Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фотография Второй Мировой войны.

 

22 июня 1941 г.- день, когда началась Отечественная война с фашистской Германией. В двенадцать часов дня по радио передавали обращение правительства к советскому народу, и фотокорреспондент "Комсомольской правды" И. Шагин по заданию редакции сделал снимок: стоя плечом к плечу, люди сосредоточенно слушают, словно прозревая то, что не высказано вслух. Кадр плотно упакован по канонам "левой фотографии" - он полностью заполнен лицами. Общее психологическое состояние людей на снимке рождало ощущение того страшного, грозного, что надвигалось на страну.

Прерван был созидательный труд народа. Страна превратилась в единый боевой лагерь. "Все для фронта, все для победы!" – этому призыву Коммунистической партии Советского Союза следовали и искусства. Графика и фотография – раньше других. Большими тиражами издавались плакаты "Окна ТАСС". Репортажной стала графика. Вместе с репродукциями первых военных плакатов на страницах газет печатались снимки военных фотокорреспондентов. Фотография в годы войны заметно повлияла на плакат: художники сочетали рисунок со снимками, что увеличивало эмоциональную и публицистическую действенность этого изобразительного жанра.

В трудных условиях первых дней войны фоторепортеры центральных газет и журналов выезжали на фронт, чтобы доставить в редакции "горячие" снимки с места боевых действий. На главных направлениях они сразу оказывались в гуще событий. Фронт откатывался назад, и газетчикам приходилось двигаться небольшими группами, появиться одному с блокнотом или камерой в руках в расположении войск было небезопасно - легко было попасть под подозрение в шпионаже.

Паника, шпиономания, отсутствие связи и постоянная опасность окружения сильно осложняли работу журналистов на фронте. К тому же, редакции военных газет вместе с отступающими войсками часто меняли свое расположение, и отыскать их было далеко не просто. Так редакция фронтовой газеты Южного фронта "Во славу Родины" за первые два месяца войны шесть раз меняла дислокацию.

С начала войны перед каждым фоторепортером встал вопрос: что снимать? Вопрос был быстро снят политическим руководством: снимать надо было только то, что мобилизует людей на борьбу с врагом; ни в коем случае не снимать картины отступления, эвакуации, беженцев, следы поражений в боях - словом, любой факт, свидетельствующий о наших военных неудачах.

Программой работы военной печати с первых дней войны стала директива ГлавПУРа от 23 июня 1941 г. "О содержании фронтовой, армейской и дивизионной печати".

Свыше двухсот фоторепортеров, корреспондентов центральных и армейских газет, вели летопись Великой Отечественной. Среди них были фотографы-художники, занимавшиеся до войны искусством фотографии. Мобильность фототехники давала несомненные преимущества фотографии перед изобразительными искусствами, иногда даже перед военной кинохроникой. Фотографы в передовых шеренгах воинов сопровождали войска в годы наступательных боев от Волги до Эльбы. Так, например, свой итоговый альбом военных снимков, изданный в 1979 году в Мурманске, фотожурналист Евгений Халдей назвал: "От Мурманска до Берлина". От снимка, сделанного в Москве в час сообщения по радио о нападении гитлеровских войск на Советский Союз (москвичи на улице по радио слушают эту тяжкую весть – сильный по передаче переживаний репортажный снимок!), до снимков поверженного здания берлинского рейхстага – так эпопея войны сжато представлена в альбоме Е. Халдея. В сюжетах его прослежены сложившиеся в последующие годы судьбы некоторых боевых участников войны; альбом открывает статья писателя Константина Симонова.

В целом в годы войны издавалось 18 фронтовых и армейских газет, в каждой был штатный фотокорреспондент; в дивизионных газетах, за небольшим исключением, их не было, они стали появляться там с середины 1943 г.; кроме того, в политотделах армий и дивизий находились свои фотографы.

Весь комплекс военной печати иллюстрировался снимками собственных фоторепортеров и снимками репортеров Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, работавших на основных направлениях театра военных действий.

В армию были призваны фотокорреспонденты центральных газет и журналов; надев военную форму, они большей частью продолжали трудиться в своих изданиях либо направлялись во фронтовую печать. Всего на фронтах Отечественной войны фотолетопись вели более двухсот квалифицированных репортеров. Однако обстановка первых месяцев была столь угрожающей, что некоторые крупные мастера подпали на фронт солдатами.

