Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Причины преступности в современной России.




-Многие люди потеряли работу и, соответственно, средства к существованию. Молодые люди из бедных семей не в состоянии обеспечить себе рабочее место на высокооплачиваемой работе или поступление в высшее учебное заведение, в особенности это касается детей из неполных семей или воспитанников детских домов и интернатов.

- Увеличилась и преступность среди женщин. Росту преступности способствуют распространение алкоголизма, наркомании, токсикомании, бродяжничества и проституции

- Наркомания стала повсеместным явлением, наркотические средства можно легко достать в любом населенном пункте.

- Нарастание масштаба организованной преступности является характерной чертой нашего времени. Значительную часть организованной преступности составляют группы, объединенные по национальному признаку и включающие, прежде всего, цыган, выходцев из республик Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Специфика российской организованной преступности проявляется также в национально-этнических особенностях формирования и функционирования криминальных группировок.

- Резко увеличилась рецидивная преступность, из совершаемых ежегодно преступлений около трети носят рецидивный характер. Во многом это объясняется не возможностью адаптации освобожденных из ИТУ лиц, которые не находят работы в обществе и спустя определенное время снова возвращаются в тюрьму.

- Очень серьезной проблемой в России является коррупция — злоупотребление служебным положением в корыстных целях. В коррупции выделяются следующие ситуации: получение взятки, незаконное использование государственного имущества, присвоение государственного имущества.

- усиливается имущественное неравенство, что порождает социальную напряженность в обществе, угрожающую политической стабильности государства.

23. Условия, способствующие совершению преступлений: понятие, виды, общая характеристика.

Под условиями, способствующими совершению преступлений понимаются те факты реальной действительности, которые прямо преступлений не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление. Эти факты реальной действительности относятся к конкретным проявлениям преступности и могут корениться в различных сферах общественных отношений и функционирования общественного и государственного механизма. Это могут быть недостатки в организационно-технической сфере, в сфере охраны как правопорядка в целом, так и, скажем, отдельной – охране имущества, в плохо поставленном учете материальных ценностей и т. д. Это могут быть недостатки в деятельности различных государственных органов, например, полиции, прокуратуры, юстиции, судов в организации борьбы с преступностью. Это могут быть недостатки в деятельности местных и иных органов власти, мэрий и префектур, ответственных за состояние правопорядка на своей территории, но ничего не делающих в этом плане. Это могут быть недостатки в работе контролирующих органов, прежде всего финансовых, налоговых инспекций и т. п.Ликвидация условий, способствующих совершению преступлений, как правило, не требует больших материальных затрат. Это мера, способствующая восстановлению нарушенного порядка, нацеленная и в будущее, ибо добросовестный администратор будет стремиться обезопасить свое предприятие от преступлений. Она позволяет также создать обстановку нетерпимости к преступлениям в коллективе, что имеет немаловажное значение. Так протягивается нить зависимости и взаимовлияния отдельного факта на явление в целом, что, кстати, недооценивают многие, скептически относясь к конкретной профилактической деятельности.

.

24. Общая характеристика теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

Теория предупреждения преступности - это совокупность знаний о деятельности по совершенствованию общественных отношений в целях: выявления и нейтрализации причин преступности и условий, ей способствующих; выявления и нейтрализации явлений и процессов, обусловливающих совершение, рост и распространение отдельных форм и видов преступлений, факторов, влияющих на формирование антиобщественных черт у определенных категорий лиц, влияния на условия их жизни и воспитания, устранение конкретных условий, обусловливающих совершение преступлений отдельными лицами, определение форм и методов контроля за преступностью.

Предупреждение преступности состоит из иерархически связанных между собой задач. Первая из них - профилактическое воздействие на динамику, структуру, причины преступности в целом (социальная профилактика) . Вторая - предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение преступлений в определенных сферах общественной жизни; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц и т.д. (криминологическая профилактика) . Третья задача состоит в предупреждении совершения преступлений отдельными лицами (индивидуальная профилактика) .

Решение первой задачи выходит за рамки криминологии и является составной частью общественной практики вообще и предметом всех наук об обществе и человеке и контроле за преступностью.

Криминология непосредственно изучает лишь ту часть проблемы, которая ограничивается профилактическим воздействием на деяния, запрещенные уголовным законом.

В зависимости от характера решаемых задач классифицируются меры профилактического воздействия: общие, специализированные и индивидуальные. Специфика задач и особенности профилактических мер определяют субъектов профилактики, их компетенцию и взаимодействия друг с другом, т.е. систему предупреждения преступлений. Виды теорий раскрываются в 25 и 26 вопросе!*отечественные и зарубежные)

 

25. Общая характеристика отечественных теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

Д.Н.Зернов на основании специально проведенных исследований пришел к убеждению, что "прирожденного преступника" не существует, Зернов отмечал, что среди преступников встречаются люди с признаками дегенерации точно так же, как и среди непреступных людей. Численность их, по всей вероятности, одинакова как среди преступников, так и не преступников, поэтому и средние числа получаются одинаковые.

Дуковский, Фойницкий - они
делили причины на индивидуальные, физические, и социальные, или на индивидуальные и социальные. К факторам индивидуальным они относили особенности психофизической структуры личности, психические и иные заболевания, пол, возраст, расу; к физическим - географическую среду, климат, смену времен года; к социальным: безработицу, уровень цен на продукты питания, уровень потребления алкоголя, уровень заработной платы, состояние жилищ, плотность населения.

 

26. Общая характеристика зарубежных теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

 

Чезаре Ломброзо (биологическая теория)в 1870-х пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. По его мнению, преступные типы могут быть определены по форме черепа. Ламброзо не отрицал влияния общества на развитие криминального поведения, однако полагал, что большинство преступников биологически дегенеративно. Впоследствии идеи о биологической предрасположенности к преступлениям были подвергнуты резкой критике.

Во 2-й половине 20 в. делались попытки связать криминальные наклонности с определенным набором хромосом в генетическом коде. Выдвигались предположения, что среди преступников, совершающих тяжкие преступления, непропорционально высока доля людей с добавочной У-хромосомой. В ряде исследований, проведенных в тюрьмах усиленного режима, был получен результат, показывающий, что такое отклонение имел один из сотни заключенных, в сравнении с одним человеком на тысячу для обычного населения. Однако вскоре у исследователей появилась догадка, что этот результат объясняется малым размером выборок. Исследования на более крупных массивах населения показали, что мужчины с нестандартным набором хромосом не более склонны к совершению насильственных актов, чем с обычным набором.

Психологические теории преступления, как и биологические, связывают преступные наклонности с определенным типом личности.

В 20 в. некоторые психологи, опираясь на идеи Зигмунда Фрейда, предположили, что у небольшой части людей развивается «аморальная», или психопатическая личность. По Фрейду, большинство наших моральных качеств происходят из самоограничений, которым мы обучаемся в раннем детстве. Вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей не вырабатываются подобные самоограничения, и, соответственно, отсутствует основное чувство моральности. Психопатов можно описать как замкнутых на себе людей, находящих удовольствие в насилии как таковом.

Одним из наиболее важных аспектов социологической теории является подчеркивание взаимосвязи конформности и отклонений в различных социальных контекстах.

в современных обществах существует множество субкультур, и поведение, считающееся нормой в одной субкультуре, может расцениваться как отклонение в другой.

в обществе есть сильные различия между богатыми и бедными, и эти различия чрезвычайно сильно влияют на склонность к преступности представителей различных социальных групп. Одни виды преступлений – такие как карманные кражи или кражи со взломом – совершаются в основном людьми из беднейших слоев населения. Другие виды преступлений – растраты или уклонения от уплаты налогов – по определению совершаются людьми, имеющими, наоборот, высокое благосостояние.

само понимание того, что следует считать преступным поведением, может сильно меняться.

Американский социолог и криминалист Эдвин X.Сазерленд связывал преступление с тем, что он назвал дифференцированной ассоциацией. В обществе, содержащем множество субкультур, некоторые социальные сообщества поощряют противозаконные действия, а другие – нет. Индивид становится правонарушителем или преступником, объединяя себя с теми людьми, которые являются носителями криминальных норм.

Американский социолог Роберт К.Мертон, связывавший преступность с другими типами отклоняющегося поведения, также исходит из признания нормальности преступника. Мертон исходил из концепции аномии, предложенной впервые Эмилем Дюркгеймом, и создал теорию девиаций, получившую в наши дни общее признание. Мертон называет аномией состояние напряженности, возникающей в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Например, в американском обществе общепринятые ценности ориентируют человека на «делание денег», т.е. на материальный успех.

теория стигматизации (т.е. наклеивания ярлыков, клеймения). Сторонники теории стигматизации (например, Эдвин Лемерт) интерпретируют отклонение не как некий набор характеристик индивида или группы, а как процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми без отклонений. Согласно этой точке зрения, чтобы понять природу отклонения, нужно понять, прежде всего, почему на некоторых людей навешивают ярлык отклоняющихся. Правила, при помощи которых определяются отклонения, и условия, когда эти правила применяются, устанавливаются богатыми для бедных, мужчинами для женщин, старшими для младших, этническим большинством для представителей меньшинств. Например, многие дети лазят в чужие сады, бьют стекла, крадут фрукты и прогуливают занятия. В состоятельных районах эти проступки рассматриваются родителями, учителями и полицией как относительно невинные болезни роста. В бедных районах они будут скорее рассматриваться как проявление преступных наклонностей в раннем возрасте.

 

 

27. Общая характеристика зарубежных социологических теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

Теорию социальной дезорганизации сформулировал Эмиль Дюркгейм,. преступность не только нормальное социальное явление, но и что преступник вовсе не антисоциальное существо, не особого рода паразит, не чуждое тело в среде общества. В другой своей работе «Самоубийство» (1898) он обосновал вывод о том, что в основе состояния дезорганизации общества лежит аномия (безнормие).

Теория дифференциальной связи была предложена американским криминологом профессором Иллинойского университета Эдвином Сатерлендом, изложившим ее основы в работе «Принципы криминологии» (1939). Популярности теории в значительной степени содействовала ее привлекательность с точки зрения здравого смысла, поэтому она получила свое второе название теории «плохой компании». Согласно данной теории преступному поведению обучаются у тех, с кем есть связь.

Теория дифференцированной связи исходит из следующих положений.

· Преступному поведению учатся.

· Научение преступному поведению происходит главным образом в группах, где отношения имеют непосредственный, личный характер.

· Возможность того, что индивид изберет систематическое преступное поведение, обусловливается тем, насколько часты и непосредственны его контакты с моделями такого поведения.

· Лицо становится деликвентом в результате преобладания у него оценок, благоприятствующих нарушению закона, над оценками, не благоприятствующими этому.

· Процесс обучения преступному поведению включает в себя все механизмы, действующие в процессе любого другого обучения.

Теория стигматизации основана на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. По сути, речь идет о криминализации человека самим обществом, своеобразном клеймении его в связи с фактами неблаговидного поведения. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления. Концепция Танненбаума лежит в основе теории стигматизации.

Эта теория знаменует буквально переворот в традиционном криминологическом понимании преступности, ибо отстаивает тезис, что социальный контроль порождает клеймение, а значит, и преступление. Данный тезис действительно парадоксален: борьба с преступностью, попытка предупредить правонарушение на самом деле создают их.

Развитие теории стигматизации продолжилось в работах американских криминологов Т. Селлина и Г. Беккера. В книге Беккера «Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения» (1963) так описывается картина преступной карьеры. В большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями или их результатами. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника, формально на срок судимости, фактически навсегда. В последующем происходит активная реализация социального статуса зэка, которым общество заклеймило осужденного, и он совершает серию преступлений. Пиком преступной карьеры является вступления человека в банду преступников, в которой максимально реализуются его криминальные возможности.

Теория стигматизации весьма популярна среди западных криминологов. В теоретическом плане ее развитие, вероятно, пока не закончилось. Сегодня, например, можно задать в адрес этой теории следующие вопросы: исчезли бы негативные отклонения, если бы отменили социальный контроль, т. е. перестали бы люди убивать, воровать, насиловать, если бы отменили уголовный закон? Почему есть преступники, которые никогда не были пойманы и, следовательно, никогда не клеймились?

 

28. Теории социальной дезорганизации и аномии, стигматизации, субкультур.

Теория стигматизации раскрыта в 27 вопросе!

Теория дезорг и аномии.

впервые социологическое объяснение девиации нашло отражение в теории аномии, предложенной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией ( буквально “отсутствие регуляции”, “безнормность” ). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, и они знают, что следует ожидать от других, а также, что другие ожидают от них. Их жизненный опыт ( т. е. их удовольствия и разочарования ) более или менее соответствует ожиданиям, обусловленным социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в нормах общества. В результате нарушается общественный порядок и происходит дезорганизация людей. Чтобы наглядно показать воздействие аномии на поведение людей, Дюркгейм выявил, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило становится выше обычного. Он считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с “нарушениями коллективного порядка”. Социальные нормы разрушаются, происходит дезориентация людей-все это способствует девиантному поведению

. Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс ценностных представлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территории и в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаях и нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенных форм поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации.

 

 

29. Теория дифференцированных связей, конфликта культур, Марксистско-утопическая теория причин преступности.

 

Дифференцированных Связей Теория - одна из наиболее влиятельных социологических концепций современной, прежде всего американской, криминологии. объясняющая преступность влиянием социальной среды. Впервые была сформулирована в 1939 г. видным американским криминологом Э. Сатер-лендам, а затем развита в работах самого Э. Сатерленда и его многочисленных последователей (Д. Кресси, Р. Эйкерса, Д. Глейзера и др.).Содержание Дифференцированных Связей Теория заключается в следующем. Вступая в контакты с другими людьми, каждый человек неизбежно подвергается определенному воздействию. Выбор им своего жизненного пути, преступного или законопослушного поведения, определяется в значительной мере характером его ближайшей среды. Если в этой среде преобладают преступные элементы с присущими им нравами, убеждениями, привычками и т.п., отрицательно относящиеся к требованию соблюдения законов, то человек усваивает их социальные ценности и модели поведения, обучается им и становится преступником, а если в ней преобладают непреступные элементы, то он становится законопослушным гражданином. Следует пояснить, что сатерлендов-ское "обучение" состоит не столько в усвоении преступной "техники", сколько в восприятии основного типа поведения, его целей, мотивов, отношения к существующему правопорядку.Контакты, связи индивида носят "дифференцированный" характер, они различаются по частоте, продолжительности, очередности и интенсивности, в чем в значительной степени определяется сила или степень их влияния. Следовательно, чем раньше он с ними сталкивается, чем теснее его общение с ними, тем больше у него шансов стать преступником.Дифференцированных Связей Теория сформировалась под известным влиянием "теории подражания", выдвинутой в 1980 г. французским социологом Г. Тардом, согласно которой поведение людей, в том числе и преступное, объясняется главным образом стремлением подражать другим. Разрабатывая Дифференцированных Связей Теория, Сатерленд в значительной степени опирался и на положение двух других важнейших социологических теорий современной американской криминологии, а именно социальной дезорганизации и конфликта культур. Если окружающая индивида культура однородна, то, согласно Сатерленду, он неизбежно усваивает ее, но в условиях социальной дезорганизации, распада общества на различные, чаще всего враждебные друг другу группы, индивид оказывается в конфликтной ситуации и все зависит от того, культура какой группы окажет более сильное воздействие.Дифференцированных Связей Теория обладает известными достоинствами. Она решительно отвергает различные биологические теории преступности, попытки объяснить преступное поведение влиянием "порочной" наследственности, "плохой" физической конституции и т.п.

КОНФЛИКТА ТЕОРИИ - в криминологии теории, объясняющие преступность наличием в обществе обособленных групп со сталкивающимися интересами и ценностями. К.т. возникли на основе положений, разработанных Г. Зиммелем (1858-1918), который считал. что конфликт является универсальной формой взаимодействия групп в обществе. Когда сталкиваются интересы и цели различных групп, возникает конфликт. Чтобы сохранить свое место и положение в постоянно меняющемся мире, группы всегда должны быть готовы к самозащите. Само понятие "группа" при этом употребляется в двух смыслах. Во-первых, это различные общественные группировки: семья, население небольшого района города, город в целом. национальная группа.группа лиц с одинаковым доходом, общество в целом. Во-вторых, это те или иные группы преступников. несовершеннолетних правонарушителей илиделинквентов. Исследования супругов Шел и Элеоноры Глюк показали, что почти все делинквенты (правонарушители) предпочитают находиться вместе с другими делинквентами. Именно в "группе" сторонники этой теории ищут ответ на все вопросы относительно причин преступности, ее предупреждения и даже карательной политики.В основе объяснения преступности, предложенного американским ученым Т. Селлином, лежит конфликт культур,источником которого могут быть различия в расовых, этнических, религиозных, экономических,профессиональных, философских и любых других аспектах культуры. Различия воззрений на жизнь, привычки, стереотипы затрудняют взаимопонимание людей, что может озлобить их в отношении представителей иных культур. Такой подход помогает, в частности, объяснению высокого уровня преступности среди детей иммигрантов,На основе этой теории американский социолог А. Коэн в 1955 г. разработал концепцию конфликта субкультур. А. Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений .

Маркс мало писал о преступности, но его учение, развитое в "Капитале", внесло существенный вклад в дискуссию о происхождении прест-и. Основные идеимарксистской теории причин прест-и: 1) бытие определяет сознание и поведение человека; 2) преступность - результат классовых противоречий в обществе, эксплуатации, нужды и нищеты, грубая форма классовой борьбы; 3) прест-ь можно искоренить лишь в связи с революционным пере­устройством мира, ликвидацией частной собствен­ности, эксплуатации и соц не­равенства; 4) с устранением коренных соц причин в коммун-ом сообществе преступность станет отмирать; 5) в социалис-ом обществе как 1 фазе коммунизма преступность со­храняется в связи с имеющимися пережитками прошлых эксплуататорских от­ношений; 6) в коммун-м обществе государство как машина насилия отомрет, а вместе с ним отомрет и преступность. Изложил свои взгляды на преступность и Ф.Энгельс в "Положение рабочего класса в Англии» (1845). защищал следующие три тезиса: - причина преступности - в экономических условиях капитализма; - преступность есть выражение негодования рабочего класса против класса капиталистов; - преступность - бесплодная и не сулящая успеха форма классовой борьбы. Марксистскую теорию преступности развивали, причем не только в прошлом, но и в ХХ веке ряд зарубежных криминологов. Так: - голландский В. А. Бонгер (1905) утверждал, что капитализм порождает эгоизм, а социализм - альтруизм. Склонность к преступному поведению растет, когда эгоист видит возможность путем нелегальных действий получить какую-то выгоду за счет других, если у него нет шансов удовлетворить свои потребности законным образом. При капитализме можно преследовать эгоистические цели за счет других противоправным способом. И не только можно, но и должно, если легальный путь исполнения желаний закрыт. Иначе - при социализме. Он гарантирует каждому возможность удовлетворять свои потребности вполне законным порядком. Поэтому капитализм плодит преступность, в то время как при социализме не могут совершаться уголовно наказуемые деяния; - за марксистский подход выступали Ф.Веркентин, М.Хофферберт и М.Баурманн. Они видят причину возникновения преступности в "классовом расслоении общества" и в "классово ориентированной юстиции". считают, что ликвидировать преступнось нельзя без преодоления капиталист общественных структур

 

30. Общая характеристика зарубежных биологических теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

Основатель биологической теории - итальянский ученый Чезаре Ламброзо. Он основал школу анализа личности преступника - позитивистскую школу. Ученый проводил физические обследования преступников и пришел к выводу, что у большинства преступников имеются физические аномалии («стигмы», «клейма») и это свидетельствует о том, что они преступники от природы и это преступный тип человека (теория прирожденного преступника). К физическим аномалиям Ламброзо относил: низкий лоб; скошенный подбородок; длинные руки; определенное расположение глаз и т. д. Он предлагал обследовать всех людей и лечить тех, у кого есть эти физические аномалии. После выхода книги «Преступный человек» он подвергся критике со всех сторон. Под воздействием критики Ч. Ламброзо несколько изменил свои первоначальные взгляды. Ученый выдвинул идею о том, что преступность обусловливается 16 группами факторов: метеологическими, климатическими, плотностью населения и т. д. Преступников разделил на 4 группы: прирожденные преступники, душевнобольные преступники, преступники по страсти (в т. ч. политические), случайные преступники.

Эндркриминологическая теория (Ди Тулио, Эдуард Подольский). Идея: железы внутренней секреции играют решающую роль в жизни человека, влияя на его здоровье и поведение. При наличии аномалий в железах внутренней секреции нарушается здоровье человека, его поведение. Пенде считал, что лица с повышенной деятельностью щитовидной железы поставляют воров и преступников по страсти, с пониженной деятельностью - половых преступников. И в предыдущих вопросах я тоже это писала!

31. Антропологическая теория Ч. Ломброзо, теория конституционной предрасположенности, теория хромосомных аномалий.

 

Конституционной предрасположенности теория – основополагающая концепция в криминологии, предполагающая связь строения тела с предрасположенностью к преступному поведению. В основе конституционной предрасположенности теории лежит учение немецкого профессора Э. Кречмера, согласно которому между чертами личности психологического значения, точнее характера, и строением тела, имеется прямая связь. То есть, по его теории, социальное и антисоциальное поведение человека, точно определяется его врожденной физиологией, физической конституцией. Его последователями были Шел и Элеонора Глюк, которые в своей книге «Строение тела и юношеская преступность» написали, что 60% правонарушителей подростков принадлежат к типу мезоморфному, то есть энергичные и мускулистые.

 

Хромосомные аномалии - Нормальным сочетанием хромосом для мужчин является наличие у них одной Х - и одной Y-хромосомы, то есть сочетание ХY; для женщин наличие двух Х-хромосом, т.е. сочетание ХХ. Пол человека определяется при зачатии. Лица мужского пола с нормальным хромосомным кодом обязательно наделены Y-хромосомой, у женщин Y-хромосом не бывает. Встречается разного рода аномальные сочетания хромосом, что иногда затрудняет индивидам выполнение определенной роли в обществе. Например, лицо, имеющее комбинацию хромосом ХХY, может считать себя женщиной и быть воспитанной соответствующим образом, но при выполнении этой роли испытывать определенные трудности. И наоборот, лицо с набором хромосом ХХY, но воспитанное как мужчина, может сохранить определенную сдержанность при выполнении этой роли. Вот почему в современной жизни все более обычными становятся операции по изменению пола. Новая теория гласит, что наличие у мужчины комбинации хромосом ХYY делает его сверхагрессивным “супермужчиной” , вступающим в конфликт с законом гораздо чаще, чем его собратья, имеющие комбинацию хромосом ХY. Высказывалось даже предположение, что все это приведет к новым поискам “дурного семени” . Впервые об открытии ХYY хромосом у взрослого мужчины (американца) сообщил 26 августа 1961 г. английский журнал “Ленцет” . В результате проведенного в 1967 году в Пентриджской тюрьме в Мельбурне исследования была выдвинута гипотеза о связи, существующей между комбинацией хромосом ХYY и совершением преступлений. Отмечено, что Ричард Спек, убивший в Чикаго в 1986 году восемь медсестер, имел ХYY комбинацию хромосом) . Исследования Ричарда Фокса показывают, что заключенные, имевшие комбинацию хромосом ХYY, не более склонны к совершению насилия, чем остальные заключенные, но чаще, чем они, совершают имущественные преступления.

Криминологами связь между хромосомным набором (ХYY хромосом) и преступностью подвергается сомнению.

 

 

32. Антропологическая теория Ч. Ломброзо. Современные антропологические теории причин преступности.

Антропологическая теория – теория криминалистики, судебной психологии и психологии личности, возникшая в Италии в 70-х гг. XIX в. В ней особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи психической болезней личн. и свойств преступной личн. Антропологическая теория развита в трудах Ломброзо.

Суть подхода Антропологической теории сводится к следующему: преступление, совершаемое преступной личностью, такое же естественное явление, как рождение, болезнь, смерть. Поэтому причины преступности лежат в самой психофизиологической природе личности.

В А. т. разработана первая классификация преступных личностей: 1) прирожденные преступники; 2) душевнобольные преступники; 3) преступники по страсти; 4) случайные преступники.

Представители А. т. утверждали, что существуют "прирожденные преступники", обладающие особыми анатомо-физиол. и психическими свойствами, делающими их как бы фатально обреченными от рождения на совершение преступления. К анатомо-физиол. признакам "прирожденного преступника" А. т. относит: неправильную, безобразную форму черепа, раздвоение лобной кости, малую зазубренность краев черепных костей, ассиметрию лица, неправильность строения мозга, притупленную восприимчивость к боли и др.

В А. т. определены характерологич. особенности преступника и свойственные ему патологич. личност. черты: сильно развитое тщеславие, цинизм, отсутствие чувства вины, способности к раскаянию и угрызениям совести, агрессивность, мстительность, склонность к жестокости и насилию, к экзальтации и демонстративным формам поведения, тенденция к выделительным признакам особого сообщества (татуировки, речевой жаргон и др.).

Прирожденная преступность сначала объяснялась атавизмом: преступник понимался как дикарь, который не может приспособиться к правилам и нормам цивилизованного сообщества. Позднее представители А. т. объясняли прирожденную преступность как форму "нравственного помешательства", и, наконец, как форму эпилепсии. Борьба с преступностью, т. о., должна осуществляться, по мнению Ломброзо, путем физич. уничтожения либо пожизненной изоляции "врожденных" преступников.

А. т. отвергла положения и подходы "классической" криминалистич. школы, напр., "моральную ответственность" преступника и взгляд на наказание как на акт возмездия за совершенное преступление, противопоставив взгляд на наказание как на необходимую меру защиты, общества от социально опасной преступной личности.

А. т. имела большое значение в поиске путей и средств диагностики личн. преступника, развитии психологии и патопсихологии криминогенной личности, в формировании основ криминалистики и судебной психологии, в поиске целесообразных мер воздействия, в т. ч. и психол., на личн. преступника.

А. т. находила и находит последователей во многих теориях, таких как теории хромосомных аномалий Т. Клайнфельтера, генной инженерии, оказавших влияние на развитие ряда совр. теорий личн., а также во фрейдистской и неофрейдистских концепциях о врожденной агрессии и разрушительных влечениях личности.

 

33. Общая характеристика зарубежных смешанных теорий (концепций) причин преступности и преступного поведения.

В этом вопросе необходимо раскрыть те положения которые я уже писала в предыдущих вопросах!!!

 

 

45 вопрос.

Непосредственная причина совершения конкретного преступления.

Антиобщественная направленность личности – совокупность сформировавшихся у человека негативных взглядов, убеждений, ориентаций, которые обусловили совершения преступления.

Антиобщественная установка – внутренняя готовность лица к преступному или иному противоправному поведению.

Конкретная жизненная ситуация – представляет собой совокупность обстоятельств жизни данного лица перед совершением преступления, которые при решающей роли его антиобщественных взглядов, стремлений и привычек влияют на его уголовно наказуемые действия.

В роли конкретной жизненной ситуации могут выступать: материальные трудности, конфликтные ситуации (ревность, гнев, месть), поведение жертв.

В зависимости от определяющей роли жизненной ситуации на поведение человека выделяют:

Мотивационно - безразличные ситуации – которые не влияют на поведение преступника

Мотивирующие ситуации – которые влияют на поведение лица, намеревающегося совершить преступление

Проблемные ситуации – в рамках которых существует преграда, препятствие на пути к поставленной субъектом цели. Разрешение проблемной ситуации заключается в нахождении способа преодоления преграды и достижения намеченной цели.

Конфликтные ситуации – в рамках которых происходит столкновение противоположных интересов, взглядов и возникают серьезные разногласия сторон, влекущие за собой совершения преступления.

По времени действия конкретные жизненные ситуации могут быть:

- разовыми

- относительно длящимися

- длящимися

- временными

По степени криминогенности бывают:

- провоцирующие ситуации

- ситуации, способствующие принятию и реализации решения о конкретном преступлении

Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. Она выступает в качестве причин конкретного преступления только лишь в том случае, если оно содержит обстоятельства, толкающего человека на преступные действия, при положительной его характеристике ( убийство в состоянии аффекта)

В большинстве случаев конкр. Жизн-я ситуация лишь актуализирует преступные мотивы и выступает в качестве условия, способствующего совершению прест-я

 

46 вопрос

Предшествующая причина конкретного преступления (ППКП) – включает условия неблагоприятного формирования личности и психобиологические особенности человека.

Условия неблагоприятного формирования личности:

Микросреда – та часть социальной среды, с которой индивид поддерживает прямые и непосредственные контакты (семья,школа). Микросреда в механизме формирования личности принадлежит ключевая роль.

Макросреда – особенности эконом-го развития политические воззрения, религия, культура, экономика и государство в целом.

Обстоятельства,которые способствуют неправильному нравственному формированию личности в семье:

- наличие в семье антиобщественных взглядо, нравов, обычаев

- пренебрежительное отношение к труду и др. гражданским обязанностям

- аморальный образ жизни членов семьи, совершение ими преступлений или др. правонарушений

- судимость родителей

- неполные семьи

- низкий уровень культуры, образования

Влияние на формирование личности преступника ближайшего бытового окружения вне семьи:

- группы с антиобщественной ориентацией, члены которых совершают, как правило административно –наказуемые проступки либо аморальные действия

- неустойчивые преступные группы, т.е. группы совершающие 1,2 преступления и вскоре после этого распадающиеся

- устойчивые преступные группы, в том числе тщательно законспирированные и совер-е преступления замаскированными способами

Влияние недостатков школьного воспитания:

- низкий уровень воспитательной работы

- плохая организация досуга в школьников, низкий уровень квалификации педогогов

Влияние обстановки складывающейся в ПТУ:

- низкий образовательный уровень учащихся

- отсутствие дифференцированного подхода к учащимся

- недостатки проводимой воспит-й работы

- разрыв прежних связей со школой

- самостоятельность при решений многих вопросов

- появление новых друзей имеющих антиобщественные взгляды

Условия неблагоприятного формирования личности складывающиеся в процессе труд. Деят-ти:

- недостатки воспит-й работы со стороны администрации предприятия и правоохранит-х органов

- неблагоприятная обстановка в самом коллективе

- отрицательное влияние ранее судимых лиц

 

47 вопрос

Влияние на формирование личности преступника ближайшего бытового окружения вне семьи:

- группы с антиобщественной ориентацией, члены которых совершают, как правило административно –наказуемые проступки либо аморальные действия

- неустойчивые преступные группы, т.е. группы совершающие 1,2 преступления и вскоре после этого распадающиеся

- устойчивые преступные группы, в том числе тщательно законспирированные и совер-е преступления замаскированными способами

Влияние недостатков школьного воспитания:

- низкий уровень воспитательной работы

- плохая организация досуга в школьников, низкий уровень квалификации педогогов

Влияние обстановки складывающейся в ПТУ:

- низкий образовательный уровень учащихся

- отсутствие дифференцированного подхода к учащимся

- недостатки проводимой воспит-й работы

- разрыв прежних связей со школой

- самостоятельность при решений многих вопросов

- появление новых друзей имеющих антиобщественные взгляды

Условия неблагоприятного формирования личности складывающиеся в процессе труд. Деят-ти:

- недостатки воспит-й работы со стороны администрации предприятия и правоохранит-х органов

- неблагоприятная обстановка в самом коллективе

- отрицательное влияние ранее судимых лиц

Условия неблагоприятного формирования личности складывающиеся в воиснкой микросреде:

- снижение роли воспитательных позиций воинской микросреды

- дедовщина

- низкое материально – техническое финансирование армии

Негативные влияния воспитательно – принудительной среды на формирование человека:

- переполненность мест лишения свободы

- отсутствие санитарных норм в данных местах

- отсутствие изоляции больных от здоровых

- аморальное поведение работников исправит-х учреждений

48.

Миграция – это процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий, со сменой на всегда или на время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Преступность мигрантов – это вид преступности, который выделяется на основании такой характеристики личности преступника, как его участие в процессах миграции, перемещение с одной территории на другую, включающего временную или постоянную смену места жительства.

Формы миграции:

- стационарная - когда люди переселяются на новое место жительства, на постоянной основе, получают прописку, устраиваются на работу

- сезонная – связанные с временным переездом для выполнения конкретных задач

- маятниковая – регулярные , ежедневные переезды от дома до работы.

- эпизодическая - связанная с временной переменой места жительства на период зависимости цели приезда.

Три линии детерминации преступности мигрантов:

1)комплекс причин и условий, влияющих на формирование личности до возникновения проблемной жизненной ситуации, обусловившей факт миграции;

2) причин и условий, действовавшие в проблемной жизненной ситуации, зачастую определяющие факт и цели миграции;

3)комплекс обстоятельств, оказывающих влияние на мигрантов после их приезда в тот или иной населенный пункт.

49 вопрос.

Сатерленд -> первый ученый рассмотр. беловоротничк. преступность

Беловоротничк. преступность – под к-й понимается вид преступности, совершаемые лицами занимаемые высокое положение в сфере бизнеса.

è Компьютерн.

è Уклонение от налогов

Яковлев: экон-я преступность выражается в совокупности корыстных посягательств на собственность, порядок управления гос-й и частной собственностью со стороны лиц выполняющие опред-е функции в системе экономических отношений.

К экономическим преступлениям отн-ся преступления в эконом. сфере и преступления против собственности.

Экономическая преступность – совокупность противоправных, общественно – опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб, посягательств на использ-ю для хоз-й деятельности собственность, установленный порядок управления эконом. процессом, эконом-е права и интересы граждан, юр. Лиц и гос-ва со стороны лиц выполняющие определенные функции в системе экономических отношений.

Гл 19,21-23 и 30 ук вкл-я должностные и служебные полномочия

Особенности экономик.преступности:

1 согласно дынным офиц-й статистики за годы эконом-х реформ, экономическая преступность увеличилась(значительными темпами)

- мошейничество(2011г 50899)

-фальшивомонетничество (26948)

-)взяточничество (10952)

2 отличает преимущественно организованный характер

3 экон-я преступность причиняет значительный материальный ущерб

4 высокая латентность

5 влияет на общественные отношения

 

50 вопрос

Терроризм – это идеология насилия и практика возд-я на принятия решения орг.гос.власти о омсу или международными организациями, связанные с устранением насилия и иными фактами противоправных насильственных действий.

Террор-я деят-ть вкл-т в себя:

1 организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию терр-го акта

2 подстрекательство к соверш-ю терр-го акта

3 Организацию незаконного вооруженного формирования преступного сообщества, организованной группы для реализации терр-го акта, а равно участие в такой структуре.

4 вербовку, вооружение, обучение и использование террористов.

5 информ-е или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террор-го акта

6 пропаганда идей терр-ма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению терр-й деят-ти.

Противодействие терр-му – это деят-ть гос.орг.власти и омсу по предупреждению терр-ма, выявление и последующее устранение причин и условий способствующих совершению терр-го акта (профилактика)

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование терр-го акта

- Минимизация и ликвидация последствий проявления терроризма.

 

51 вопрос

Предупреждение преступности (профилактика) – это многообразная,многоаспектная, разноуровневая , практическая деятельность многочисленных гос-х органов, обществ-х организаций и отдельных граждан, направленная против преступности, с целью удержания ее на социально – терпимом уровне, посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин и условий.

Принципы преду-я преступлений – это основополагающие идеи, начала а области предупреждения преступлений. В криминологии под принципами также понимают требования, предъявляемые к данной деятельности.

Принцип гуманизма и рационализма,приоритета прав и свобод личности ( предупр-е преступлений не должно увязываться с ограничением прав и свобод человека)

Принцип законности

Принцип научной обоснованности ( деят-ть по предупреждению преступлений строится на основе криминол-х исследований)

Принцип учета и предупр-я криминогенных последствий во всех видах соц-й дея-ти ( должна проводится обязательная экспертиза всех проектов НПА с целью избежать различных вредных последствий при их применении)

Принцип обеспеченности наказания предупреждением преступлений ( недопущение сов-я лицами, ранее совершившими прест-я)

принцип приоритета международных норм и правил в области предупреждения преступлений

три уровня:

1) Общий (общесоциальный) – система мероприятий эконом-го, полит-го, соц-культурного, идеолог-го, организационного характера направленных на развитие экономики, повышение материального и культурного уровня жизни граждан

2) Специальный (специально – криминологический) – это социальный процесс, основой которого является применение отвечающих требованиям морали, нравственности и законности спец-х методов и приемов, знаний и навыков регулирования соц-х отношений только в целях устранения тех или иных отриц-х моментов, к-е могут вызвать совершение преступлений.

3) Индивидуальный – совокупность взаимосвязанных воспитательных и иных мер воздействия, применяемых к лицу, к-й может реально встать на путь совершения конкретных преступлений или совершил преступление, и окруж-й его микросреде в целях предотвращения совер-я им преступления.

52 вопрос

Формы???

Методы – способы воздействия субъектов на объекты профилактики

Выделяют след-е методы:

1 организация деятельности – главный метод предупреждения прест-й, закл-ся в установлении и регулировании прав и обязанностей граждан, юр. лиц и государства, а также процесс влияния на субъектов через их потребности и интересы, побуждающий их действовать добровольно в опред-м направлении.

2 убеждение – целенаправленное доказывающее воздействие слова на сознание, чувства и волю, обеспечивающее определенное поведение людей добровольно в соответствии с их взглядами.

3 поощрение

- неправовое ( осущ-ся неформально ближайшим окружением путем одобрения, похвалы)

- правовое ( на основе закона – вручение наградного знака, денежной премии человеку, оказавшему активную помощь правоохр-м органам)

4 контроль – система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта принятым управленческим решением, обеспечивающая определенное поведение человека независимо от его убеждений и желаний.

53 опрос

1)Общий (общесоциальный) – система мероприятий эконом-го, полит-го, соц-культурного, идеолог-го, организационного характера направленных на развитие экономики, повышение материального и культурного уровня жизни граждан

2)Специальный (специально – криминологический) – это социальный процесс, основой которого является применение отвечающих требованиям морали, нравственности и законности спец-х методов и приемов, знаний и навыков регулирования соц-х отношений только в целях устранения тех или иных отриц-х моментов, к-е могут вызвать совершение преступлений

Значение???

54 вопрос

охранительное предупреждение – деят-ть по недопущению возможности совершения преступлений неуст-ми гражданами в определенных конкретно жизненных ситуациях, обладающих повышенной криминогенностью.

Основные методы:

1)внешнее наблюдение – непосредственная охрана(ппс,ГИБДД_

2) метод контроля –(когда участковый проверяет правильность хранения оружия)

3) метод технической защиты объектов (н-р защита денежных знаков, документов от подделки)

Вопрос

Уголовно – правовая профилактика – предупредительное возд-е на преступность уголовной ответственности и наказания и других институтов уголовного права с целью сокращения, стабилизации преступности на определенном уровне.

Методы уголовно правового предупреждения:

- У.О и наказание

- стимулирования участия граждан в борьбе с преступностью

Объекты уголовно-правового предупреждения:

- лица, сов-е преступление

-неустойчивые лица с антиобщественной направленностью, на совершение преступления

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных