ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Государственный экологический мониторинг в РК.Экологический мониторинг в РК определяется: как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций, и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью. Прежде всего сложность организации мониторинга зависит от его уровня. Мониторинг окружающей среды может охватывать локальные территории (район, область) — локальный уровень, отдельные регионы (округа) — региональный уровень, и земной шар в целом — глобальный уровень. При этом с учетом уровня мониторинга должна быть создана достаточная сеть станций, пунктов, постов наблюдений, оснащенных самым современным оборудованием, использующих новейшие технологии. Как известно, эффективная природоохранная деятельность невозможна без сбора и анализа полной и достоверной информации (в динамике) о состоянии окружающей среды -мониторинга. Оценка состояния окружающей среды проводится на основании данных Республиканского государственного предприятия "Казгидромет" о загрязнении поверхностных вод и атмосферного воздуха, статистических данных о выбросах, сбросах, размещении отходов; эпизодических наблюдений служб аналитического контроля областных управлений охраны окружающей среды, а также данных, полученных результате проведений научно-исследовательских работ по заказам МПРООС РК. РГП "Казгидромет" проводит свои наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на 44 стационарных постах в 19 городах и промышленных центрах. За химическим составом атмосферных осадков на 28 метеостанциях, за химическим составом снежного покрова - на 28 метеостанциях. За загрязнением поверхностных вод наблюдения ведутся на 80 гидрологических постах и гидрохимических створах, за загрязнением почв - на 28 метеостанциях, инструментальные измерения гамма-фона и радиоактивность атмосферных выпадений - на 49 и 22 метеостанциях соответственно. В настоящее время пробы компонентов окружающей среды отбираются на сохранившейся сети Казгидромета, которая в последние 5 лет резко сократилась, и поэтому результаты наблюдений не позволяют в полной мере оценить реальное состояние окружающей среды в Республике Казахстан. Необходимо расширить наблюдательную сеть по наблюдению за состоянием атмосферного воздуха и открыть стационарные пункты наблюдений в гг. Кокшетау, Кызылорде, Талдыкоргане, а также в гг. Текели, Зыряновске, Аксае, Аксу, Жанаозене, в районах нефтедобычи - Тенгиз, Карачаганак, Кум-коль, шельфе Каспийского моря. По загрязнению поверхностных вод в первую очередь необходимо организовать наблюдения на трансграничных водотоках, акватории Каспийского моря. Необходимо возобновить отбор проб на тяжелые металлы на урбанизированных территориях (не менее 20 городов). Начать проведение работ по определению диоксинов. Для наблюдения за радиационной обстановкой увеличить количество постов по гамма- фону до 60 пунктов по бета-активности до 30 пунктов. Существующая система Казгидромета позволяет предоставлять информацию с периодичностью один раз в месяц, что дает возможность правильно оценивать изменяющуюся, экологическую обстановку. Эпизодические наблюдения (например, подфакельные) областных управлений охраны окружающей среды проводятся по заданию МПРООС РК. Эта информация должна стать регулярной, и система подфакельных наблюдений должна вестись на постоянной основе. Статические данные по выбросам, сбросам и размещению отходов предоставляются согласно утвержденным формам 2-тп воздух, 2-тп водхоз, 3-тп токсичные отходы. Периодичность представления такой информации один раз в год, один раз в полгода, не удовлетворяет существующим в настоящее время требованиям. Агентство РК по статистике сейчас начинает работу по пересмотру форм статистической отчетности, в связи с чем представляется необходимым внести в них изменения как по содержанию, так и по срокам представления.
Вся информация - от областных территориальных УООС, Казгидромета и др. поступает в отдел мониторинга Комитета охраны окружающей среды МПРООС РК, где проводится ее обобщение. Сбор, обобщение и анализ информации о состоянии окружающей среды носит несистемный характер. Возникает острая необходимость в реформировании системы мониторинга в связи с возрастающими требованиями к качеству, периодичности и составу информации о состоянии окружающей среды. Основу системы мониторинга должна составлять государственная сеть наблюдений и контроля (ГСНК). В качестве основы предлагается использовать сеть пунктов наблюдений Казгидромета. С целью создания ГСНК областные территориальные управления охраны окружающей среды совместно с областными подразделениями Казгидромета должны проанализировать существующую сеть пунктов наблюдений, программы наблюдений, пути движения информации и разработать предложения по открытию новых пунктов, с учетом решения задач государственного контроля, а также оценки эффективности проведения природоохранных мероприятий. Работы по отбору и анализу проб, предварительной обработке результатов аналитических работ будут осуществлять РГП "Казгидромет" и его областные структуры в рамках государственного заказа. Для сбора, обобщения и анализа информации Казгидромета, а также данных производственного мониторинга и другой экологической информации предлагается создать информационно-аналитические центры на региональном и республиканском уровнях. На региональном уровне эти центры должны создаваться как отдельные хозрасчетные подразделения МПРООС РК или в составе дочерних (областных) предприятий Казгидромета. Региональные центры будут осуществлять сбор, обработку, обобщение и анализ всей информации на областном уровне и представлять ее в областные территориальные управления охраны окружающей среды и республиканский информационно-аналитический центр для последующего принятия решения государственными органами на региональном или республиканском уровне. На основании результатов наблюдений ГСНК государственная инспекция областных территориальных управлений (при ухудшении состояния окружающей среды на каком-либо пункте ГСНК) будет проводить проверку предприятий, загрязняющих окружающую среду. Важным вопросом организации и функционирования системы мониторинга является ее финансовое обеспечение. Вместе с тем эффективность мониторинга окружающей природной среды во многом зависит от научного обоснования его теоретических и методологических основ, критериев оценки различных факторов и показателей антропогенных изменений и нарушений в биосфере. Решение этих вопросов существенно повысит уровень практической значимости результатов, полученных в процессе реализации программ мониторинга окружающей природной среды. Билет№2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|