ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные принципы международного права окружающей средыОсновные направления функционирования международного права в сфере экологических отношений выражены в его принципах. В основе международно-правового регулирования охраны окружающей среды лежат три группы принципов: общепризнанные (всеобщие) принципы современного международного права; принципы международного (обычного) права, имеющие природоохранительное значение; специальные (отраслевые) принципы международного права окружающей среды. Применительно к сфере международно-правового регулирования охраны окружающей среды важную роль играют общепризнанные принципы международного права. К ним относятся принцип уважения государственного суверенитета, принцип суверенного равенства всех государств, принцип взаимовыгодного сотрудничества, принцип невмешательства во внутренние дела другого государства, принцип добровольного выполнения международных обязательств, принцип мирного разрешения международных споров и некоторые другие всеобщие принципы. Существенное значение для регулирования международных экологических отношений государств имеют обычные международные принципы. В их числе следует выделить принцип добрососедства в использовании природных ресурсов, принцип не причинения экологического вреда, принцип международной ответственности государств за состояние охраны окружающей среды и т. п. Оставаясь частью общего международного права, обычные принципы не только влияют на формирование специальных норм международного права окружающей среды, но и могут оказывать непосредственное регулирующее воздействие в случае отсутствия соответствующих партикулярных норм. К специальным принципам международного права окружающей среды относятся принципы, неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами, не причинения ущерба окружающей природной среде за пределами юрисдикции государств, экологической оценки состояния природной среды, свободного обмена экологической информацией и взаимных консультаций в области экологии, общего достояния природы для человечества, свободы исследования и использования окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и предотвращения их загрязнения, содействия международному сотрудничеству, международной ответственности за сохранение окружающей среды и т.д. Впервые принципы международного права окружающей среды были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 года. В преамбуле этого документа приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые обосновывает необходимость нового направления международного сотрудничества — сотрудничества в области охраны окружающей среды. В самом содержании Декларации сформулировано 26 принципов, основанных на провозглашении естественных прав человека на жизнь в существующей окружающей среде, «качественная сторона которой делает возможным достойный и благополучный образ жизни». В сентябре 1980 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений». Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды. Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды стала Всемирная хартия природы, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1982 года. В ней предусмотрено ряд принципов: необходимости принятия особых мер с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов; воздержания от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе; районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованием благосостояния проживающего в этом районе населения и т.д. В новейшем понимании принципы международного права окружающей природной среды изложены в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была принята участниками конференции ООН, состоявшейся 3 - 14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия). В Декларации Рио-де-Жанейро подчёркивается, что конференция ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая положения Декларации конференции ООН по проблемам окружающей среды, принятой в Стокгольме 16 июня 1972 года, и стремясь развить ее, преследует цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли. Принцип охраны окружающей среды составляет основу международного права окружающей среды и является основополагающим специальным принципом, закрепленным в Стокгольмской декларации, Заключительном акте СБСЕ (в настоящее время - ОБСЕ), резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений», Найробиской декларации, принятой на специальной сессии Совета управляющих ЮНЕП в 1982 году, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Так, четвёртый принцип Стокгольмской декларации провозгласил особую ответственность человека за сохранение и разумное управление объектами живой природы и ее среды, которые находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. Принцип охраны окружающей среды нашел своё всеобъемлющее закрепление во Всемирной хартии природы. В ней предусмотрено, что: генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности; популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, по крайней мере, на уровне, достаточном для ее выживания; следует сохранять необходимую для этого среду обитания; требования сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности, суши или моря; особая защита должна обеспечиваться уникальным районам — типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов; используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем или видов, с которыми они сосуществуют. Принцип международного сотрудничества в области охраны окружающей среды является одним из важнейших специальных принципов международного права окружающей среды. Глобальной характер экологической проблемы требует объединения усилий всех государств планеты для ее разрешения. Принцип международного сотрудничества широко признается в доктрине международного права окружающей среды, лежит в основе договорной практики государств в области окружающей среды, фиксируется в ряде важнейших международных документов. Наиболее полно он изложен в Стокгольмской декларации, в которой закреплены такие важнейшие характеристики международного сотрудничества, как равноправие всех стран и учет суверенных интересов всех государств. Принцип международного сотрудничества нашел своё отражение в Декларации Рио-де-Жанейро, в соответствии с положениями которой государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. В связи с различной ролью в глобальном ухудшении состояния окружающей среды государства признают общую, но несут различную степень ответственности. Развитые страны признают ответственность, которую они несут, в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают. В Декларации Рио-де-Жанейро указано, что для более эффективного решения проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны основываться на международном консенсусе. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Они оперативным и более решительным образом сотрудничают в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживания или предотвращения переноса и перевода в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека. В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого вреда, либо отсутствие полной научной уверенности, они не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды. Национальные власти должны стремиться содействовать интернационализации экологических издержек и использованию экологических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен в принципе покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование. Принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами сформулирован в Стокгольмской декларации. В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права, государства обладают суверенными правами на разработку своих собственных природных ресурсов согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Этот принцип тесно связан с таким общепризнанным принципом международного права, как принцип уважения территориального суверенитета. Принцип национальной принадлежности природных ресурсов закреплен также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» и в Хартии экономических прав и обязанностей государств. Исходя из принципа суверенитет государств над своими природными ресурсами, Всемирная хартия природы закрепляет обязанность каждого государства применять положения Хартии через свои компетентные органы и в сотрудничестве с другими государствами. В Декларации Рио-де-Жанейро указывается, что для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей, государства должны ограничивать и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления, и поощряя соответствующую демографическую политику. Принцип не причинения вреда окружающей среде сформулирован в Стокгольмской декларации в органической взаимосвязи с принципом неотъемлемого суверенитета над ресурсами. «Суверенитет государства над естественными ресурсами, как и государственный суверенитет вообще, не может пониматься как отрицание или ущемление суверенитета всех других государств, поскольку ни внутренняя, ни международная деятельность государства не должна наносить ущерба суверенитету других государств». Некоторые элементы принципа не причинения вреда окружающей среде можно обнаружить в ст. ст. 24 и 25 Конвенции об открытом море, ст. 1 Конвенции о рыболовстве и сохранении живых ресурсов открытого моря, ст. IX Договора по космосу и других международных документах. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду устанавливает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству. Этот принцип закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года. Принцип международной ответственности за ущерб, причинённый окружающей среде, занимает особое место среди международно-правовых обязательств современных государств. Общим основанием ответственности за экологический ущерб является нарушение соответствующего международно-правового обязательства. Однако в конкретных ситуациях трудно определить пределы таких обязательств и материальные последствия их нарушения. Квалификация противоправности деяния, установление характера и размеров ущерба, идентификация причинителей ущерба и т. п., во многом зависят от конкретной экологической ситуации. Еще более сложным является выбор санкций и способов материальной компенсации ущерба. Экологический вред может наступить и вследствие совокупного эффекта действий, каждый из которых может быть правомерным и экологически безопасным, что также затрудняет применение мер международной ответственности государств. Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые могут наносить вред иностранным национальным системам окружающей среды и районов общего пользования. Этот принцип налагает определенные ограничения на действия государств в пределах своей территории, а также подразумевает ответственность государств за экологический ущерб окружающей среде других государств и районов общего пользования. Принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности охватывает процедуру унифицированной на международном уровне оценки экологического воздействия на окружающую природную среду. Эта процедура детально разработана специально созданной группой экспертов ЮНЕП и включает оценку как краткосрочных, так и долгосрочных последствий воздействия на природу. При этом учитываются воздействия на все виды природных объектов, расположенных в пределах национальной территории и международных пространств общего пользования. Принцип устойчивого развития закрепляет приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Забота о людях занимает центральное место в системе мер обеспечения устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано способами, обеспечивающими справедливое удовлетворение потребностей нынешних и будущих поколений в областях развития и окружающей среды. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Так, второй принцип Стокгольмской декларации предусматривает, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешних и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости. В соответствии с принципом устойчивого развитиягосударства обязаны сохранять те экосистемы и экологические процессы, которые жизненно необходимы для функционирования биосферы, сохранять биологическое разнообразие и соблюдать принцип оптимальной устойчивости при эксплуатации биоресурсов и живых экосистем. Этот принцип сформулирован в ряде международных документов, среди которых резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Сохранение глобального климата для нынешних и будущих поколений» и Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. В принятой Конференцией ООН «Повестке дня на XXI век» намечена стратегия мирового сообщества на будущее. Она предусматривает достижение основных целей — сохранение окружающей среды и развитие здоровой экономика для всех народов мира. Это предполагает охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное применение высоких технологий и химических веществ с учетом решения социально-экономических проблем мирового сообщества. Модель устойчивого развития, как любая социальная модель, представляет собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и объективных связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Суть устойчивого развития общества составляет удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей. Эта модель включает комплекс компонентов, отражающих ключевые аспекты функционирования и взаимодействия в социальной, экономической и экологической сферах. Принцип рационального использования природных ресурсов сформулирован во Всемирной хартией природы, согласно которому природные ресурсы должны использоваться умеренно. Так, согласно десятому принцип Всемирной хартии, рациональное использование природных ресурсов охватывает следующие требования: биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения; ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются; не возобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональной возможности их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем. Стокгольмской декларации принципы 3 и 5 посвящены соответственно охране возобновляемых (воспроизводимых) и не возобновляемых (не воспроизводимых) природных ресурсов. Первые должны сохраняться главным образом путем поддержки естественной способности природы к их воспроизводству. Не возобновляемые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от не рачительного и не эффективного использования и истощения в будущем, и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|