ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РИФМА И СПОСОБЫ РИФМОВКИРифма как регулярное созвучие концовок стиха появилась сравнительно поздно. В европейской лит-ре это произошло в высоком Средневековье, в России – в начале 17 века. В латинской и романской средневековой поэзии рифма, как дополнительное ритмическое средство организации стиха, развилась из античной ораторской прозы, где она была важной стилистической фигурой. Рифмы, как и клаузулы, разделяются на мужские, женские, дактилические и гипердактилические. В мужских рифмах ударение падает на первый слог с конца (дела – была, вбежал – задрожал). В женских рифмах ударение падает на второй слог с конца (право – слава, светом – поэтом). В дактилических рифмах на третий слог с конца (свободного – народного, возможности – осторожности). В гипердактилических рифмах ударение располагается на четвертом слоге с конца и далее (свивавшиеся – затерявшиеся, сковывающий – очаровывающий). Назначение любой рифмы – объединить стихи парами. Иногда единая рифма объединяет всю или несколько строф (монорифма). Обычно в стихах монорифма применялась в сатирических целях. Примером могут служть иронические стихи Апухтина. Обычно, когда говорят о рифме, имеют в виду концевые созвучия стихов. Но рифма может быть и начальной, и внутренней (в стих. «Оза» Вознесенского, иронической парафразе знаменитого «Ворона» Э.По, где в одной стихотворной строчке встречаются рифма начальная, внутренняя и концевая: Оза. Роза ли, стервоза – Как скучны метаморфозы, В ящик рано или поздно … В зависимости от созвучия гласных и согласных звуков рифмы делятся на точные и неточные (критерием здесь являются не буквы, а звуки). Если гласные и согласные звуки, образующие рифмующиеся окончания, в основном совпадают, то рифма будет точной (лоза – гроза, диво – счастливо). Если к точной рифме прибавляются созвучные согласные перед ударным слогом, тот она будет называться опорной или богатой (морозы – розы, нити – извините), а если перед последним ударным слогом будет созвучен еще один слог или более, то такая точная рифма будет называться глубокой (лебединой – единой, пешком – мешком). Неточные рифмы. Особой разновидностью неточных рифм являются усеченные рифмы, которые могли бы стать точными, если у одного из рифмующихся слов убрать часть концовки, недостающей у другого (раздеваясь – подавая, Антибукашкину – промокашки). Широко использовал неточные рифмы Маяковский: силищи – текстильщик, улей – кули, орлами – парламент, сцене – оценит. В группу неточных рифм входят ассонансные и диссонансные рифмы. Ассонансы – это такие рифмы, где совпадают ударные гласные и не совпадают согласные: рука – назад – приказ – государь. Такой тип рифмы был употребителен в средневековой романо-германской поэзии («Песнь о Роланде»). В диссонансных рифмах совпадают согласные звуки, а ударные гласные не совпадают: мечети – мечите, сага – бога, Марта – мирта. Диссонансные рифмы использовали Северянин, Блок, Брюсов. Характеристика различных рифм связаны со способом рифмовки. Наиболее распространенными способами рифмовки являются смежная, перекрестная и кольцевая. При смежной рифмовке рифмуются соседние стихи – первый со вторым, третий с четвертым и т.д. Русалка плыла по реке голубой, (а) Озаряема полной луной; (а) И старалась она доплеснуть до луны (б) Серебристую пену волны. (б) (Лермонтов) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|