Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характер экономических отношений в сфере культуры




Лекция 1

КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Экономика культуры изучает экономические отношения, складывающиеся в культуре.

 

Понятие экономических отношений и культуры

 

Экономические отношения

Экономические отношения – отношения по поводу производства, распределения и потребления товаров и услуг.

 

Понятие культуры.

Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

В современной науке культура используется в трех значениях:

1. В широком смысле – как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.

2. В узком смысле – как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.

3. В отраслевом смысле – как отрасль национальной экономики.

Мы рассматриваем главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

 

Характер экономических отношений в сфере культуры

 

70 годы ХХ века – дискуссия о характере экономических отношений в культуре. Точки зрения:

· Экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая);

· В сфере культуры складываются экономические отношения, но они второстепенные. Об экономических отношениях можно говорить только постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, созданный в материальном производстве.

 

Рубеж 80-х – 90-х годов – поиск новых экономических механизмов в культуре.

 

С начала 90-х годов – развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры.

 

В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и культурных благ.

Специфика экономических отношений в культуре.

- выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапливается большой культурный потенциал;

- результатами культурной деятельности являются культурные блага и культурные ценности.

Понятие культурных благ и культурных ценностей даны в ст.3 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре».

Культурные ценности

нравственные и эстетические идеалы,

нормы и образцы поведения,

языки, диалекты и говоры,

исторические топонимы,

фольклер, художественные промыслы и ремесла,

произведения культуры и искусства,

результаты и методы научных исследований культурной деятельности,

имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии,

уникальные в историческом отношении территории и объекты.

 

Культурные блага условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурное благо категория более адекватная экономике культуры.

 

Диалог: Культурные ценности как основа для создания культурных благ. Возможность превращения культурного блага в культурную ценность

В отличии от материальных благ, которые уничтожаются при потреблении, культурные блага наращивают свою ценность в процессе потребления.

 

Становление рынка культурных благ.

Основные субъекты рынка: государство, производители, потребители, посредники (инфраструктура). Профессиональная критика может быть отнесена к инфраструктуре культурной деятельности. Однако ввиду ее особой роли в исполнительском искусстве профессиональная критика часто выделяется в качестве самостоятельного субъекта художественного рынка.

Специфика художественного рынка заключается в том, что заказчик и потребитель, как правило, не совпадают.

Создателями культурных благ выступают:

· Т.н. свободные художники, физические лица, осуществляющие свою индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица;

· Институционально-оформленные структуры: организации (юридические лица).

Организации культуры являются основным производителем культурных благ.

Субъекты, с которыми вступают в отношения организации культуры:

· Потребители (индивидуальные и организованные);

· Учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юр. и физ. лица);

· Властные структуры (за исключением уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные комитеты, органы казначейства и прю;

· Спонсоры и благотворители;

· Другие организации.

 

Инфраструктура культурной деятельности – взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий участников культурной деятельности.

Элементы инфраструктуры: специализированные магазины, мастерские, продюсерские центры, кассы и т.д.

Помимо рыночной может быть выделена и традиционная инфраструктура, возникшая еще до перехода к рыночным отношениям.

Диалог:

Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах.

Понятие «провалов рынка» в сфере культуры.

Роль государства как одного из важнейших субъектов рынка культурных благ.

Основные направления государственного регулирования: законодательная регламентация культурной деятельности, финансовая поддержка организаций культуры и творческих работников, создание инфраструктуры, информационное обеспечение, социальная защита деятелей культуры и искусства и др.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных