ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Спрос на деньги. Равновесие на рынке денег
Спрос на деньги — это общая потребность в денежных средствах со стороны основных субъектов экономики. В классической экономической школе модель спроса на деньги представлена уравнением обмена, предложенного сторонниками количественной теории денег: Отсюда, реальный спрос на деньги
где Кривая спроса на деньги
Рис. 2.14 — Неоклассическая модель равновесия на денежном рынке
Спрос на деньги зависит от скорости обращения денег. Чем ниже скорость обращения денег, тем больше реальный спрос на деньги. При постоянстве скорости обращения денег изменение количества денег в обращении M должно вызвать пропорциональное изменение номинального ВВП Кейнсианская теория связывает спрос на деньги со ставкой процента 1) трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок). Количество денег, необходимых для заключения текущих сделок, зависит от объема товарной массы находящейся на рынке; уровня цен, по которым продаются товары и услуги; совокупного дохода; скорости обращения денег. Чем ниже уровень дохода, тем меньше внимания обращают субъекты на процентные ставки в банках и тем больше денег желают иметь на руках. Поэтому кривая спроса на деньги 2) мотив предосторожности (хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем) вызывает необходимость иметь некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален доходу. Поэтому кривая спроса на деньги 3) спекулятивный мотив, связанный, например, с получением дохода по облигациям. Если владелец облигации полагает, что будущая норма процента r окажется выше той, которая ожидается большинством участников рынка, то ему следует хранить свои сбережения в денежной форме и не приобретать облигации, поскольку рост нормы процента вызовет снижение курса облигации. Курс облигаций
где Если же субъект полагает, что нынешняя высокая норма процента снизится, то следует ожидать роста курса облигаций и можно поместить свои средства в облигации. Кривая спроса на деньги Общий спрос на деньги
Функция спроса на деньги (реальные денежные остатки)
где
Функция спроса на деньги показывает, что при любом уровне дохода величина спроса на деньги будет возрастать при снижении ставки процента и, наоборот, снижаться с ростом процентной ставки. Изменение величины дохода повлияет на смещение кривой спроса на деньги вправо или влево. Равновесие на денежном рынке в кейнсианской теории также формируется в точке Представители монетаристской концепции отвергли идею спекулятивного мотива, определяющего спрос на деньги как на объект имущества. Они считали, что при наличии множества активов, приносящих доход, хранить деньги с целью спекуляции на ценных бумагах нерационально. Поэтому субъекты формируют портфель финансовых активов из активов равной степени доходности и рисков для обеспечения желаемого уровня доходности. Отсюда, спрос на деньги имеет вид:
где Приоритетная роль в регулировании равновесия отводится денежной или монетарной политике, основателем которой является М. Фридмен. В отличие от кейнсианцев, он считал, что спрос на деньги является наиболее инерционным элементом портфеля активов, так как определяется не обычным «изменяемым» доходом, а его устойчивой частью — так называемым постоянным доходом, рассчитываемым как средневзвешенная величина на основе уровней дохода за текущий и прошлый годы. Если же фактический денежный запас у домашних хозяйств превысит его желаемый уровень, то они будут приобретать ценные бумаги, позволяя тем самым осуществлять инвестиции фирмам и закупки товаров и услуг государству. Это приводит к росту ВВП. По мнению Фридмена, прямое воздействие на изменение денежной массы возможно посредством использования двух инструментов: 1) изменения предложения денег со стороны центрального эмиссионного банка страны (чем больше денег, тем выше цены, и наоборот); 2) изменения процентной ставки, влияющей на величину спроса на деньги (чем выше процентные ставки, тем меньше спрос, и наоборот). Таким образом, манипулируя этими двумя инструментами, можно, по мнению монетаристов, добиться равновесия спроса и предложения на деньги, либо такого их соотношения, которое необходимо для достижения целей экономической политики. Анализируя денежный рынок, М. Фридмен сформулировал монетарноеправило:
Рынок ценных бумаг
Ценные бумаги, выпускаемые фирмами, банками и государством, представляют собой финансовые документы, удостоверяющие право владения или отношения займа и дающие владельцам ценных бумаг право на получение дохода в виде процентов и дивидендов. К ним относятся акции, облигации, депозитные сертификаты, казначейские обязательства и другие аналогичные документы. Ценные бумаги выпускает и продает эмитент — лицо (юридическое или физическое), рассчитывающее на получение дохода и несущее от своего имени обязательства по ценным бумагам. Если эмитентом выступает государство, то его ценные бумаги приобретают статус государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги могут быть: · рыночными (например, облигации, дающие право покупателям на получение процента в течение определенного срока, т. е срока погашения облигации, и предполагающие возврат номинальной цены после истечения срока, на который выпускались облигации); · нерыночными (сберегательные боны, представляющие собой кратковременные долговые обязательства государства). В России государством выпускаются следующие ценные бумаги: государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); казначейские обязательства; облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и др. Рынок ценных бумаг можно представить как совокупность различных структур эмитентов и инвесторов, которые теснейшим образом переплетены между собой информационными и функциональными связями. Основными участниками рынка ценных бумаг являются: · фондовые и валютные биржи; · различные банки; · акционерные общества различной организационно-пра-вовой формы; · инвестиционные институты (инвестиционные компании, финансовые брокеры и консультанты). Покупатели ценных бумаг становятся инвесторами, заинтересованными в формировании портфеля инвестиций, который может быть консервативным, обеспечивающим стабильный доход, и агрессивным, нацеленным на получение высоких доходов. Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный (эмиссия ценных бумаг и их размещение эмитентом по номинальной цене) рынок и вторичный (перепродажа ранее выпущенных ценных бумаг). Вторичный рынок представлен фондовыми биржами, на которых ценные бумаги продаются пакетами, и внебиржевыми рынками, на которых обращаются ценные бумаги, не прошедшие предпродажной проверки качества и надежности. Фондовая биржа — организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемый профессиональными участниками рынка ценных бумаг для взаимных оптовых организаций. В настоящее время в мире существует около 150 фондовых бирж. Классическая фондовая биржа имеет следующие отличительные черты: · наличие торговой площадки; · существование листинга (процедуры отбора по определенным требованиям лучших ценных бумаг, допущенных на биржу); · аукционный механизм торговли; · наличие единых стандартов и временного регламента торговых процедур; · централизация регистрации сделок; · наличие системы распространения биржевой информации; · наличие депозитарной системы, осуществляющей хранение информации об акционерах; · установление биржевых котировок; · надзор за членами биржи. Основным видом товаров на фондовой бирже являются акции, фьючерсные и опционные контракты на покупку акций, а также некоторые виды облигаций. Цена этих бумаг определяется на основе рыночных курсов, формирующихся во время торгов. Рыночный курс акций колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением и определяется по формуле На спрос и предложение ценных бумаг оказывают влияние различные факторы: изменение ставки ссудного процента, уровня доходов, размеров сбережений, темпов инфляции и т. д.
Ключевые понятия
1. Деньги. 2. Функции денег. 3. Агрегаты, измеряющие денежную массу. 4. Уравнение обмена в количественной теории денег. 5. Функция спроса на деньги в классической теории. 6. Спрос на деньги в представлении Кейнса. 7. Монетаристский спрос на деньги. 8. Предложение денег и денежная база. 9. Денежный и банковский мультипликаторы. 10. Обязательные и избыточные резервы. 11. Равновесие на денежном рынке в классической теории. 12. Кейнсианский подход к установлению равновесия на рынке денег. 13. Монетаристский взгляд на денежное равновесие. 14. Виды ценных бумаг. 15. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. 16. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке ценных бумаг. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|