Фотокорреспонденты центральных изданий, Фотохроники ТАСС, Совинформбюро находились в привилегированных условиях: на фронт они обычно выезжали в краткосрочные командировки, в Москве их ждали стационарные лаборатории, у них не было недостатка в пленке и фотобумаге. Фоторепортерам фронтовых газет о лаборатории приходилось заботиться самим.

Пример: В 1943 г., когда быт газетчиков стал более стабильным, Ольга Александровна Ландер была зачислена фотокорреспондентом газеты "Советский воин" 3-го Украинского фронта. Позже она описывала тогдашнюю редакционную обстановку: "Газета дислоцировалась обычнов 15-20 км от линии фронта. И все мы, корреспонденты, считали, что находимся в тылу. Когда отправлялись на передовую, получали командировочные предписания... Редакция наша, надо сказать, выглядела своеобразно: 10 грузовых машин - машина-типография, машина-наборный цех, машина-цинкография, машина-движок и др. А фотолаборатории не было. Ее мне всякий раз приходилось "строить" самой.

В деревнях использовала чуланы, которые завешивала плащ-палатками, в городах - искала темные подвальные углы".

 

Конечно, военные фоторепортеры сняли далеко не все, что происходило, а многое из снятого не было опубликовано в военные годы. Нельзя было снимать, а тем более публиковать все, что каким-то образом наводило на пораженческие мысли. Надлежало всячески подчеркивать мощь Красной Армии и показывать разбитую немецкую технику, убитых фашистских солдат - то, что воодушевляло бойцов на борьбу с врагом.

Какие сюжеты искали фоторепортеры, попадая на линию фронта? Больше всего нужны были портреты героев только что прошедших боев. И фоторепортеры находили отличившихся бойцов, командиров. Против мифа "немцы непобедимы" советская пропаганда создавала свою мифологию - Красная армия разобьет врага, победа будет за нами.

Сюжеты для съемок обычно находил сам фоторепортер, обращаясь к командованию части за информацией, но темы обозначал редактор, отдавая приказ о командировке. Он, как правило, отправлял сотрудников в те части, где обозначался успех в боевых действиях. Задания могли быть трудными.

Редактор каждой газеты головой отвечал за политическое содержание опубликованных снимков, фотокорреспондент - за соответствие реальных фактов изображению.

Происходившее на войне могли снять только участники событий, и фоторепортеры снимали ее такой, какой видели во время атаки и когда в обороне мерзли в траншеях,и когда в минуты затишья коротали время вместе с бойцами. Съемка простого сюжета в окопе окрашивалась в иные тона, если начинался обстрел или бомбежка. Еще опаснее было снимать во время боя.

Во время войны в войсках говорили: артиллерия - бог войны. Снимки о боевых действиях артиллеристов были едва ли не у каждого фоторепортера, но наиболее драматичными становились фотографии, сделанные под огнем противника.

Обычная фронтовая жизнь, быт в окопах и землянках воспринимались обостренно, особенно после боев. Все четыре года фоторепортеры снимали военный быт, используя любую передышку. На таких снимках бойцы обедают в окопе, кавалеристы танцуют, летчики играют в волейбол, солдаты разбирают свежую почту, ездовой и повар готовят еду, в полевой мастерской чинят солдатские сапоги, и конечно солдат с медалями на груди бреется.

Всю войну фоторепортеры снимали брошенную, разбитую немецкую технику - газетам такие кадры были нужны постоянно, ибо свидетельствовали о мощи советских войск.

Пропагандистская эффективность подобных снимков была очевидной, и нередко газеты давали по три-четыре кадра сразу и на каждом - впечатляющая композиция из покореженных стволов, колес, Разбитых танков и автомашин. Этот излюбленный репортерами сюжет всю войну оставался популярным, ибо воспринимался всеми как знак будущей Победы

Близость Победы создавала небывалый духовный подъем. Это отразилось на фотографиях - их делали, что называется, на одном дыхании - на снимках события были отлиты в яркую художественную форму. Съемки в последние дни войны отмечены настоящим мастерством.

Наступление на Берлин, обозначившее окончание войны, началось 16 апреля 1945 г. За три дня до этого советские войска в ходе тяжелых боев освободили Вену. Взятие Берлина являлось символическим актом возмездия, оно должно было компенсировать горечь военных неудач 1941-1942 гг., когда реальная угроза гибели распростерлась над Россией.

Репортеры снимали горящие берлинские улицы, искореженную артиллерийским огнем технику, трупы убитых немецких солдат, разбросанные взрывами, и в памяти, должно быть, вставали руины Сталинграда и Минска, горящие смоленские и белорусские деревни с тоскливо стоящими печными трубами.

Фотографы фиксировали происходившее на местах боев, передвигаясь с бойцами к логову Гитлера - рейхстагу. Они снимали, не останавливаясь, точно понимали, что запечатлевают саму историю.

Особая тема - Знамя Победы над рейхстагом. У каждого фоторепортера, побывавшего в Берлине в те памятные дни, есть такой снимок, тем более, что флагов в разных местах здания развевалось немало - каждая воинская часть, принимавшая участие в штурме, водружала свое знамя, многие солдаты укрепляли самодельные красные флажки.

Но было главное Знамя Победы Военного Совета 1-го Белорусского фронта, водруженное на куполе рейхстага специальной штурмовой группой; его снимок был сделан В. Теминым с самолета, негатив срочно доставлен в Москву и опубликован в газете "Правда".

Военная фотоэпопея советских фотографов завершилась снимками встречи с союзниками на Эльбе и репортажными кадрами из зала офицерского казино в берлинском предместье Карлсхорст, где происходило подписание Акта капитуляции. Здесь снимала большая группа фотокорреспондентов.

9 мая 1945 г. Победу праздновала Москва, ликующую столицу запечатлели А. Устинов, М. Грачев и другие, а через месяц в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы, когда к подножию Мавзолея были брошены знамена и штандарты разгромленных фашистских армий; это торжество снимали многие военные фоторепортеры, наиболее известны кадры С. Лоскутова, Е. Халдея, И. Шагина, М. Альперта, и др.

Летом 1945 г- Москва встречала первые поезда с демобилизованными воинами на Белорусском и Рижском вокзалах. Снимки Г. Петрусова, А- Шайхета, М. Грачева и Н. Ситникова сохранили для нас восторженные лица солдат и встречавших их женщин, море цветов и улыбок, горячие поцелуи и радость, радость Победы со слезами на глазах.

 

Впервые широкий зритель в СССР увидел картину событий времен Отечественной войны на выставке, развернутой в залах Центрального Дома работников искусств в Москве в 1948 г.: 88 военных фоторепортеров представили в авторской печати 360 снимков, которые разительно отличались от небольшого размера, плохо исполненных в военные годы газетных и журнальных клише. Недаром выставка называлась "Великая Отечественная война в художественной фотографии". Успех у нее был огромный, фотографии восхищали зрителей. Более всего оказались поражены сами участники, когда увидели всесторонний фоторепортаж о войне: "Неужели мы смогли все это снять!"

Над этим фотографическим эпосом четыре тяжелых военных года трудилась целая когорта репортеров, и коллективный характер повествования отчасти объясняет столь уникальное явление в мировой фотографии, как советский военный фоторепортаж.

Следующая выставка состоялась через 17 лет, к 20-летию победы. За это время в политической жизни страны произошли большие изменения, многое в ее истории, в частности в истории Отечественной войны, было подвергнуто переоценке. Что прежде представлялось малозначимым, вышло на первый план, а многое из того, что выпячивалось, ушло в тень. Глубже стало понимание исторического процесса, прозвучали более объективные оценки наших поражений и побед, стали откровеннее говорить о понесенных потерях.

Собрание лучших советских фотографий того периода несет в себе горькую правду о войне и потому выполняет свою гуманистическую миссию: это память народа и трагический опыт миллионов. Восстанавливая фотографическую картину Отечественной войны, мы не можем не различать два подхода. Первый учитывает ситуацию тех лет: какие фотографии фронтовик встречал на страницах газет и журналов, на плакатах и листовках; какую правду о войне видели на снимках люди в тылу. И второй подход, когда к тому, что было опубликовано в военные годы, мы спустя много лет подключаем фотографии из архивов репортеров, агентств, по разным причинам не публиковавшиеся.

Здесь в целое объединяется то, что зафиксировали фотографы на войне. Один подход не зачеркивает другой, полная картина возникает, при условии, что мы одновременно имеем их в виду.

 

Советский военный фоторепортаж запечатлел события первых тяжелых месяцев войны. Фотографы самоотверженно снимали эпизоды обороны городов, показывали геройство, проявленное при обороне стратегически важных районов, таких, например, как Одесса и Севастополь, как плацдарм под Новороссийском (Малая Земля). Корреспонденты сражались и фотографировали на передовой линии фронта, в партизанских отрядах; их снимки, доставляемые в редакции газет, будучи опубликованными, приобретали огромную патриотическую силу. Например, репортажи А. Егорова или С. Лоскутова. В сериях дошедших до нас снимков запечатлен разгром немецко-фашистских полчищ под Москвой, в Сталинградской битве, на Курской дуге.

Изменялась эмоциональная окраска репортажей в период наступательных операций Советской Армии, в пору освобождения городов и стран Восточной Европы. Как ода звучали снимки взятия Берлина, встреч советских войск с войсками союзников на берегу Эльбы.

Виктору Темину принадлежал исторический снимок здания рейхстага в Берлине с красным знаменем Победы, водруженным на нем советскими солдатами. Снимок сделан 1 мая 1945 года. Доставленный на самолете в Москву, он был опубликован на следующий день в "Правде".

Осенью 1945 года фотокорреспонденты выполняли свой боевой долг на Дальнем Востоке, фотографируя военные действия против милитаристской Японии; появились снимки того же оперативнейшего фотокорреспондента Темина: подписание акта о капитуляции Японии на борту американского крейсера "Миссури".

Героическим событиям Великой Отечественной войны, боевой ее летописи и подвигам народа посвящено несколько изданий. В их числе "Великий подвиг", альбом, составленный А. Вольгемутом и Г. Зельмой (М., Политиздат, 1965; второе издание, 1966), фотоальбом Д. Дажина и А. Фомина "Ради жизни на Земле" (М., Планета, 1970, 1977). Фундаментально пятитомное издание, выпущенное издательством "Планета" в 1975-1980 годах, "Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах. 1941-1945".

Фотоинформация несла в себе в годы войны многозначное содержание. Снимки часто обращались в символы отваги, мужества, героизма, вселяли в сознание уверенность в победе над врагом. Фронтовыми снимками и снимками, показывавшими самоотверженный труд народа в тылу страны, советские фотографы посильно участвовали в укреплении морально-политического единства народа, отстаивавшего свою свободу и независимость. Говорилось, что удачный снимок, напечатанный в газете, приравнивался к снайперскому выстрелу. В полную меру была оценена сила документальности снимков. Однако даже в эти годы сказывались навыки композиции, бытовавшие в художественной фотографии довоенных лет. Они проявлялись сами собой при съемке драматических сюжетов войны. Нужно заметить, что немало подобных снимков приобретало действенное значение. Например, снимок опытного мастера Макса Альперта "Комбат". Этот снимок начального периода войны, призывный, плакатный, цельный по композиции. Образ комбата обессмертила фотография. Эта работа Альперта сохраняет свое эмоциональное и эстетическое значение символа и ныне, по прошествии многих десятилетий.

Сопоставление такого плакатного снимка с кадром Ивана Шагина "Политрук ведет бой" позволяет познать диапазон возможностей репортажной съемки. Несгибаемость воли, зримые признаки превозмогания боли раненого, с забинтованной головой, командира – пример прямой, жесткой, бьющей по сердцу съемки.

Трагический кадр Анатолия Гаранина "Смерть солдата" можно отнести к редчайшим документам фронтового фоторепортажа.

Примеры фотографов военной поры:

Дмитрий Николаевич Бальтерманц (1912-1990)

Дмитрий Николаевич Бальтерманц был фотокорреспондентом газеты «Известия», снимал для нее репортажи о строительстве противотанковых укреплений под Москвой, обороне Крыма, Сталинградской битве. В 1942 году из-за ошибки редактора (опубликовали фотографию подбитых не немецких, а английских танков, бывших на вооружении Красной Армии), ответственность за которую была возложена именно на автора фото, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. В результате ранения ему ампутировали ногу. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий вернулся на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага». После войны, имея ордена, медали и огромное количество фронтовых фотографий, подвергался притеснениям, пока наконец его не приняли в «Огонек», где в 1965 году он возглавил фотослужбу и проработал там до самой смерти. Широту возможностей военного репортажа могут иллюстрировать снимки фотожурналиста Дмитрия Бальтерманца. В годы войны молодой фотограф пользовался еще навыками компоновки кадров, характерных для 30-х годов. Его камере принадлежит трагичнейший снимок, в окончательном виде появившийся уже после войны, – "Горе". Обессиленные горем женщины разыскивают тела близких, расстрелянных гитлеровцами в крымском городе Керчь, освобожденном от врага. Верхнюю часть кадра заполняют тяжелые облака, впечатанные автором из другого кадра. Это убедительный пример искусного сочетания потрясающего по силе репортажного документального изображения с компонентом извне. От такого приема снимок выиграл. Он обошел стенды отечественных и международных выставок, увидел свет на страницах многих изданий, немало прибавил к известности автора в фотографических кругах различных стран.

Александр Устинов (1909-1995)

Снимки Александра Васильевича Устинова появлялись в газетах «Красный воин» и Красная звезда». Свой путь как фотокорреспондента Устинов начал в тридцатые, а во время войны был фронтовым репортером «Правды», где продолжал работать и после Победы. Он сделал снимки знаменитого парада 7 ноября 1941 года Москве, а также репортажи о боях на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском, Брянском, 1, 2, 4-м Украинских фронтах. Устинов фотографировал действия партизанских отрядов во вражеском тылу. И снимки встречи солдат США и СССР Эльбе, 25 апреля 1945 г, – тоже были сделаны им.

Евгений Халдей (1917-1997)

Работу фотографа Евгений Ананьевич Халдей начал в 18 лет, а начиная с 1939 был сотрудником «ТАСС». Халдей привозил фотографии Днепростроя, делал репортажи о работе Стаханова. Этот корреспондент прошел всю войну, огромно количество его кадров получили известность в мире. Авторству Халдея принадлежит, в частности, фото «Знамя Победы над Рейхстагом».

Халдей принимал участие в боях за Севастополь, Новороссийск, Керчь; прошел Балканскую освободительную кампанию, снимая циклы о жизни Черноморского флота.

Иван Шагин (1904-1982)

Иван Михайлович Шагин работал для газеты «Комсомольская правда», незаменимый военный корреспондент, прошедший Великую Отечественную от первого до последнего дня. Шагин сделал множество — от объявления о нападении Германии на Советский Союз и работы в тылу до подписания капитуляции в Берлине в мае 1945 года. Автор многих известных военных фотографий. После окончания войны продолжал работать в «Комсомольской правде».

Аркадий Шайхет (1898-1959)

Аркадий Самойлович Шайхет c 1924 года фотографировал для журналов «Огонек», «СССР на стройке», «Наши достижения», создав фотолетопись первых пятилеток. Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация». Много снимал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, при взятии Берлина. В послевоенные годы снова работал в журнале «Огонек».

Георгий Зельма (1906-1984)

Георгий Анатольевич Зельма (настоящая фамилия Зельманович) — фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и других изданий в 1920-30-х годах, военный фотокорреспондент газеты «Известия». Работал на передовых в Молдавии, Одессе и на Украине. Его самые известные фотографии сделаны во время битвы за Сталинград, где фотограф создал хронику боев за город. После войны Георгий Зельма работал в журнале «Огонек», а с 1962 года — в агентстве «Новости».

Макс Альперт (1899-1980)

Макс Владимирович Альперт работал в газете «Правда», где снимал портреты практически всех крупных советских и многих зарубежных политиков, военных и писателей. Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом ТАСС и Совинформбюро, работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Самая знаменитая его фотография — «Комбат», ставшая одним из советских символов этой войны. В послевоенные годы сотрудничал с разными изданиями. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».

Роберт Диамент (1907-1987)

Роберт (Иосиф-Рафаил) Львович Диамент во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте в должности фотокорреспондента, начальника фотобюро Политуправления флота. Его фотографии — наиболее подробная летопись жизни воинов-североморцев: моряков, морских пехотинцев, летчиков. Выходил с подводниками на торпедирование кораблей противника, на эсминцах обеспечивать безопасность союзных конвоев, принимал участие в десанте и в боях Петсамо-Киркенесской операции, вылетал с летчиками-торпедоносцами. Ради выполнения работы фоторепортера пожертвовал здоровьем — при съемке залпа главного калибра крейсера, на котором он находился, Диамент не закрыл ухо, так как палец находился на спуске камеры. В результате был контужен и почти оглох на левое ухо.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ФОТОГРАФИИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МИКРОПРЕПАРАТОВ по МИКРОБИОЛОГИИ | Зайцева Е.В. (Ставропольский государственный университет) Фотографии как исторический источник истории повседневности города Ставрополя середины XIX - начала XX веков


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных