ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование системы экономических категорий культурной деятельности в трудах представителей различных школСамостоятельно Экономические категории культурной деятельности начали рассматриваться в работах представителей французской (Ж.-Б. Сэй, К. Гарнье), шведской (К. Виксель, Э. Линдаль), английской (А. Смит, Д. Кейнс, Дж. Рескин) и других научных школ. В России первые работы в области экономики культуры появились в конце XIX и начале XX столетия (В. П. Погожев, 1908; В. А. Теляковский, 1926). В работе американских экономистов У. Баумоля и У. Боуэна «Исполнительское искусство: экономическая дилемма» (1966) впервые серьезно поставлена одна из основных проблем экономики культуры — опережающий рост цен на факторы производства по отношению к ценам на культурные услуги, — получившая название «Болезнь Баумоля» или «Болезнь цен». Это послужило обоснованием необходимости государственной и общественной поддержки исполнительского искусства. Французский культуролог А. Моль в труде «Социодинамика культуры» (1967) наметил общую теорию социокультурного цикла, напоминающего систему экономического товарооборота, и затронул важнейшие экономические категории культурной деятельности: товар, стоимость, себестоимость, цена, прибыль, рынок и некоторые другие. Социокультурный цикл Моль изображает в виде взаимодействия творцов и потребителей на рынке интеллектуальной продукции. Участниками взаимодействия у него выступают творцы, микросреда (коллеги, критики), средства массовых коммуникаций, макросфера (просвещенные потребители) и широкие народные массы. Эту общую теоретическую схему Моль интерпретирует для разных видов культурной деятельности. В центр своего исследования Моль ставит категорию «сообщения» (знака), которую рассматривает как коммуникационный товар и применяет к нему понятие стоимости и цены. Серьезное исследование проблем экономики культуры в России началось в 70-е годы XX века. Появились труды, в которых культура рассматривается как активный элемент экономической системы (Э. М. Агабабьяна, Г. Г. Дадамяна, Д. И. Правдина, В. М. Рутгайзе- ра, М. В. Солодкова). Работы А. И. Дымниковой, Г. П. Иванова, А. Я. Рубинштейна, Б. Ю. Сорочкина, С. В. Шишкина и других авторов посвящены экономике культуры на современном этапе. С последнего десятилетия XX века на Западе формируется новое понимание взаимосвязей между культурой и экономикой. Складывается отношение к культуре как к фактору экономического развития территорий, а к культурному продукту как к товару. Взят курс на развитие культурных (творческих) индустрий (Ч. Лэндри, Р. Флорида). Постепенное распространение этих воззрений в нашей стране. Отход от отношения к культуре как к культурному наследию, выполняющему важную идеологическую роль. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|