ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характер экономических отношений в сфере культурыЛекция 1 КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Экономика культуры изучает экономические отношения, складывающиеся в культуре.
Понятие экономических отношений и культуры
Экономические отношения Экономические отношения – отношения по поводу производства, распределения и потребления товаров и услуг.
Понятие культуры. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В современной науке культура используется в трех значениях: 1. В широком смысле – как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека. 2. В узком смысле – как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека. 3. В отраслевом смысле – как отрасль национальной экономики. Мы рассматриваем главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.
Характер экономических отношений в сфере культуры
70 годы ХХ века – дискуссия о характере экономических отношений в культуре. Точки зрения: · Экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая); · В сфере культуры складываются экономические отношения, но они второстепенные. Об экономических отношениях можно говорить только постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, созданный в материальном производстве.
Рубеж 80-х – 90-х годов – поиск новых экономических механизмов в культуре.
С начала 90-х годов – развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры.
В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и культурных благ. Специфика экономических отношений в культуре. - выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапливается большой культурный потенциал; - результатами культурной деятельности являются культурные блага и культурные ценности. Понятие культурных благ и культурных ценностей даны в ст.3 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре». Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, исторические топонимы, фольклер, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историческом отношении территории и объекты.
Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Культурное благо категория более адекватная экономике культуры.
Диалог: Культурные ценности как основа для создания культурных благ. Возможность превращения культурного блага в культурную ценность В отличии от материальных благ, которые уничтожаются при потреблении, культурные блага наращивают свою ценность в процессе потребления.
Становление рынка культурных благ. Основные субъекты рынка: государство, производители, потребители, посредники (инфраструктура). Профессиональная критика может быть отнесена к инфраструктуре культурной деятельности. Однако ввиду ее особой роли в исполнительском искусстве профессиональная критика часто выделяется в качестве самостоятельного субъекта художественного рынка. Специфика художественного рынка заключается в том, что заказчик и потребитель, как правило, не совпадают. Создателями культурных благ выступают: · Т.н. свободные художники, физические лица, осуществляющие свою индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица; · Институционально-оформленные структуры: организации (юридические лица). Организации культуры являются основным производителем культурных благ. Субъекты, с которыми вступают в отношения организации культуры: · Потребители (индивидуальные и организованные); · Учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юр. и физ. лица); · Властные структуры (за исключением уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные комитеты, органы казначейства и прю; · Спонсоры и благотворители; · Другие организации.
Инфраструктура культурной деятельности – взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий участников культурной деятельности. Элементы инфраструктуры: специализированные магазины, мастерские, продюсерские центры, кассы и т.д. Помимо рыночной может быть выделена и традиционная инфраструктура, возникшая еще до перехода к рыночным отношениям. Диалог: Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах. Понятие «провалов рынка» в сфере культуры. Роль государства как одного из важнейших субъектов рынка культурных благ. Основные направления государственного регулирования: законодательная регламентация культурной деятельности, финансовая поддержка организаций культуры и творческих работников, создание инфраструктуры, информационное обеспечение, социальная защита деятелей культуры и искусства и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|