Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим охраны и использования рекреационных зон и территорий




Под рекреацией подразумевается система мероприятий, обеспечивающих оздоровительные, познавательные, спортивные и культурно-развлекательные потребности рекреантов (отдыхающих). Рекреационная деятельность осуществляется на специально отведенных территориях, находящихся как правило, вне населенных пунктов и являющихся местом постоянного жительства рекреантов. Длительный отдых с организацией ночлегов вне места постоянного проживания рекреантов по своему содержанию совпадает с содержанием понятия “туризм”.

Рекреационными зонами принято считать естественные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для организованного отдыха и туризма. В состав таких зон могут входить участки городской территории, пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные природные парки, ботанические сады, зоологические и дендрологические парки, туристические маршруты, территории домов и баз отдыха, определенные участки заповедников и заказников, специально отведенные для посещения населением. Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных посёлков, в которых запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

На территориях населенных пунктов зачастую выделяются ландшафтно-рекреационные территории, которые включают пригородные леса, лесопарки, лесозащитные полосы, водоемы, зоны отдыха, земли сельскохозяйственного использования и другие участки, образующие вместе с парками, садами, скверами и бульварами зелёные, оздоровительные и рекреационные зоны. На территории рекреационных зон запрещается хозяйственная деятельность, которая отрицательно влияет на окружающую природную среду или может препятствовать использованию их по целевому назначению и изменения природного ландшафта, противоречащих использованию этих зон по прямому назначению.

Правовой режим земель рекреационного назначения определен ст. 74 Земельного кодекса. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные для организованного массового отдыха и туризма населения. Это земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристских станций, парков, зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов, учебно-туристских троп, маркированных трасс, детских и спортивных лагерей, и расположенные за пределами земель оздоровительного назначения.

За пределами городов и других населенных пунктов земли, занятые лесопарками и иными зелеными насаждениями, которые выполняют защитные и санитарно-гигиенические функции и являются местом отдыха населения, включаются в состав зеленой зоны. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по целевому назначению. Порядок использования земель рекреационного назначения определяется земельным законодательством.

В Международной концепции устойчивого развития населенных пунктов, ратифицированной постановлением Верховной Рады Украины № 1359-XIV от 24 декабря 1999 года предусмотрены меры по обеспечению рационального использования рекреационных ресурсов. В ней в частности предусматривается: проведение инвентаризации рекреационного фонда Украины, которая подлежит сертификации в соответствии с международными требованиями; определение территорий земель историко-культурного назначения, ценных источников минеральных вод, рапы озер и залежей лечебных грязей, ценных ландшафтов, рекреационных ресурсов в пределах территорий населенных пунктов и на прилегающих к ним территориях ценных оздоровительных и рекреационных объектов, а также установление и обеспечение соответствующего режима их использования; создание округов санитарной охраны в пределах границ курортов для обеспечения сохранения курортологических ресурсов, их охраны от загрязнения, повреждения и преждевременного истощения; расширение системы пригородных природоохранных территорий, в качестве зон кратковременного отдыха.

В соответствии с Государственными санитарными правилами планировки и застройки населенных пунктов, утвержденными приказом Минздрава №173 от 19 июня 1996 года, при проектировании новых и расширении существующих населенных пунктов необходимо предусматривать равномерное и непрерывное озеленение территории с максимальным сохранением и использованием существующих зеленных насаждений. Пригородная зона населенного пункта должна быть максимально озеленена с учетом ее использования для отдыха населения.

Выбор территории для организации внегородского отдыха населения необходимо производить на основе оценки природно-климатических условий, состояния окружающей природной среды и инженерно-геологических показателей. Зона рекреации должна быть размещена за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий, на максимальном удалении от портов и портовых сооружений, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод и других источников загрязнения.

Размещение и организация мест отдыха на воде осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями к зонам рекреации водных объектов. Качество воды водоемов и рек, которые используются в зонах рекреации, должны соответствовать Санитарным правилам и нормам охраны поверхностных вод от загрязнения и Санитарным правилам и нормам охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения. В населенных пунктах, расположенных в прибрежной зоне бассейнов Черного и Азовского морей, береговая полоса шириной 100 м должна использоваться только как зона отдыха населения, а все виды строительства, которые не имеют непосредственного отношения к рекреационной деятельности, запрещаются.

Одной из форм стимулирования рекреационной деятельности является создание специальных (свободных) экономических зон. В соответствии с Программой развития в специальных (свободных) экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности в нашей стране на период до 2010 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров № 1756 от 24 сентября 1999 года, предусмотрено создание туристско-рекреационных зон, включающих уникальный природоресурсовой потенциал для развития туризма и оздоровления, развернутую сеть коммуникаций, материально-техническую базу туризма и рекреации и объекты социальной инфраструктуры.

В соответствии с Законом “О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа “Курортополис Трускавец” № 514-14 от 18 марта 1999 года, создана туристско-рекреационных зона, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, направленной на сохранение и эффективное использование природных лечебных ресурсов курорта Трускавец, ускорения реформирования лечебно-оздоровительной отрасли, развития туризма и отдыха на данной территории. Его правовой режим и система управления определяются Положением о специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа “Курортополис Трускавец”, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины № 1444 от 9 августа 1999 года.

Большим рекреационным потенциалом обладает побережье Черного моря. Экологические требования по рекреационному использованию природных ресурсов морского побережья определены в Концепции охраны и восстановления окружающей природной среды Азовского и Черного морей. В ней предусмотрено также ведение кадастра природных рекреационных ресурсов морского побережья.

На обеспечение оптимального функционирования региона Большой Ялты как курорта общегосударственного значения направлен Указ Президента “О мерах по развитию курортной зоны Большой Ялты” № 313 от 9 апреля 1997 года. Во исполнение этого указа, Кабинетом Министров разработана Комплексная программа социально-экономического развития Большой Ялты, утвержденная постановлением № 9 от 5 января 1998 года. Программой предусмотрено создание надлежащих экономических, имущественных и организационных условий для стабилизации и улучшения социально-экономического положения Большой Ялты. Предусмотренные Программой меры, направлены на сохранение и рационального использования ценных природных лечебных ресурсов, развитие курортно-рекреационного комплекса и улучшение экологической ситуации в регионе.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

О курортах: Закон Украины от 5 октября 2000 года. Урядовий кур’єр. - 2000. - № 222.

Основы законодательства об охране здоровья: Закон Украины от 19 ноября 1992 года. // Ведомости. – 1993. – № 4. – Ст. 19.

О природно-заповедном фонде Украины: Закон Украины от 16 июня 1992 года. // Ведомости. – 1992. – № 34. – Ст. 502.

Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения: Закон Украины от 24 февраля 1994 года. //Ведомости. – 1994. – № 27. – Ст. 218.

О туризме: Закон Украины от 15 сентября 1995 года. //Ведомости.-1995. - № 31.- Ст. 241.

О мерах по развитию курортной зоны Большая Ялта. Указ Президента Украины № 313/97 от 9 ноября 1997 года.

Об экономическом эксперименте "Курортополис Трускавец". Указ Президента Украины №199/98 от 18 марта 1998 года.

Об обеспечении рационального использования природных ресурсов и осуществлении санитарно-курортной деятельности на территории курорта Трускавец. Распоряжение Президента Украины № 294/95 от 10 октября 1995 года.

Перечень населенных пунктов, отнесенных к курортным. Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 1996 года в редакции от 15 декабря 1997 года.

О комплексной программе социально-экономического развития Большой Ялты как курорта общегосударственного значения. Постановление Кабинета Министров Украины № 9 от 5 января 1998 года.

Государственные санитарные правила размещения, обустройства и эксплуатации оздоровительных учреждений. Утвержден приказом Минздрава № 172 от 19 июня 1996 года.

 

Иванух Р., Жученко В. Стратегические проблемы развития рекреационно-туристического комплекса Украины. //Экономика Украины, 1997, № 1.

Каракаш И.И. О правовом режиме земель курортов. //Сб. Охрана природной среды в курортных зонах. М., 1989.

Маринов Н.А., Пасека И.П. Трускавецкие минеральные воды. М., 1975.

Созинов В.А. Природно-ресурсовый потенциал рекреационных зон г. Одессы и проблемы его использования. //Экологические проблемы городов и рекреационных зон. Одесса, 1999.

Экология городов и рекреационных зон. Одесса, 1998.


[1] См.: Государственные санитарные правила размещения, обустройства и эксплуатации оздоровительных учреждений, утвержденные приказом Минздрава № 172 от 19 июня 1996 года.

[2] См.: Раздел 5 ДБН 360-92 “Містобудування. Планування і забудова міських і сільських поселень” и раздел 6 СанПиН “Планирование и застройка населенных пунктов”.

[3] См.: ГОСТ 17.1.5.02-80 “Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов”.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных