ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Функции денег — это концентрированное выражение их роли в хозяйстве.Деньги располагают таким разнообразным набором свойств, что возникает необходимость их классифицировать, выделив целый ряд функций. Каждая из функций денег описывает более или менее однородный круг экономических операций, выполняемых с помощью этой функции. При этом следует иметь в виду, что деньги — это не сумма функций, и выполняя какую-либо одну функцию, они сохраняют свое единство и содержат в себе все остальные функции. Функции денег находятся в постоянной динамике: некоторые возникли раньше, некоторые позже; отдельные функции сильно изменили свое содержание и даже утратили заметное значение. Вопрос 13 Бумажные деньги – представители действительных денег. Исторически появились как заместители золотых денег. Право выпуска бумажных денег присваивает себе государство. Бумажные деньги выполняют две функции: средство обращения и средство платежа. Таким образом, сущность бумажных денег заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми государством для покрытия бюджетного дефицита, обычно они не размены на золото и наделены государством принудительным курсом. 14 Рыночная экономика 15 Построение рыночной экономики в России 16. Капитал: его сущность в трактовке различных экономических школ. Школа меркантилистов. Источник богатства - торговля, особенно внешняя. Развивавшееся общество постепенно стало переключать внимание на земледелие, которое увеличивало количество продукта для торговли, для получения «богатства». Это позволило сделать очень важный для науки шаг: богатство можно производить самостоятельно, не прибегая к внешней торовле. Общественное богатство – деньги. Школа физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) Источник богатства – производство, но не всякое, а только сельскохозяйственное, где очевидней была роль природы, в то время дававшей при благоприятных условиях много продукта. Кенэ: источник дохода – «чистый продукт» -остаток после вычета издержек производства, т.е. затрат на производство продукта. Для У.Петти материализацией богатства – капитала были благородные металлы, на которые обмениваются товары. А. Смит: Механизм увеличения общественного богатства работает с помощью «невидимой руки», под которой понималась рыночная конкуренция в общем виде. Смит впервые обратил внимание на огромную роль разделения труда, на его влияние на результаты производства. 17. Теория прибавочной стоимости Теория прибавочной стоимости Стоимость, по Марксу, равна сумме следующих составляющих: W=C+V+M, где С – постоянный капитал; V – переменный капитал; М – прибавочная стоимость. Прибавочная стоимость – это стоимость, создаваемая сверх стоимости рабочей силы. С – старая стоимость, воплощенная в затратах капитала на машины и оборудование, участвующие в производственном процессе. (V+М) – вновь созданная трудом рабочего стоимость. V – капитал, затраченный на покупку рабочей силы. Подразделяя капитал на постоянный и переменный, Карл Маркс имел в виду специфику участия их в процессе создания прибавочной стоимости: прибавочную стоимость создает только переменный капитал. Норма эксплуатации определяется как отношение между прибавочной стоимостью и переменным капиталом:
в теории капитала Карла Маркса является введение понятия «органическое строение капитала», которое представляет собой соотношение между постоянным и переменным капиталом(C|V). 18. Кругооборот и оборот капитала. Основной капитал и оборотный капитал. Всякий индивидуальный равно как и общественный капитал находится в постоянном движении. Это сфера его жизни. (2) где точки показывают вступление капитала в производство и выход из него. Две другие операции, связанные с покупкой средств производства, рабочей силы и продажей готовой продукции, происходят в сфере обращения. На трех стадиях движения происходит смена форм капитала: денежная форма переходит в производительную, производительная форма сменяется на второй стадии товарной формой и на третьей стадии происходит возврат к первоначальной денежной форме. В действительности промышленный капитал одновременно своими частями находится на всех трех стадиях и во всех трех формах. Тем самым, обеспечивается непрерывность производственного процесса, а следовательно, и потребления. Стоит капиталу задержаться на какой-либо из трех стадий, будет нарушен весь его кругооборот. Кругооборотом капитала и называется его движение, охватывающее последовательно его авансирование, применение в производстве, реализацию произведенного товара и возвращение к исходной форме. 19. Физический и моральный износ основного капитала, амортизации. Утрата основным капиталом его полезности и стоимости в период его эксплуатации называется износом основного капитала. Различают физический и моральный износ основного капитала. Физический износ основного капитала Это процесс утраты им потребительной стоимости и стоимости пропорционально интенсивности и продолжительности эксплуатации. В определении указаны две причины физического износа – интенсивность использования (например, пробег автомобиля) и длительность использования (год выпуска автомобили, показывающий продолжительность его эксплуатации). Моральный износ элементов основного капитала Это процесс утраты ими стоимости в результате их морального старения под влиянием технического прогресса независимо от изменения их физических свойств. Существует две причины морального износа. Первая связана с ростом производительности труда в отраслях, выпускающих машины и оборудование. В результате оборудование, аналогичное приобретенному ранее, предлагается производителями по более низкой цене. Вторая причина состоит в появлении оборудования прежней стоимости, но более производительного, чем приобретенное ранее. Оба указанных фактора наглядно проявляются на рынке компьютерной техники. Возмещение износа основных фондов осуществляется на основе амортизации. Амортизация — процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов на производимую продукцию в Целях накопления средств для последующего воспроизводства основных фондов. По экономической сущности амортизация — это денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенных на вновь созданный продукт. Механиз амортизации обеспечивает воспроизводство основного капитала и включает в себя: Норму амортизации, которая определяет процент, ежегодно перечисляемый на стоимость создаваемого продукта. Амортизационные отчисления, представляющие собой денежные суммы стоимости основного капитала, перенесенные на производственную продукцию. Амортизационный фонд, формируемый из части выручки, равной сумме амортизационных отчислений. Накапливается на специальном счете амортизационного фонда, за счет которого осуществляется воспроизводство основного капитала: покупка нового оборудования взамен физически изношенного, его капитальный ремонт и модернизация. 20)Экономическая система – совокупность хоз-ные отношений субъектами хозяйствования, которые осуществляют выбор оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения общественных потребителей. Факторы экономического развития: географические, биологические, гемографические (природные) Наличие на территории естественных ресурсов, рост населения открывают больше возможностей для развития экономики. Плодородие почв, наличие вод, биоресурсов в зависимости от физических потребностей людей выступают в качестве первичного фактора, определяющего структуру отраслей и характер специализации страны в международном разделении труда. Состав и движение население разделяют возможности производства. Социальные: культура, право, политика. Для регулирования экономических связей создаются правовые политические механизмы. Правовые – связаны с созданием и механизмом экономических норм. Политические – связаны с созданием и механизмом властных структур.
21) Экономическая система РФ и её особенности. В 90-х г 20 века в России советская модель хозяйствования сменилась на рыночную путём приватизации и либерализации цен. В действительности произошло изменение экономического и государственного устройства с разрушением отечественного производителя (с появлением финансовых и криминальных структур, нищего населения и 40 % ниже прожиточного минимума.) Прекратилось финансирование армии и социальной сферы. Образовалось экономическая система, где общество распалось на группы и единицы, ведущие за личную борьбу и личные обогащения. В России образовалось специфическая социально – экономическая структура общества, состоящая из 3-х групп экономических интересов. 1- финансово посредственная (сосредотачивает основную долю капитала) 2 – государство с властными структурами криминала и коррупции 3 – плохо – организованные наёмные работники, не эффективно борющиеся за свои права.
22) Понятие рынка – субъект рыночных отношений субъект – продавец и покупатель (физические и юридические лица Гос) С понятием рынок связана концепция экономической свободы, т.е. потребители и предприниматели независимы в принятии решений о покупке того или иного товара, найме рабочей силы и т. д. Конкуренция стимулирует рост качества товаров и услуг, расширения ассортимента, снижение издержек производства. В противном случае сохранить длительную прибыльность предприятия невозможно. И самое главное, что дает рынок – рост инициативы людей, развитие предприимчивости, ответственности рынок перестает быть эффективным при регулировании производства общественных товаров, таких как общественный транспорт, оборона, образование, ряд элементов городского хозяйства, он не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. Одним из побочных результатов экономической деятельности человека является загрязнение окружающей среды, что рынок своим собственным механизмом предотвратить не может. Он не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств мирового океана. Данная модель не содержит такого элемента, который мог бы противостоять развитию инфляционных процессов. Рыночная конкуренция, ведя к поражению слабых, способна порождать социальную напряженность и расслоение общества 23. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса Рыночный механизм регулирования основан на децентрализованном сборе информации. Цены определяют что, как и для кого производить. Однако, полной информации они обеспечить не могут, что ведет к внутренней нестабильности. Платежеспособный спрос отражает потребность общества в тех или иных товарах и услугах. На спрос, кроме цены воздействуют и неценовые факторы (детерминанты). Если изменяются эти факторы, то изменяется и кривая спроса. Если спрос увеличивается, то кривая смещается вправо – Д1, если спрос уменьшается, то влево – Д2
Если рассматривать проблему с точки зрения единственного покупателя, то речь пойдет об индивидуальном спросе. Но конкуренция предполагает значительное число потребителей на рынке. Поэтому в экономическом анализе используется характеристика рыночного спроса, который определяется посредством суммирования величин спроса, предъявляемых каждым покупателем при разных возможных ценах
После характеристики спроса можем перейти к описанию предложения. Здесь также прослеживается зависимость между ценой и количеством товара. 24. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на объём предложенного товара Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны. Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль). На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение. Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения. Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения. Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения. Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение.Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложение — совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения. Неценовые факторы предложения. Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево. Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2. Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения): 1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает. 2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара. 3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене. 4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо. 5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля. 6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения. 7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот. Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения: • изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения; • всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения. Изменение неценовых факторов приводит к смещению кривой S. Если предложение увеличивается, то кривая смещается вправо -S1, если предложение падает, то влево - S2.
Механизмы установления рыночной цены равновесия. Функции рыночной цены.
26. Теория эластичности. Эластичность спроса и её виды. Эластичность предложения: временной аспект.
Определим эластичность спроса и эластичность предложения. Эластичность отражает процесс приспособления рынка к изменяющимся факторам, воздействующим на спрос и предложение. Эластичность спроса различают по цене и по доходу. Эластичность спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности: Еd/p=DQ%/DР%. Если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса более, чем на 1%, то такой спрос эластичный; если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса менее, чем на 1%, то такой спрос неэластичный; если снижение цены сопровождается точно таким же увеличением объема спроса – спрос промежуточный. Выделяют следующие случаи эластичности спроса по цене: Еd/p=1 – спрос промежуточный; Еd/p=0 – спрос совершенно неэластичный; Еd/p=∞ - спрос совершенно эластичный; Еd/p>1 – эластичный спрос; Еd/p<1 неэластичный спрос.
ластичность спроса по доходу представляет собой процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, в результате однопроцентного роста дохода. Ее определяют по формуле: Еd/j=DQ%/DJ%. Особенность эластичности спроса по доходу заключается в том, что для некоторых товаров она бывает отрицательной, т.е. с повышением дохода спрос на такие товары снижается. К ним относятся недиетические продукты питания, экологически некачественные продукты и др. (слайд 13-15). Возникают такие случаи, когда спрос на один товар зависит от изменения спроса на другой товар. Например, при повышении цен на бензин падает спрос на автомобили с большим расходом горючего. Такая зависимость называется перекрестной эластичностью спроса. Она означает отражение изменение величины спроса товара а, с изменением цены на товар в:= DQа%/DРв%. Если Е>1, то продукты взаимозаменяемы, если Е<1, то продукты взаимодополняемые; если Е=0, то они не связаны между собой. Аналогично понятию «эластичность спроса» определяется «эластичность предложения». Эластичность предложения характеризует чувствительность предложения на изменение цены товара. Эластичность предложения определяется как процентное изменение предлагаемого количества товара в результате однопроцентного изменения цены. Методика вычисления эластичности предложения такая же, как и для эластичности спроса (слайд 16-20). Неэластичное предложение, когда предлагаемое количество товаров остается строго постоянным при любой цене. Предложение будет эластичным зависит от того, будет ли относительное увеличение величины предложения больше вызвавшего его относительного увеличения цен. Значение эластичности по цене обычно положительно, т.к. более высокая цена является для производителя стимулом к увеличению производства. Таким образом, спрос и предложение являются базовыми понятиями рыночной экономики .Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения 27Экономическая эффективность рынка. Проблемы, неподвластные рынку. Рынок направляет материальные ресурсы на производство нужных обществу товаров. Его преимуществом является то, что для функционирования предприятия его хозяину или менеджеру бывает достаточно ограниченного объема такого ценного в настоящее время ресурса как информация (например, только данные о цене и издержках производства). Для этого механизма характерна и такая черта, как гибкость, приспособляемость к меняющимся условиям. Положительным моментом рыночной системы является тенденция к быстрому использованию научно-технического прогресса. С понятием рынок связана концепция экономической свободы, т.е. потребители и предприниматели независимы в принятии решений о покупке того или иного товара, найме рабочей силы и т. д. Конкуренция стимулирует рост качества товаров и услуг, расширения ассортимента, снижение издержек производства. В противном случае сохранить длительную прибыльность предприятия невозможно. И самое главное, что дает рынок – рост инициативы людей, развитие предприимчивости, ответственности. Однако, несмотря на множество положительных факторов в обществе, которые связаны с данной моделью хозяйствования, существуют проблемы, неподвластные рынку. Следует отметить, что рынок перестает быть эффективным при регулировании производства общественных товаров, таких как общественный транспорт, оборона, образование, ряд элементов городского хозяйства, он не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. Одним из побочных результатов экономической деятельности человека является загрязнение окружающей среды, что рынок своим собственным механизмом предотвратить не может. Он не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств мирового океана. Данная модель не содержит такого элемента, который мог бы противостоять развитию инфляционных процессов. Рыночная конкуренция, ведя к поражению слабых, способна порождать социальную напряженность и расслоение общества. 28.Экономическая эффективность рынка. Проблемы, неподвластные рынку. Рынок направляет материальные ресурсы на производство нужных обществу товаров. Его преимуществом является то, что для функционирования предприятия его хозяину или менеджеру бывает достаточно ограниченного объема такого ценного в настоящее время ресурса как информация (например, только данные о цене и издержках производства). Для этого механизма характерна и такая черта, как гибкость, приспособляемость к меняющимся условиям. Положительным моментом рыночной системы является тенденция к быстрому использованию научно-технического прогресса. С понятием рынок связана концепция экономической свободы, т.е. потребители и предприниматели независимы в принятии решений о покупке того или иного товара, найме рабочей силы и т. д. Конкуренция стимулирует рост качества товаров и услуг, расширения ассортимента, снижение издержек производства. В противном случае сохранить длительную прибыльность предприятия невозможно. И самое главное, что дает рынок – рост инициативы людей, развитие предприимчивости, ответственности. Однако, несмотря на множество положительных факторов в обществе, которые связаны с данной моделью хозяйствования, существуют проблемы, неподвластные рынку. Следует отметить, что рынок перестает быть эффективным при регулировании производства общественных товаров, таких как общественный транспорт, оборона, образование, ряд элементов городского хозяйства, он не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. Одним из побочных результатов экономической деятельности человека является загрязнение окружающей среды, что рынок своим собственным механизмом предотвратить не может. Он не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств мирового океана. Данная модель не содержит такого элемента, который мог бы противостоять развитию инфляционных процессов. Рыночная конкуренция, ведя к поражению слабых, способна порождать социальную напряженность и расслоение общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|