Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения и почв сельскохозяйственных угодий




Землями сельскохозяйственного назначения Земельный кодекс признает земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. При этом земельные участки, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, на которых не обеспечивается получение экологически чистой продукции, подлежат исключению из сельскохозяйственного оборота. Производство на этих землях сельскохозяйственной продукции запрещается.

Охрана земель сельскохозяйственного назначения включает в себя систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиты от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным экосистемам с учетом целей и характера их использования, зональных и региональных особенностей.

Система рационального использования земель должна иметь природоохранный, ресурсосберегающий и воспроизводительный характер, предусматривающий сохранение почв, ограничение отрицательного влияния на них, а также на растительный и животный мир, геологические породы, водные источники и прочие компоненты окружающей среды. Содержание охраны земель сельскохозяйственного назначения составляют специальные охранные меры, предпринимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, землепользователями и другими лицами. При этом причем наибольший объем природоохранных обязанностей возлагается на самих собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов.

Сельскохозяйственные землевладельцы и землепользователи в соответствии с земельным законодательством осуществляют: рациональную организацию территории; сохранение и повышение плодородия почв, а также улучшение других полезных свойств земли; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами[4] и от других процессов разрушения; защиту от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарниками и мелколесьем, а также других процессов ухудшения культурно-технического состояния земель; рекультивацию нарушенных земель, мероприятия по повышению их плодородия и улучшению других полезных свойств земли; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель; временную консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв.

При размещении, проектировании, строительстве и введении в действие новых и реконструированных объектов, зданий и сооружений, а также внедрении новых технологий сельскохозяйственные землепользователи обязаны строго соблюдать экологические и санитарно-технические требования по охране используемых земель. Введение в действие объектов и применение технологий, которые не отвечают требованиям защиты земель от деградации или нарушения, запрещается. Размещение объектов, которые влияют на состояние земель, согласовывается с землеустроительными, природоохранными и другими органами в установленном законодательством порядке. Использование земельных участков способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки, в соответствии со статьями 27 и 28 Земельного кодекса, является основанием для принудительного прекращения права коллективной и частной собственности на земельные участки, а также права пользования земельными наделами или их частями.

Земельное законодательство предусматривает ряд мер, направленных на экономическое стимулирование сельскохозяйственных землепользователей к сохранению и воспроизводству плодородия почв, защите земель от отрицательных последствий производственной деятельности и включающих: выделение бюджетных средств на восстановление земель, нарушенных не по их вине; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся на стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния, в период, предусмотренный проектом проведения работ; частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации нарушенных не по их вине участков; поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, производство экологически чистой продукции.

В последние десятилетия качественное состояние сельскохозяйственных земель в нашей стране приобрело тенденцию постоянного ухудшения. В отдельных районах, где проведено осушение земель, происходит неконтролируемое снижение уровня грунтовых вод, уменьшение мощности органической массы, а в районах орошения - подтопление и засоление почв, деградация черноземов, что приводит к отрицательным экологическим последствиям, особенно характерные для районов Полесья и на юге Украины. В настоящее время 14,8% общей площади поливных земель подвергнуты эродированию, 1,5% - переувлажнению, свыше 4% являются солонцеватыми и засоленными. Увеличение минерализации грунтовых вод угрожает вторичным засолением земель. По существу на всех землях наблюдается снижение содержания гумуса в почвах. Только за 20 лет в период с 1961 года по 1981 год среднее содержимое гумуса в почвах снизилось с 3,2% до 3,5%.

Современное использование сельскохозяйственных земель не отвечает требованиям рационального природопользования. Это связано с тем, что нарушено экологически допустимое соотношение площадей пашни, естественных кормовых угодий, лесных насаждений, которое отрицательно влияет на устойчивость агроландшафта. Распаханность земель является наивысшей в мире, и достигла 56% территории страны и 80% сельскохозяйственных угодий. Интенсивное сельскохозяйственное использование земель приводит к снижению плодородия почв посредством их переуплотнения, потери комковато-зернистой структуры, водопроницаемости и аэрационной способности со всеми вытекающими из этого экологическими последствиями.

Почвы каждый год теряют 11 млн. тонн гумуса, 0,5 млн. тонн азота, 0,4 млн. тонн фосфора и 0,7 млн. тонн калия. Ежегодные эколого-экономические убытки от эрозии почв превышают 9,1 млрд. гривен. Значительный экологический вред земельные ресурсы испытают и вследствие загрязнения почв выбросами промышленности и использования средств химизации в аграрном секторе. Свыше 40 % органических веществ, получаемой в результате деятельности больших животноводческих комплексов и птицефабрик, из потенциальных органических удобрений превращаются в источники загрязнения окружающей природной среды.

Ситуация с загрязнением земельных ресурсов в сельском хозяйстве усложнилась после аварии на Чернобыльской АЭС. Радионуклидами загрязнено свыше 4,6 млн. гектаров земель в 74 районах 11 областей страны, в том числе 3,1 млн. гектаров пашни. Из использования изъято 119 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 65 тыс. гектаров пашни. Для исправления фактически сложившегося положения по использованию и охране сельскохозяйственных земель государством разработана и реализуется система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, имеющих природоохранный, ресурсосберегающий и воспроизведенный характер.

К ним относятся: проведение инвентаризации земель и выявление площадей, которые используются нерационально или не по целевому назначению; определение земель, которые относятся к общегосударственной и коммунальной собственности; осуществление резервирования земель для научно-исследовательских работ и специализированного сельскохозяйственного производства, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; создание государственного реабилитационного фонда земель из угодий, которые нуждаются в принятии мер по восстановлению их плодородия; проведение кадастровой оценки земель, разработка научно-методической и нормативной документации для определения базовых цен на землю; создание государственной системы управления качеством земельных ресурсов и определение его места в системе органов государственного управления; определение принципов размежевания обязанностей государства, землевладельцев и землепользователей относительно охраны земельных ресурсов; проведение оптимизации структуры сельскохозяйственных угодий и формирование высокопроизводительных, экологически стойких агроландшафтов для распаханности земель с целью её снижения до 50% и расширения покосных и пастбищных лугов до 17-20%, увеличения лесистости до 20%, доведения площади земель природоохранного фонда до уровня среднемирового, составляющего 5%; внедрение почвозащитных систем земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории, и расширением площадей бес поливного возделывания почвы, полосовым размещением посевов и паров, первоочередным щелочением и консервацией особо эродированных и склоновых земель; разработка проектов землеустройства с контурно-мелиоративной организацией территорий, в соответствии с которыми осуществляются объемы работ по созданию защитных лесных насаждений, строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений и обеспечивается необходимая их эксплуатация.

Рекультивация нарушенных земель, площадь которых по стране составляет свыше 190 тыс. га, восстановление их почвенного покрова и возвращение в сферу сельскохозяйственного использования, признаются государством в качестве одной из важнейших экологических проблем. Рекультивацию земель планируется осуществлять на ландшафтно-экологических принципах, которые предусматривают оптимальное соотношение разных направлений восстановления нарушенных территорий, создание высокопродуктивных ценозов, повышение и воспроизводство плодородия рекультивированных почв, и предотвращение отрицательного влияния техногенных образований на окружающую среду.

Важным направлением рационального использования земельных ресурсов признается улучшение экологического состояния орошаемых земель, на которых наблюдается подтопление, вторичное засоление, водная эрозия, разрушение природной структуры почв и т. п. Сосредоточивается внимание на рационализации и реконструкции действующих оросительных систем для создания на них таких технологий водопользования, которые бы учитывали уровень физиологических потребностей сельскохозяйственных культур и изменение микроклимата орошаемых участков, обеспечение соответствующих урожаев без деградации земель.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных