Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Политические и правовые учения в Европе и США




в конце XVIII – начале XIX вв.

1. Политико-правовая мысль во Франции в период в период Великой французской революции.

2. Государственно–правовые взгляды И. Канта.

3. Философия права Г.В.Ф. Гегеля.

4. Теория федерализма в США.

Тема 6. Ключевые проблемы политической и правовой теории России (деловая игра).

Основная проблема, предлагаемая студентам для обсуждения - соотношение «западнических» и «славянофильских» мотивов в правовой и политической теории России.

Студенческая группа разделяется на две команды, условные названия которых: «западники» и «славянофилы». Каждая команда готовится по своей тематике, изучая источники и литературу по российской политико-правовой мысли в период XIV – начала XX вв.

Примерный перечень вопросов, которые должны быть затронуты в ходе деловой игры:

1. Полемика между Иваном Грозным и Андреем Курбским по вопросам государственного устройства.

2. Теоретико-правовое обоснование реформ Петра I.

3. «Либеральные» и «консервативные» тенденции в развитии правовой и политической теории России в конце XVIII – первой трети XIX вв.

4. «западники» и «славянофилы» в политико-правовой теории России в XIX – XX вв.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

История политических и правовых учений - это дисциплина историко-теоретического цикла. Больше всего она связана с политологией и теорией государства и права, поскольку к ее предмету относится история (борьба, развитие) выраженных в теоретической форме представлений идеологов различных классов о государстве, праве, политике.

Изучение истории политико-правовых учений, закономерностей их развития и противоборства актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике и праву, неоднократно обсуждался, был предметом острейших дискуссий в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. Таковы проблемы прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, демократии и технократии, мира и войны, теории права и др.

Следует знать, что политико-правовые учения изложены в произведениях политических мыслителей, философов, государственных деятелей, публицистов. Каждая политико-правовая доктрина в различной степени абстрактности отражает современные ей государство, право, политическую жизнь и уже в силу этого затрагивает интересы тех или иных классов или социальных групп. Именно эта связь с общественно-политическими интересами дает известность самой доктрине, делает ее социально значимой, а тем самым выводит за пределы сугубо личных познавательных интересов. Поэтому в истории политических и правовых учений известны лишь те теоретические построения, которые выражали самосознание какой-либо значительной социальной группы.

Экономическое и политическое могущество господствующей социальной группы, его решающее влияние на психологию и идеологию общества, возможность пропагандировать свои идеи и подавлять пропаганду идей противостоящих социальных групп обусловливают преобладание в обыденном сознании идей, совпадающих с официальной, государственной политико-правовой идеологией; чувств и настроений послушания, подчинения существующему государству и действующему праву.

Закономерности развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне - это то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом (казалось бы, абстрактном) построении. Так же, как философия, по словам Гегеля, - это эпоха, "схваченная в мысли", политико-правовая доктрина - это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.

Каждая большая эпоха исторического развития общества имела свои политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме определенных лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и было обусловлено повышенное внимание к теоретическому определению и классификации фор государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии ХУП-ХУШ вв. стоял уже проблема не столько формы правления, сколько проблема форм политического режима, законности, гарантий равенства перед законом, свобод и прав личности. Х1Х-ХХ вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свободы человека, а с конца XIX в. проблема форм правления политического режима государства была существенно дополнена исследованиям связей государства с политическими партиями и другими политическим организациями.

Понятийно-категориальный аппарат политико-правовых учений разных эпох отражал современные им государство и право. Любая идеология как форма социально обусловленного группового самосознания приобретала научный характер лишь при совпадении целей интересов класса с наиболее общим направлением исторического развития, также при конструировании самой идеологии на основе научной методологии. Исторически существовавшая политико-правовая идеология отражал государство и право через интересы классов либо решающих очередную задачу истории, либо препятствующих ее решению, либо не имеющих ясно исторической перспективы, либо, наконец, рассматривающих исторически преходящий строй как вечный и неизменный. Поэтому отражение политико-правовой действительности в этой идеологии не совсем совпадало с реальностью или долговременными тенденциями ее развития, было органически связано или с исторически правомерными иллюзиями, или с несбыточными утопическим проектами, или с консервативно-апологетическими либо реакционным стремлениями.

Не следует забывать – закономерностью развития политико-правовой идеологии является то, что каждое из политико-правовых учений складывается и развивается в сложной системе идеологических влияний, из которых наиболее важны господствующие формы общественного сознания, политико-правовое мировоззрение противостоящего класса или социальной группы, идейный материал, созданный предшествующим развитием.

Политико-правовая доктрина всегда соответствует исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии. Способ обоснования политико-правовых доктрин связан с господствующим мировоззрением эпохи, либо с мировоззрением, приобретающим все больший авторитет и признание, выражен в понятиях и категориях, представлениях доводах, созвучных или совпадающих с массовым общественным сознанием.

В истории политических и правовых учений существует преемственность – каждая из последующих доктрин, как правило, учитывает представления понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах. Политико-правовые доктрин оперируют понятиями и категориями, сложившимися в результате не только отражения и описания современных им явлений государственно-правовой реальности, но и теоретического осмысления и оценки исторически определившегося круга проблем политики, государства и права.

Таким образом, преемственность означает, что представления, унаследованные от прежних времен, воспроизводятся в последующих идеологических системах. При этом идеологическое влияние само по себе не способно породить последующую идеологию или движение: всякая новая теория должна исходить из накопленного идейного материала, но корни ее лежат социальных условиях данного общества.

Важной закономерностью развития политико-правовых учений является взаимодействие доктрин борющихся классов, каждый из которых стремится опровергнуть враждебную ему идеологию, представить свое мировоззрение как единственно истинное, отвечающее справедливости, прогрессу, общему благу. Основная задача каждой из идеологий - борьба за влияние на общественное сознание, опровержение идей и учений противостоящих классов. Эта борьба – важный стимул развития самих доктрин: каждая из них дополняется доводами, аргументами, опровержениями, ориентированными на идейный арсенал противника.

Важно выделить особенности структуры политико-правовых доктрин. За время многовековой истории борьбы за государственную власть возникло очень много политико-правовых доктрин. Борющиеся классы имели своих идеологов, в теоретической форме выражавших отношение своего класса к государству и праву. Созданные ими концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т.п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных классов и социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения) строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженную в виде понятийно-категориального аппарата содержательную попытку решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи. Политические учения раннего классового и рабовладельческого общества опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим.

Содержанием политико-правовой доктрины является ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине. Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, вопросы об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности; проблемы форм государства, его задачи, методов политической деятельности, связи государства и права, проблема прав личности и др.

Программные положения - оценка государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы, присущие каждой политико-правовой доктрине, накладывают отпечаток на направленность содержания ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен социально-классовый характер доктрины в целом: через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программные положения непосредственно выражают интересы и идеалы определенных классов или социальных групп, их отношение к государству и праву. Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и право взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на социально- классовой основе.

Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззрения эпохи.

Политико-правовые доктрины чаще всего являются результатом индивидуального творчества, но те из них, которые приобретают общественное значение, имеют определенные социальные функции. К функциям политико-правовых доктрин относится идеологическое самоопределение (самосознание какой-либо социальной группы по проблемам права, государства, политик также влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику государства и развитие права).

Одним из способов определения социальной сущности и реального содержания политико-правовой доктрины является установление связи программных положений с объективными тенденциями исторического процесса, проекция программной части доктрины на реальный исторический процесс

Для того чтобы определить, чьи интересы выражены в данном учении необходимо исследовать исторические условия создания этого учения, пре всего классовую структуру общества, социальные противоречия, основные тенденции развития общества. Более всего с конкретной исторической обстановкой связана программная часть политико-правового учения.

Наряду с интересами социальных групп в политико-правовых доктринах нередко находили выражение общечеловеческие ценности. В общем виде идеи справедливости, всеобщего блага, свободы и другие элементарные принципы нравственности. В ряде политико-правовых доктрин, выражавших интересы классового меньшинства, эти идеи были грубо деформированы, терминологически включены в системы взглядов, направленных на оправдание и укрепление жестокой и несправедливой для большинства социума политической реальности. Для определения того, действительно ли в политико-правовой доктрине речь идет об общечеловеческих ценностях или же в ней лишь чисто формально используется соответствующая терминология необходима конкретизация этих понятий и норм применительно к специфике права и государства.

Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и свобод человека достаточно конкретно раскрывают содержание этих прав и свобод, обосновывают необходимость их гарантий. Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения.

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное – неистинное), а социологии (самосознание групп и классов). Поэтому политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное по аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии.

Система воззрений на историю политической и правовой мысли должна исходить из общепринятой периодизации:

В соответствии с эпохами исторического развития курс истории политико-правовых учений можно достаточно условно разделить, на следующие этапы:

1. Древний мир: время, когда господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии и политическая мысль не носила четко выраженный характер, это памятники Египта, Вавилона Индии и Китая. Политическая мысль Древней Греции быстро прошла путь от мифа к теории. Исключительный вклад в развитие политико-правовой идеологии внесла мысль Древнего Рима.

2. Средние века: эпоха развития идеологии (идейных систем) на основе христианства и проблем им порождаемых. Возникновение ислама и его влияние.

3. Эпоха Возрождения и Реформации Х1У-ХУ1 вв.: осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви.

4. Эпоха буржуазных революций: ХУП-ХУШ вв. - идеи Просвещения и революций в Нидерландах, Англии. США, Франции.

5. Эпоха свободной конкуренции XIX в.- (развитие понятий свободы, равноправия; появляются концепции либерализма, научного социализма и др.)

6. Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса "реального социализма", конец XIX-XX вв.: изменение статуса собственности, расширение; экономических функций политической власти.

При изучении истории политических и правовых учений особое внимание имеет смысл обратить на развитие политико-правовой мысли в России. Русская политическая мысль прошла большой путь развития. Характерной ее чертой была практически-политическая направленность, стремление ответить на основные вопросы своего времени, показать пути их решения. Представляется очевидной связь политической мысли с другими формами освоения социальной действительности. “Основными истоками политической философии служат, кроме философского размышления о феноменах политики, философские концепции и учения, исследующие общество и человека, историю, экономику, культуру, право”[1]. Таким образом, говоря о развитии политической философии и вообще политической мысли в нашей стране, мы вынуждены обращаться к воззрениям известных философов, историков, обществоведов, политических деятелей, правоведов и вообще людей образованных, внесших вклад в отечественную культуру. К сожалению, обобщающих систематических исследований по истории политической мысли в России не проводилось в нашей стране и в дореволюционный, и в советский периоды. Только в девяностые годы ХХ века появились работы, претендующие на целостное понимание генезиса политической мысли в России[2]. Не имея возможности претендовать на исчерпывающий анализ истории русской политико-правовой мысли, постарайтесь остановиться на воззрениях наиболее известных и показательных авторов, иллюстрирующих основные направления в политической мысли нашей страны.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Подготовку к семинарским занятиям по ИППУ целесообразно начинать с внимательного ознакомления с программой, содержанием выносимых на обсуждение вопросов, со спецификой предложенной к изучению учебной и научной литературы. После этого стоит перечитать конспект лекции. Это даст общее представление о проблематике семинара и поможет лучше ориентироваться при выявлении общих проблем для всех вопросов предстоящего занятия. Вопросы к семинарским занятиям сформулированы таким образом, чтобы преподавателю и студенту предоставить возможность конкретизации и детализации основной философской проблемы. Преподаватель, ведущий занятие, вправе не рассматривать все вопросы, а ограничиться лишь некоторыми из них, т.к. основная цель семинарских занятий - развитие способности учащегося мыслить самостоятельно, аргументировано, и на этой базе формировать осознанную гражданскую позицию, гуманистические убеждения, научное мировоззрение.

При подготовке к семинару основной задачей будет изучение специальной литературы. Всегда стоит отличать содержание первоисточника (труды классиков философии, политической науки, юриспруденции), содержание профессиональных интерпретаций этих трудов (т.е. работы профессиональных исследователей) и собственное понимание той или иной проблемы. В тетради эти фрагменты должны быть разделены, но в то же время студенту стоит найти элемент их соответствия. При конспектировании необходимо записи располагать так, чтобы их в дальнейшем (в ходе осмысления при подготовке к семинару, на самом занятии и при подготовке к экзамену или зачёту) можно было дополнить комментариями, различного рода соображениями. Конспект должен отражать не простое умение выписывать самые главные мысли из книги (это уровень среднего звена школы), а живую мысль конспектирующего. Эта настоящая мысль и есть шаг к получению высшего образования.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что конспектирование источников позволит сосредоточить внимание на происхождении проблемы в истории философии. Конспекты значительно облегчают подготовку к зачету и экзамену.

Конспектирование - процесс творческий. Его нельзя сводить к выписыванию цитат и отрывков из изучаемого произведения. Выписывать дословно следует лишь важнейшие, принципиальные, положения и те отрывки текста, стиль которых составляет самостоятельное значение. Остальное содержание произведения можно изложить максимально кратко, своими словами, так, чтобы то, что написано, было понятно самому написавшему.

Следующий важный этап подготовки к семинарскому занятию - составление плана ответов на вопросы, которые будут обсуждаться на семинарском занятии.

При прослушивании лекций, самостоятельном чтении специальной литературы приходится сталкиваться с новыми понятиями, неизвестными терминами, без расшифровки которых нельзя обойтись. Их следует записывать в тетрадь. Содержание понятий можно выяснить в словарях и другой многочисленной и разнообразной справочной литературе.

Основные понятия: Демократия, олигархия, меритократия, охлократия, полития, аристократия, тирания.

Основные понятия: Средневековье, теология, теократия, ересь, догма, схоластика, глоссаторы, секуляризация, каноническое право.

Основные понятия: Возрождение, Реформация, макиавеллизм, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, утопия.

Основные понятия: «общественный договор», «теория естественного права», либерализм, теория разделения властей.

Основные понятия: Юриспруденция интересов, юридический позитивизм, марксизм, консерватизм, теория правового государства.

 

Доклады и рефераты на семинарских занятиях предназначены для того, чтобы углублено рассмотреть отдельные проблемы, уяснить их естественную взаимосвязь с современностью и деятельностью судебных органов, с юридическими науками. Доклады и рефераты способствуют привитию студентам навыков исследовательской работы, формированию научного мировоззрения.

Главными критериями исследовательского начала доклада или реферата являются творческая работа с литературой, умение самостоятельно искать источники. Необходимо систематизировать и обобщить материал из различных источников, сознательно построить логику изложения проблемы, найти доводы в защиту той или иной точки зрения.

Доклад необходимо оформить в виде письменной работы, изложение которой рассчитано примерно на 10 - 13 минут. Содержание и структуру реферата курсант избирает самостоятельно. Однако обязательно, чтобы в нем были план, введение, собственно исследование проблемы и заключение.

Следует обратить внимание на научный аппарат и оформление реферата. В нём обязательно должны быть ссылки на цитируемые источники (с указанием автора, полного названия, места издания, года издания, страниц и т.д.), т.к. это отражает не только формальные правила, научную культуру студента, но и элементарные нормы морали. На титульном листе реферата должны быть указаны вуз, кафедра, тема, автор, группа, в которой он учится, научный руководитель, его ученая степень, ученое звание, должность, а также место и год написания реферата.

На занятии не допускается чтение реферата, он должен свободно излагаться, что будет свидетельствовать об овладении студентом соответствующей проблематикой и о самостоятельности написания работы.

Следует помнить, что значительная часть материала изучается студентом заочной формы обучения самостоятельно, на основе прочитанных лекций, изучения учебной и специальной литературы. Особое внимание следует уделить ознакомлению с трудами классиков политико-правовой мысли. Не всегда удается уделить внимание собраниям сочинений тех или иных мыслителей, в таком случае необходимо обратиться к сборникам и хрестоматиям (см. список литературы).

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Тест 1

 

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1. Кто является автором концепции "Москва - третий Рим"?

а. Нил Сорский

б. Иван Васильевич Грозный

в. Филофей

г. Вассиан Патрикеев

2. Каков основной компонент права с позиции либертарно-юридической концепции?

а. принудительность

б. императивность

в. формальное равенство

г. фактическое равенство

3. Какая функция присуща философии права в меньшей степени?

а. методологическая

б. мировоззренческая

в. познавательная

г. легитимирующая

4. В какой концепции уделяется наименьшее внимание правам человека?

а. легистско-позитивистская

б. естественно-правовая

в. либертарно-юридическая

г. социологическая

5. Кто являлся признанным главой школы «возрожденного естественного права» в России?

а. Н.М. Коркунов

б. С.А. Муромцев

в. П.И. Новгородцев

г. М.М. Ковалевский

 

СФОРМИРУЙТЕ СМЫСЛОВЫЕ ПАРЫ ПОНЯТИЙ, ИМЕН, ФАКТОВ,

НАИМЕНОВАНИЙ:

6. Платон а. "Здравый смысл"

7. Фома Аквинский б. право человека состоит в исполнении своего долга

8. В.С. Соловьев в. право – минимум нравственности

9. Т. Пейн г. теория "двух мечей"

10. О. Конт д. идеальный правитель – философ

 

РАСПРЕДЕЛИТЕ МЫСЛИТЕЛЕЙ ПО ТИПАМ ОБОСНОВАНИЯ ПРАВА:

Естественное право

Позитивизм






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных