Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура систем ЭУ и ЭМ

Ключевым звеном в системе ЭУ и ЭМ явл экологич служба предприятий или отдельный специалист. Типы структур систем управления и ЭМ: структура с соответствующей экологич службой или со специалистом в соответствующей области; структура, в кот. Экологич служба совмещена с к-л другим подразделением предприятия; структура, где экологич служба выделена выделена в отдельное подразделение; структура, в кот. Экологич служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу с заместителем директора предприятия.

7. коммуникации в системе ЭМ-это взаимодействие м/д субъектами системы ЭМ, а также связи м/д функциями, элементами системы и м/д отдельными людьми. Коммуникации делят на формальные (за ранее оговорены в регламентах, должностных инструкциях)типы: административные (взаимоподчиненность субъектов), финансовые (показывают экономич связи м/д субъектами), информационные (возникают при обмене инфо). Неформальные (не оговорены регламентами)-пресс-конференции, симпозиумы.

8. менеджер-эколог. Цели работы: защитить и сохранить ОС в рамках производства; обеспечить здоровье людей в рамках производства и ближайщего окружения; способствовать рациональному расходованию природ ресурсов. Он должен подчиняться директору. Это самостоятельный специалист, который отвечает за экологич безопасность на предприятии и за весь жизненный цикл продукции. М-э должен получать зарплату из фонда сэкономленных средств: за счет модернизации производства, новых технологий, издержек производства, рационального использ-я природ ресурсов, сокращения отходов и их переработки, уменьшения выбросов, сбросов и судебных исков.

9. По способу организации типы экологич служб делят на: 1. экологич службы дифференцированного вида (обязанности сотрудников разделены по виду возд-я на ОС)-для крупных предприятий. Минусы-изолированность деят-ти сотрудников, нет взаимозаменяемости, сложность принятия комплексных природоохранных решений. Плюсы- досканальный разбор отдельными специалистами. 2. Интегрированный тип (сотрудники все вместе выполняют работу)-для сред и мелких предприятий. Плюсы- взаимозаменяемость сотрудников, комплексный характер работ, учитываются все аспекты влияния на ОС, возможность разработки правил экологич политики, возможность эффективного управления. 3. Смешанный тип (сотрудники могут выполнять работы по разным видам возд-я, заниматься экологич проблемами.

10. британский стандарт не определяет конкретных требований, содержит только рекомендации. 1 стадия-обзор ситуации(опред-ся все экологич требования, есть ли уже к-т эл-ты сис-мы). 2 стадия-разработка заявления об экологической политике предприятия. 3 стадия-опред-е структуры распределения обязанностей и ответственности в сис-ме. 4 стадия-разработка программы экологич менеджмента.назначение ответственного. Должны учитывать и прошлую деят-ть предприятия, возможные влияния продукции предприятия. 5 стадия- создание системы регистрации всех событий, видов деят-ти. 6 стадия-аудиты. По этому стандарту на этой стадии идут процедуры аудирования деят-ти предприятия. ИСО14000 основным предметом явл система экологич менеджмента. Основные положения-организация должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам в сфере охраны ОС.

11. ISO 14001 устанавливает критерии для СЭМ. Он не устанавливает требования для экологической эффективности, но описывает основные правила, которым организация может следовать для построения эффективной СЭМ. Он может быть использован организациями для повышения эффективности использования ресурсов, снижению потерь и издержек. Используя ISO 14001 можно продемонстрировать защищенность менеджмента организации и ее работников.Так же он может быть использован для демонстрации заинтересованным сторонам, того, что компания измеряет и улучшает экологическое влияние на них. [9] ISO 14001 может быть интегрирован с другими функциями менеджмента для более удобного достижения своих экологических и экономических целей. Так же как и другие стандарты, ISO 14001 является добровольным. Его главной целью является помочь компаниям в улучшении своих экологических показателей, соблюдая при этом действующее законодательство. Организации ответственны за установление своих целей, их отслеживание и достижение. Стандарт служит помощью в достижении целей и задач компании, а также для их мониторинга и измерения.Он подходит для:

  • Всех крупных транснациональных компаний;
  • Компаний, как с высокими, так и малыми рисками;
  • Производственных компаний и, компаний предоставляющих услуги, включая местные государственные сообщества;
  • Всех отраслевых секторов, включая публичные и закрытые;
  • Производителей уникального оборудования и их поставщиков.

12. основные стадии внедрения и функционирования системы по ИСО14001: 1. экологическая политика (организация должна выработать экологич политику. Это документ о намерениях и принципах работы организации. Должна соответствовать масштабу предприятия, специфики его деят-ти, услуг и продукции. Документ должен содержать заявление о стремлении к соответствию экологич нормативам и улучшения системы. Должно соблюдаться законодательство. 2. Выработка и соблюдение процедер для определения возд-й на ОС. 3. Выработка экологич целей и задач. Они должны быть количественными. Должны быть определены для каждого ур организации. При выработке должны учитываться взгляды заинтересованных сторон. 4. Выработка программы ЭМ. Прописываются ответственные за решения задач, средства и сроки исполнения. 5. Определение структуры ответственности. Для работы сис-мы ЭМ должны быть выделены человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть ответственный за работу ЭМ на предприятии. Должны выполняться ряд требований по обучению персонала и подготовке к внештатным ситуациям. 6. Мониторинг основных параметров деят-ти предприятия. 7. Процедуры периодич-х проверок соответствия деят-ти предприятия н-п актам по охране ОС. 8. Периодический аудит системы с целью соответствия системы стандартам ИСО.

13. преимущества для предприятия после внедрения сис-мы ЭМ по ИСО 14000. Возможность получения международного сертификата экологич соответствия; улучшение имиджа фирмы в обл выполнения природо-охранных требований; экономия ресурсов за счет рационального управления ими; увелич оценочной стоимости основных фондов предприятия; возможность выйти на рынок «земных» продуктов; способствует улучшению всей системы управления на предприятии; возможность привлечения более квалифицированной рабочей силы; способствует развитию торговли; повышение прибыли на предприятии; защита от правовой ответственности, связанной с нарушением ОС; улучшение финансовой защищенности компании; снижение затрат на производство продукции; повышение конкурентоспособности; мотивация сотрудников. Проблемы стандарта ИСО14000: постепенное, поэтапное создание сис-мы ЭМ и не прекращающееся улучшение этой сис-мы. Стандарты создают благоприятные условия для «экспорта» загр-й. система очень гибкая. Предприятие может понизить влияние на ничтожную величину.

14. российские стандарты в обл ЭМ: первые были приняты в 1998г. Это переводы на русский ИСО14000 (ГОСТ П14000). ОС определена как среда, в которой функционирует организация. Общество- одно из ее элементов. Гост рассматривает ОС как объект управления. Субъектом управления выступает предприятие.

15. Термин ЭМ заменен на термин управление кач-ва ОС или экологич управление. экологич управление- это деятельность государственных органов и экономических субъектов, направленная на соблюдение организацией обязательных требований природоохранного законодательства, на разработку целей, проектов и программ. ЭМ- это инициативная деят-ть экономич субъектов, направленная на достижение их собственных экологич целей, на реализацию проектов и программ, разработанных на принципах экоэффективности.

16. требования, предъявляемые к системе управления ОС по ГОСТу 14001: ОС рассм-ся как часть общей сис-мы административного управления. Общая цель-поддержка мер по охране ОС и предотвращение ее загр-я при сохранении баланса с соц-экономич потребностями. Модель сис-мы управления ОС состоит из следующих компанентов: экологическая политика, планирование, внедрение и функционирование, проведение проверок, анализ со стороны руководства, постоянное улучшение.

17. Экологич аудит - независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хоз-й или иной деят-ти требований в обл охраны ОС и подготовка рекомендаций к улучшению этой деят-ти. Цель- содействие субъектам хоз-й деят-ти в определении своей экологич политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, направленных на соблюдение экологич требований, а также создание мех-ма реализации эффективного природопользования и обеспечение устойчивого разв. Задачи: обоснование экологич стратегии и политики предприятия; определение приоритетов при планировании природоохранной деят-ти, выявление дополнительных возможностей для ее осуществления; проверка соблюдения субъектом требований природоохр-го законодат-ва; повыш-е эффективности регулировнаия возд-я субъекта на ОС; пониж-е риска возникновений ЧС. Объект - хоз-я или иная деят-ть, в том числе и прошлая деят-ть, связанная с возд-м на ОС, природ объекты, а также результаты этой деят-ти. Предмет- виды деят-ти по ОС и природопользованию; состояние ОС на производственном или природ объекте; сис-мы управления ОС; соблюдение природоохр-го законодат-ва и экологич требований; использование ресурсов; обращение с отходами; финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушения законодат-ва.

Финансовый и экологич аудит различаются по предмету аудирования. Для экологич это экологич отчетность, для него важна фактическая экологич деят-ть.

18. виды экологич аудита: на промышленном предприятии, ЭА инвестиционных проектов, ЭА в страхованию, ЭА при приватизации смене прав собственности, ЭА лицензированной деят-ти, ЭА в сис-ме управления качеством ОПС, ЭА при изучении, использовании, освоении, охране и воспроизводстве природ ресурсов; ЭА цикла обращения отходов производства и потребеления; ЭА природоохранных мероприятий. Классиф-я программ ЭА: 1по характеру целей- сокращение спец-й программы ЭА (цель-общее информационное обеспечение слож решений. Задачи- характеристика и оценка экологич проблем, условий, возможности решений этих проблем). Полные специальные программы ЭА(цель-информационное обеспечение и разработка слож решений, рекомендаций по их решению). Сокращенные комплексные программы (цель- характеристика экологич проблем отдельных производств, территории, регионов. Задачи- анализ имеющихся возможных решений проблем, разработка рекомендаций). Полные комплексные программы ЭА (цель-информационное обеспечение деят-ти по контролю и управлению, разработка рекомендаций). 2. По объему решаемых задач. Выделяют внешний и внутренний аудит. Внутр осуществляется самим предприятием. Внешний заказывается третьими сторонами (банками). В РФ ЭА делят на обязательный (проводится без согласия руководства, при реализации междкнародных конвенций, проектов по поручению государ-х орг РФ для учета экологич фактора при приватизации) и инициативный (проводится по решению руководителей самого экономич субъекта).

 
19.Факторы, определяющие эффективность любой аудиторской программы. ГОСТ 14010 «Руководящее указание по эколог аудиту». Принципы:1.введение2.Область применения.3.Определение(критерии, результаты, аудитор гр).4.Требования к ЭА (ЭА провод в отнош четко опред объекта, которое документировано определенно. Аудит проводят в случае: *когда собрана и предоставлена достаточ инфо об объектах аудита, *имеют достаточ средства и ресурсы для проведение ЭА, *когда имеет мессто адекват сотрудничество между аудитор гр. И проверяемой организацией.5.Основные принципы: -цели и обем аудита, - объективность, независимость и компететность, - надлежащ професс осторожность, - систематичность процедуры. ЭА провод в соот с документами, основ принципов и указаний и проводить следует систематически. –критерии, данные и результаты аудита, -надежность аудита и выводы по аудиту, - аудитор заключение. Заключение содержит: 1)идентификация проверяем организац и клиента,2)согласов-е цели и объема аудита.3)соглас-е критерий.4)указыв период времени и даты. 5)указыв идентификац члена аудитор гр. 6)идентификац представителей проверяемой организации.7)заявление6 о конфедициальном характере.8)перечень рассылки аудитор заключения. 9)краткое изложение процесса аудита. 10)выводы по аудиту. 6.Библиография. 20.Требования к специалистам по аудиту. Профессиональные и личностные требования к аудитору (высокая компетентность, профессиональная независимость, добросовестность и ответственность). ГОСТ 14012 «Руководящие указания по ЭА, квалификация критерий для аудиторов». Обязанности аудитора:-независимость, - конфедициальность,-ответ-ть за выводы, - выполнение обязаностей объекта не зависимо от предпринимат. Образ-е и опыт работы: законченное среднее образование (в России высшее). Опыт работы:- наука об охране ОС, технология охраны ОС, - технич и эколог аспекты работы сооружения, - надлежащие требованиязаконови регламента об ОС,- с-мы управления ОС, стандарты, - процедуры, процессы и методы провед аудита. Работа 5 лет. Обучение аудитора провод по месту работы, аттестация аудиторов. Личные качества и навыки:1)ясно выражать понятия и идеи.2)навыки межличност общения.3)независимость и объективность.4)навыки личной организованности.5) способность к зравому суждению на основе объектных данных. 6)С ПОНИМАН ОТНОСИТСЯ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦ СТРАНЫ ИЛИ РЕГИОНА, в котром проводят аудит. Ведущий аудитор должен принимать участие во всех процедурах аудита, иметь хорошую проф подготовленность, компететность, квалификация, уровень знаний, допол образ-е, профессион осторожность, знание языка.

 

21. Мотивация роведения экологич аудита. Цели и задачи- обоснование производственной экологич стратегии и политики предприятия; в случае необходимости дополнит инфо, связана с возд-м на ОС, проводится на проектной стадии; в случае необходимости информационного обеспечения развития, повышения эффективности, инициирования экологич деят-ти; постановка и ранжирование экологич проблем; анализ работы, оценка и прогноз действующих сис-м мониторинга источников возд-я на ОС и отходов; анализ работы, оценка и прогноз действующей сис-мы экологич контроля; анализ, оценка и прогноз действующих регламентов, процедур, з-д и нормативных документов в обл экологич контроля и управления.

22. основные направления разработки и развития программ экологич аудита в РФ. 1 инвестиционные процессы- важно наличие экологич политики предприятия, поставка и обоснование экологич целей; экологич обязательства перед инвесторами, вовлечение персонала в активную экологич деят-ть, повышение экологич уровня ответственности, экологич прозрачность (доступность инфо). 2. Экологич экспертиза- проведение процедуры должно базироваться на фактической реальной ситуации на предприятии. 3. Экологическое страхование и сертификация. 4. Приватизация- экологич аудит проводится при приватизации гос-х предприятий. ЭА проводится для того, чтобы реально оценить экологич безопасность приватизированного предприятия. 5. Отношения с госуд-ми орг экологич контроля и управления. 6. Отношение с общественностью и населением. 7. Предотвращение острых экологич проблем. 8. Улаживание конфликтных ситуаций. 9. Экологич образование.

23 Обобщенные процедуры программы экологич.аудита. Включает этапы: 1 этап - подготовительные работы,кот.включают мативацию и заключение договоров. Стадии: 1 -определение целей,задач и объектов аудирования.2-определение бюджета и сроков проведения программ аудирования.3-заключ.договора с заказчиком и овансирование аудита.4-формирование группы экол.аудита. Постановка целей и задач-ключевое действие и должно соответствовать общей стратегии предприятий.Цели и задачи зависят от вида аудирования,от объекта аудирования,пожилания заказчика.Результатом аудита явл.развитие эколог.программ на предприятии.Цели и задачи должны быть конкретны.Задачи м.б. и качественные и количественные.Примеры кач.задач:1)анализ фактич. ситуации,зазработка рекомендаций и уменьшение возд. на ОС. 2)Разработка рекомендаций и предложений по повышению организованности уменьш.возд на ОС. Постановка и решение количеств.задач ведет к необходимости получения дополнит.данных.Пример:анализ фактич.ситуации выбросы,сбросы отходов конкретных вещ-в(вредных и ядовитых); Анализ ситуации.Оптимизация использов.ресурсов. И качеств.и колич. Задачи должны отвечать след.требованиям: четкая формулировка;восприниматься командой аудита и заказчиком;учитывать соц-экономич.и экологич.и на предприятии и на территории вокруг.;цели аудита должны учитывать фактическую экономич.ситуацию на различных уровнях. Формирование группы экол.аудита. Квалификация аудиторов.независимая группа аудиторов.Подбор руководителя,ответственный представитель заказчика.Дальше группа составляется в зависимости от целей и задач.группа чаще небольшая,хорошо организованная,квалифицированная и авторитетная. 2 этап- планирование программы. Стадии: 1-предварительный сбор,обобщение и организация исходных данных,исходя из основной эколог.документ.предприятия.2-анализ исходных данных,определение осн.объектов аудирования,определение методик,определение критериев оценки.3-формирование программы эколог.аудита. Сбор материалов очень трудоёмок,т.к.данные в разл.местах в разл.виде и чаще берут общие данные и отчеты об экол.обстановке.Используется только официальная инф-я.Используемые документы: эколог.паспорт предприятия,тома ПДВ,ПДС,тома водн.хоз-ва,статистическая эколог.отчетность,справки о платежах за исп.природ.ресурсов.,справки о размещ.отходов,об экологич.ответственности,данные инвентаризации источников возд.на ОС.,лицензии на природопольз.,территориальн.программы и планы по экологии,планы по охране ОС,инф-я о производим.продукции,инф-я об использов.сырья,строительн.проекты,картографические материалы. 3 этап- основной.собственно работа.Ведется непосредственно на объекте.Ведутся след.работы:обзорные обходы по объектам аудирования,ознакомление с рабочей документацией,персоналом, уточнение исходных данных и дополнение их. 4 этап- заключительный. Стадии: 1-анализ полученных данных. 2-в случае необходимости привлечение других специалистов.3-подготовка предложений и рекомендаций.4-организация данных.5-представление данных заказчику и анализ их возможностей.6-подготовка,распространение и предоставление отчета.7-участие в составлении и проверки осуществления плана действий по материалам аудита. Анализ полученных данных.составление и анализ данных по загрязн.вещ-м,материалам сырья,описание и оценка фактических загрязнителей, отходов. Эффективность работы существующих систем.Система производственного экол.контроля.Оценка эффективности системы мониторинга.Возможность возникновения локальных критических ситуаций.Возможность возникновения экономического ущерба.Представление данных программ аудита,карт-схем и т.д.

5 этап-использование материалов программы экол.аудита.завершающий.Стадии: 1-авторский надзор и использов.материалов аудита.2-участие аудиторов в разработке,обосновании и реализации программ.3-участие в ОВОС,в проведении экол.экспертизы.4-организация повторных программ аудита,по фактическим результатам.5-развитие общего,специального,дополнит.образования рабочих.

25 методология оценка риска. Это разработка методов, обусловленных возд-м ф-в среды обитания чел и образа жизни. Основные причины неэффективности концепции ПДК: нормативы опр-ся в лабораториях в краткосрочных экспериментах на небольшом кол-ве жив, небольшом кол0ве тестовых видов и по ограниченному набору физиологических и поведенческих р-й; ПДК применяются как единые нормативы для огромных территорий, в то время как действия факторов зависит от климата, хоз-ва региона; постоянно высокое кол-во ПДК; современная сис-ма ПДК не учитывает совместное действие на чел разных агентов; нормативный подход, основанный на ПДК, не дает ответа на вопрос о возможных последствиях; нормативы разных стран различаются в несколько раз.

Использование оценки методологии рисков применяется: 1) При пересмотре величин норматовов и разработка технических регламентов. 2) При планировании,осуществлении и оценке мониторинга и ранжировании территории страны по загрязнению среды обитания. 3) При экспертизе,надежности размеров зон санитарной охраны и СЗЗ для обеспечения приемлимых уровнях риска при кратковременном и длительном воздействии ЗВ.

Оценка риска для здоровья осуществляется: 1 этап - Идентификация опасности.Опасность-это особенности физического,химич,биологич.агента наносить вред организму.При оценке опасности химич.веществ анализ ведется на качественном уровне.Процесс идентиф.опасности предусматривать о физико-химич.свойствах веществах о его поведении в ОС,о влиянии его на человека, о продолжительном воздействии на организм,о нарушении в организме. Задача -идентифицировать опасность,выбор приоритетных индикаторных вещ-в,изучение кот.позволило бы охарактеризовать уровни риска для здоровья чел. Для оценки риска используют вторичные источники информации о вредн.воздейст.химич.вещ-в.Если есть малоизученное вещ-во,то его изучают вначале. Выясняют все источники загрязн.на этой террит.,собирают данные о кол-ве и кач-ве показателей.Этап предусматривает: выявление источников загрязнения ОС и возд на чел.,идентификация загряз.,хар-ка вредных эффектов хим вещ-в и оценка научнодоказанных возможн.развития этих эффектов у человека,выявление приоритетных для изучения соединений-маршрут их воздействия и миграция,установление вредных эффектов кот м.б.вызваны приоритетными вещ-ми. 2 этап- Оценка экспозиции.Экспозиция - это контакт организма с хим,физ или биологич.агентом.Величина экспозиции как размеренное,расчитанное число агента в конкретном объёме ОС,нах-ся в прикосновении с «пограничными» органами чел. Оценка экспозиции устанавливает количеств.поступление реагента в организм.Оценка экспозиции- это изменение или определение выраженности,частоты,продолжительности и путей проникновения ЗВ в организм. Важные шаги при оценке экспозиции: Определение маршрутов возд.анализ источника загряз.ОС,механизм образования загрязнителей,пути транспорта и т.д. Оценка экспозиции позволяет:1)установить распределение конц.в разных объектах.2)Установить популяции и субпопуляции с высоким и низким риском.3)Установить приоритетные,эффективные и более экономич.программы по снижению риска.4)Установить вклад.загрязнения различ.источников.5)Установить факторы поступления и распространения ЗВ в ОС.6)Установление соотв-е применяемых мер по снижения загрязнения.1 этап оценки экспозиции-хар-ка окруж.обстановки.2 этап-идентификация маршрутов возд.3 этап-количеств.хар-ка экспозиции.4 этап-заключит. З этап- оценка зависимости доза-эффект -это процесс количественной хар-ки токсикологической информации и установление связи между возд.дозой ЗВ и случаями вредн.эффектов в популяции. Этапы: 1-сбор инф-ии о токсикологич.св-ве вещ-ва. 2-выбор основных критических исследований. Определение параметров,оценка неопределенности и экстраполяция. Обобщение инф-ии и выбор критериев для последующей оценки рисков. 4 этап- характеристика риска.Интегрирует данные об опасности хим.вещ-в,о величине экспозиции,параметров дозы-эффект с целью количественной и качественной оценки риска.Этапы:1-обобщение результатов оценки экспозиции и зависимости дозы-эффект.2-расчет значения риска для отдельных маршрутов и путей поступления хим.вещ-в.3-расчет рисков для усл.агрегированной и кумулятивной экспозиции.4- выявление и анализ неопределенности группы риска.5- обобщение результатов,предоставление данных.

Снижение риска до минимума-это цель оценки риска. Пути снижения риска:1)изменение технологических процессов.2)малоотходные технологии.3)использование современного оборудования.Оснавная цель управления риском-это определение мер и путей реализации предприятием направления на снижение риска,при заданных ресурсах и времени.

Этапы управления риском. 1 этап-Характеристика риска.проводится сравнительная хар-ка риска и устанавливаются приоритеты.при выборе приоритетов учитывается следующее:задачу снижения савокупности риска для всей системы с учетом комплексного подхода.,оптимизируют ресурсные и временные ограничения.Уже на этом этапе можно сравнить значение риска со значениями риска в данной стране. 2 этап- определение приемлимости риска.Полученные значения риска сапоставляют с рисками,связанными с определенными факторами.Факторы-выгода от использов.вещ –ва в объектах экономики(пестициды и урожай), потери обусловленные применением вещ-в,частично или полностью запрещенных,возможности контролирующих мер для уменьшения потенциально негативных возд,препаратов или другие вещ-ва на ОС и здоровье чел. 3 этап- Сопоставление рисковых факторов с нерисковыми.Это должно давать ответ на вопрос по степени риска с сравнивать его с приемлимым риском. 3 возможных варианта: 1-риск не привышает приемлимый.2-риск на грани приемлимого.3-риск не приемлим.Меры по снижению риска во 2 и 3 включ.следующ.мероприятия:1-органичение круга пользователей загрязн.продукта,привлечение только спец.персонала.2-если риск не приемлим можно обойтись предупредетельными наклейками.3-ограничение использования территории,где риск максимален.4-полный запрет использования вредного вещ-ва. 4 этап- принятие регулирующего решения. Включает определение законов,норм.актов,постановлений,инструкций,кот.соответствуют выполнению мер для предотвращения вреда.далее идет распространение информации.

24и26 управление экологич риском. Риск- вероятность наступления реблагоприятных событий при выполнении технологич операций или в сфере жизнедеят-ти чел. Возд-е и усл-е, при котором возникает вероятность нанесения ущерба опред-т как факторы риска. Понятие риска связано с опасность ю. Она характеризует утрату устойчивости к оказываемому возд-ю; процесс св-ва или состояния природы, общ-ва или техники, представляющей угрозу для жизни людей, объектов хоз-ва и ОС. Опасность можно разделить на 2 группы:природная и техногенная. Природная- процесс, св-ва частей атмосферы, литосферы, гидросферы или космоса, представляющие угрозу для общества. Техногенная- любой фактор техногенного происхождения, который может привести к нарушению жизнедеят-ти населения и состоянию ОС. Любой опасности соответствует фактор опасности- составляющая процесса или явления, вызванная источником опасности и характеризующая физ, химич и биологич действиями. Факторы- экологические, техногенные, военные, социальные, экономические. Опасность предполагает: 1. Существование источника опасности, который м б внутренним, внешним или комбинированным. 2. Недостаточную защищенность объекта по отношению к источнику опасности. Возникает рисковая ситуация- определенная величина риска. Этот риск надо оценивать и управлять им. Риск- количественный показатель. Показатели риска: вероятность проявления действия опасного экологич фактора; ущерб при проявлении действия опасного экологич ф-ра; неопределенность в оценке величин в 2-х первых показателях. Расчет риска: Р=R*y, где Р-риск(ед), R-вероятность (частота/год), y-ущерб. Величину экологич риска можно представить в виде формулы: Р=R1*R2*R3, где Р-риск, R1-частота вероятности возникновения событий, приводящих к проявлению вредных факторов; R2-вероятность формирования в различных средах физ, химич, биологич ф-в определенной величины или уровня. R3- вероятность того, что проявивший себя ур этих ф-в приведут к фиксируемому ущербу. Понятие экологич риска включает в себя и экономич показатели. Величина ущерба явл результатом эколого-экономич оценки риска. Техногенный риск определяется ч/з ущерб. Ущерб оценивается утратой ценности, гибели чел, жив, разрушением объектов. Ущерб экологич рисков выражается в понижении биоразнообразия, изменении ЭС. Для оценки рисков их классифицируют:1. Домоклов меч-отвечает малая вероятность события, но высокий потенциальный ущерб при реализации события (слож промыш-е объекты). 2. Циклоп- ущерб оценивается с большой долей достоверности. Вероятность события либо не определена либо ее оценка имеет большую неопределенность (природ катаклизмы). 3. Пифия- риски характеризуются неопределенностью вероятности события и последствиями. Ущерб м б очень большой (тепличный эффект). 4. Ящик пандоры- глобальные проявления последствий, которые м б как мгновенными, так и отсроченными (разрушение озонового слоя). 5. Кассандра-хар-ся большой вероятностью реализации риска и большим ущербом. Возможны отдаленные эфф-тыэтого события (изменение климата). 6. Медуза- малая верочтность сочитается с небольшим ущербом, но большими масштабами проявления (эл/м излучения).


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комнатные растения - очистители воздуха жилищ | Самые старые заповедники


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных