Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РИФМА И СПОСОБЫ РИФМОВКИ




Рифма как регулярное созвучие концовок стиха появилась сравнительно поздно. В европейской лит-ре это произошло в высоком Средневековье, в России – в начале 17 века. В латинской и романской средневековой поэзии рифма, как дополнительное ритмическое средство организации стиха, развилась из античной ораторской прозы, где она была важной стилистической фигурой.

Рифмы, как и клаузулы, разделяются на мужские, женские, дактилические и гипердактилические. В мужских рифмах ударение падает на первый слог с конца (дела – была, вбежал – задрожал). В женских рифмахударение падает на второй слог с конца (право – слава, светом – поэтом). В дактилических рифмах на третий слог с конца (свободного – народного, возможности – осторожности). В гипердактилических рифмах ударение располагается на четвертом слоге с конца и далее (свивавшиеся – затерявшиеся, сковывающий – очаровывающий).

Назначение любой рифмы – объединить стихи парами. Иногда единая рифма объединяет всю или несколько строф (монорифма). Обычно в стихах монорифма применялась в сатирических целях. Примером могут служть иронические стихи Апухтина.

Обычно, когда говорят о рифме, имеют в виду концевые созвучия стихов. Но рифма может быть и начальной, и внутренней (в стих. «Оза» Вознесенского, иронической парафразе знаменитого «Ворона» Э.По, где в одной стихотворной строчке встречаются рифма начальная, внутренняя и концевая:

Оза. Роза ли, стервоза –

Как скучны метаморфозы,

В ящик рано или поздно

В зависимости от созвучия гласных и согласных звуков рифмы делятся на точные и неточные (критерием здесь являются не буквы, а звуки). Если гласные и согласные звуки, образующие рифмующиеся окончания, в основном совпадают, то рифма будет точной(лоза – гроза, диво – счастливо). Если к точной рифме прибавляются созвучные согласные перед ударным слогом, тот она будет называться опорной или богатой (морозы – розы, нити – извините), а если перед последним ударным слогом будет созвучен еще один слог или более, то такая точная рифма будет называться глубокой(лебединой – единой, пешком – мешком).

Неточные рифмы. Особой разновидностью неточных рифм являются усеченные рифмы, которые могли бы стать точными, если у одного из рифмующихся слов убрать часть концовки, недостающей у другого (раздеваясь – подавая, Антибукашкину – промокашки). Широко использовал неточные рифмы Маяковский: силищи – текстильщик, улей – кули, орлами – парламент, сцене – оценит.

В группу неточных рифм входят ассонансные и диссонансные рифмы. Ассонансы – это такие рифмы, где совпадают ударные гласные и не совпадают согласные: рука – назад – приказ – государь. Такой тип рифмы был употребителен в средневековой романо-германской поэзии («Песнь о Роланде»). В диссонансных рифмах совпадают согласные звуки, а ударные гласные не совпадают: мечети – мечите, сага – бога, Марта – мирта. Диссонансные рифмы использовали Северянин, Блок, Брюсов.

Характеристика различных рифм связаны со способом рифмовки. Наиболее распространенными способами рифмовки являются смежная, перекрестная и кольцевая.

При смежной рифмовке рифмуются соседние стихи – первый со вторым, третий с четвертым и т.д.

Русалка плыла по реке голубой, (а)

Озаряема полной луной; (а)

И старалась она доплеснуть до луны (б)

Серебристую пену волны. (б) (Лермонтов)




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных