священной. 4. Монарх фбрмально независим в своей деятельности. 5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом. 6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха. Эти признаки являются базовыми в определении cyi ности монархии, что, безусловно, не исключает возможное^ их видоизменения в связи с определенными историческим! культурными традициями, темпами и уровнем экономической го и социально-политического развития того или иного гос) дарства. Виды монархий В теории государства традиционно выделяются абсо| лютная и ограниченная монархии. Абсолютная монархия — это форма правления, при кото\ рой впасть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну бе: всякого контроля со стороны кого бы то ни было. Например, Российская Империя времен Петра I, фра№ цузская монархия при Людовике XIV. В настоящее время аб< солютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, -Ката< ре, Омане.
Ограниченная монархия выступает в виде дуалисщ ческой и парламентарной. Дуалистическая (двойственная) монархия возникает переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоя нии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Признаки дуалистической монархии 1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом. 2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему' усмотрению назначает и отстраняет от должности министров. 3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. "Дуалистическая монархия неизбежно эволюционирует в чисто буржуазную форму правления — либо в парламентарную монархию, либо в республику."1 В настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании, Кувейте, Марокко. При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. На сегодняшний день парламентарными монархиями являются Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия и т.д. Республика — форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Признаки республики 1. Наличие высших выборных органов власти. 2. Возможность участия граждан в управлении делами государства 3. Разделение властей. 4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. 5. Высокий авторитет судебной власти. Виды республик Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими. В парламентской республике главой госу- Мишин А.А., Барабашев Г.В. Государственное право буржуазных и Развивающихся стран. М., Юридическая литература, 1989, С. 132 дарства является выборное должностное лицо — президент.. Его роль в формировании правительства, как и в управлении] страной, носит чисто номинальный характер. Правительство,! возглавляемое премьер-министром, функционирует в том| случае, если оно располагает поддержкой парламента, которым несет политическую ответственность. Признаки парламентской республики 1. Верховенство власти парламента. 2. Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах. 3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. 4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. 5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Израиле, Ирландии, Исландии, Индии, Турции и т.д. Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Признаки президентской республики 1. Президент назначает правительство, которое ответственно перед ним. 2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. 3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков. 4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. i 5. Президент я\ >ляется главнокомандующим воору- женными силами стра \ Н Ы. Классическим mi „ ^имером президентской республики являются Соединенные TIT r A т/-ли,. Штаты Америки. Кроме того, президентские республики ^ -и- с т-д, пс существуют в Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, boj J J j > г > 1 „ швии и др. В некоторых rot r,. г ?ударствах существует республиканская (Ьорма правления, нос», * J i. J ^ * у F ^ щая смешанный характер, то есть сочетающая черты парлам - ~ с т/- !ентскои и президентской республики. К таким государствам, \ v л J r i частности, относится Франция. 1.3.3. Форма госу r JlaapcTBeHHoro устройства Форма государств „ , r J r Генного устройства — это способ территориального ycmpt J r. ^ nmoLnau^f, Jna*rJucmea государства, которое вносит во взаимоотношения центральной, ре-астей. определенный порядок гиональнои, местной в\ ч, Виды форм государственного устройства Унитарное госуда, \pcmeo отличается абсолютной политической целостностью. ' д, А ч унитарное государство неделимо: его отдельные админист\ 1 * 1, ,,„0тт ™„0™ „-Ъативно-территориалъные единицы не имеют своего собств* vvw.n^-,^, /*b*^VJl^^t^LV4^(^tXV_,//J,LJS} S а „ энного законодательства, органов государственной власти г,, ^ F y т„„ V управления, не обладают суверените- том. Каждая из состав Дает одинаковыми пр>ЫХ ЧаСТСИ еДИНОГ° госУДаРства -госулао гавами и представительством в органах Признак и унитарного государства 1. Единый Основ№ „г, Р„ „„ „ юи Закон, нормы которого применяются на всей территории ' г г г страны. ^.Ьдиные в масш С Тртт, ur ггабе всей страны высшие представительные, исполнитель! ,. v -, р ibie и судебные органы. 3.Единая система: } * а т- законодательства. 4.Единое граждан\ 5т-, I.Ьдиная денежна^ ство. и единица. б.Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика. 7.Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями). К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет. Федерация — соединенное, союзное государство. Федерация — сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований. Для этой формы государственного устройства характерны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан). Признаки федерации 1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов. 2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Компетенция между субъектами федерации и самой] федерацией разграничивается союзной Конституцией. 4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои] высшие законодательные, исполнительные и судебные орга-] ны. 5. Высший законодательный (представительный) орган| федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата,' представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны). Виды федераций Территориальная 1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями. 2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях. 3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза. 4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами. (США, Мексика, ФРГ) Национальная 1. Субъекты — национально-государственные образования. 2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности. 3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций. 4. Утверждение права наций на самоопределение. (Индия) Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Но это не международно-правовой, а именно государственный союз, при котором объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.). При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию. Признаки конфедерации 1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей. 2. Конфедерация — непрочное, как правило, временное образование. 3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит Из территорий входящих в ее состав государств). 4. Отсутствие единого гражданства. 5. Право свободного выхода субъектов из конфедера-j ции. 6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов. 7. В предмет ведения конфедерации входит незначитель-^ ный круг вопросов (войны и мира, международной полити-j ки). 8. Армия состоит из воинских контингентов государств^ членов конфедерации. Исторические факты подтверждают то обстоятельство^ что конфедеративные образования имеют нестойкий, пере-| ходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка — конец XVIII века, Герма-| ния второй половины XIX века, конфедерация Египта и Сирии в середине XX века. 1.3.4. Государственный режим В понятии "государственный режим" сосредоточена! сущность государственной власти, которая выражается в\ средствах и способах властвования, в демократическом иль антидемократическом характере ее воплощения в жизнь. Государственный режим, в зависимости от осуществле-j ния государственной власти, подразделяется на демократиче| ский и антидемократический. Демократический режим предполагает достаточно ши\ рокий круг реально обеспеченных прав и свобод человека гражданина, защищенность личности от произвола и беззако\ ния, осуществление деятельности государства только н\ основе и в рамках закона и т.д. Антидемократический резким фактически отвергает мократические принципы и основывается на подавлении лич\ ности, установлении диктатуры одного класса, группы, г тии; огосударствлении общественных организаций; милитарь зации общества и т.д. Государственный режим в значительной мере индивидуа* лизирует форму государства. Он выступает важной состав-j ной частью политического режима, который охватывает на только государство, но и другие элементы политической системы общества. Кроме того, между различными гранями формы государства существует определенная взаимосвязь. Например, республиканская форма правления часто "тяготеет" к федеративному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Литература 1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., "Юридическая литература", 1996. С. 40-46. 2. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., "Юрист", 1996. С. 255-269 3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 89-134. 4. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 49-66. 5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Под ред. Страшуна Б.А. М., Бек, 1996. С. 303-317, 564-592. 6- Мишин А.А., Барабашев Г.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., Белые альвы, 1996. С. 78-129. Формы государства Форма правления - определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|