Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как тихая твоя гармония приятна!




МЕТР, РИТМ, РАЗМЕР.

ВИДЫ РАЗМЕРОВ.

В русском силлабо-тоническом стихосложении пять основных стоп, восходящих к античным стопам: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Первые две стопы двусложные: в хорее первый слог ударный, второй безударный (–v), в ямбе первый слог безударный, второй ударный (v–). Остальные стопы трехсложные: в дактиле ударение падает на первый слог, последующие два слога безударные (–vv); в амфибрахии ударный слог второй, первый и третий безударные (v–v), и в анапесте ударный слог последний третий, первый и второй слоги – безударные (vv–). В СТ стопах ударный и безударный слоги соответствуют долгому и краткому слогам античных стоп.

В основе каждого СТ стихотворения лежит определенная ритмическая схема, общая для всего произведения в целом. Так, когда говорят о ямбе, имеется в виду, что это размер, нормой которого является расположение ударений на четных слогах; если речь идет о хорее – то, соответственно, на нечетных. Такая ритмическая схема стиха в СТ (силло-тонике) называется метром. Но на практике отдельные стихотворные строки могут весьма отличаться друг от друга благодаря возможным пропускам ударений или появлению сверхсхемных ударений. Следует также выделить понятие стихотворного размера, который в СТ определяется метром и числом стоп в стихе: трехстопный ямб, четырехстопный дактиль, пятистопный хорей.

Важной ритмической характеристикой стиха является наличие в нем определенного количества стоп. Особенно разнообразны формы ямбических и хореических стихов (от одной до восьми стоп). Увеличение количества стоп обычно усиливает интонацию повествовательности.

Ямб, как наиболее гибкий по сравнению с хореем размер, более разработан в русской поэзии. История русского классического стиха, начиная с Ломоносова, выдвинула на первый план четырехстопный ямб, ставший ведущим размером для жанров эпической и лирической поэзии.

Пятистопный ямб, по преимуществу безрифмичный и в нашем восприятии связан с традицией стихотворной драмы и трагедии, заложенной А.Пушкиным в «Борисе Годунове». О том, насколько эта литературная традиция прочно вошла в наше сознание, свидетельствует образ «трагического» Лоханкина, персонажа романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Покинутый женой, он в духе трагического героя изъясняется пятистопным ямбом.

Интонацией философских размышлений, меланхолических раздумий и воспоминаний, мотивы тоски и скорби замечательно передаются с помощью шестистопного ямба, стихотворного размера, традиционно закрепленного за жанром элегии. Вот пример строфы из элегии В.Жуковского «Вечер»:

Ручей, виющийся по светлому песку,

(v–/v–/vv/ v–/ vv/ v–) (шесть стоп)

Как тихая твоя гармония приятна!

(v–/ vv/ v–/ v–/ vv/ v– /v) (шесть стоп)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных